Две половины моста между Россией и Китаем через Амур соединились

Дружба России и Китая на этой неделе получила еще одно подтверждение. В пятницу рабочие соединили две половинки автомобильного моста через реку Амур. Он строится с декабря 2016-го года. С подробностями корреспондент ОТР Елена Шеломенцева.

Ровно в 10 часов 30 минут по сигналу с пограничных катеров делегации двух стран двинулись навстречу друг другу. Встреча - точно на середине моста через Амур. Там их уже ждали строители.

Каждая страна построила ровно половину моста - по 540 метров. Но с учетом подъездных путей его протяженность - 20 километров. Две трети - в российской зоне ответственности. Наша сторона начинается на острове. Строителям пришлось возводить еще почти трёхсотметровый переход через речную протоку. За мощь и коварство китайцы называют Амур Хэйлунцзяном - «черным драконом».

Николай Рогов, главный инженер филиала компании по строительству моста «Амур»: «Прямо вот здесь в створе этого моста в ходе строительства перепад воды был шесть метров. Дракон всегда ведет себя непредсказуемо. Агрессивно к тем, кто не понимает, с кем имеет дело. Укротить его невозможно, с ним можно жить в согласии».

Сейчас мост - это металлическая решетка, подвешенная на домкратах. На капитальные основания ее опустят позже, потому что «черный дракон» пытается сорвать российский график стройки. Хэйлунцзян коварно заливает водой котлован для опоры номер шесть.

Илья Шарапов, ведущий инженер по охране труда: «Были неверно сделаны расчеты по подземным водоисточникам, были неверно сделаны анализы почвы. Поступала грунтовая вода, не через шпунтовое ограждение, а именно из земли снизу просачивалась, большое количество, которое влияло непосредственно на производство работ. В настоящий момент шестой опоры практически нет. Есть временная опора. На безопасность это никак не влияет».

Но строители обещают закончить мост в срок - к декабрю. Его стоимость 20 миллиардов рублей. Бюджет нашей страны не участвует. Частная компания, образованная правительствами Амурской области и провинции Хэйлунцзян, взяла кредит у китайского банка под четыре целых и девять десятых годовых. Она рассчитывает вернуть займ и даже получить доход - проезд по мосту будет платным. Движение должно открыться весной следующего года.

- Возможно, через пару лет с семьей запрыгнем в машину и на пару часов смотаемся в Китай. Возможно, это будет гораздо удобнее, чем мы летом ездим на корабле, зимой на «Пумах».

- Взять наших бизнесменов: бедные. На них смотришь, как они с этими мешками бегали. В машину погрузили, переехали, привезли. И спокойнее. Со здоровьем будет проще. И пить меньше будут. Потому что за рулем.

- Если бы была какая-то, ну мало-мальски напряженность, вряд ли бы его строили. Самое главное, что можно спокойно жить и не бояться за свое будущее, будущее своих детей и тем более внуков.

В ближайшее время здесь, на берегах Амура, развернется еще одна масштабная стройка. Частные инвесторы из России и Китая планируют соединить Благовещенск и Хэйхэ первой в мире трансграничной канатной дорогой.

Правительство Амурской области надеется, что «канатка» и мост помогут привлечь в регион один миллион китайских туристов. Это в 15 раз больше, чем сейчас.

Губернатор Василий Орлов объяснил, какие грузы Амурская область повезет в Китай по мосту.

Это в первую очередь продукция сельского хозяйства. Особенно соя. Пекин на этой неделе приостановил закупки бобов у США в ответ на очередное повышение тарифов. Российский регион также рассчитывает поставлять соседям продукцию газоперерабатывающего завода и полиэтиленовую упаковку. Ее будет выпускать химическое предприятие, которое, правда, пока существует только как проект. А что Россия получит взамен от Китая?

Виктория Перская, директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ: «Здесь главное не попасть в зависимость в экономическую. У них программа «2025 - сделано в Китае». И вот эта программа ориентирована на то, что будет развиваться только десять приоритетных отраслей и сегментов, которые нужны экономике Китая. Куда остальные предприятия? Выносить за пределы территории Китая. Ради Бога, это дело предпринимателей. Вполне возможно, что инфраструктура будет способствовать тому, что не отсталые предприятия, а инновационные, то есть четвертый, пятый технологический уклады, но которые не вписались вот в эту программу, они будут выноситься».