Главы России и Белоруссии встретились несколько раз за неделю

Главная политическая тема недели - переговоры глав России и Белоруссии.

На уходящей неделе Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились в Сочи и обсудили как сотрудничать дальше. Причем общались президенты не только за столом переговоров, но и на горнолыжной трассе и хоккейной арене. Подробности у Дениса Чижова.

Седьмая за полгода серия встреч стала рекордной по продолжительности: в Сочи Путин и Лукашенко общались три дня.

На первых же переговорах Путин похвалил Лукашенко за финансовую дисциплину. - Минск исправно платит проценты по кредитам. И закупает нефть и газ в тех объёмах, о которых договаривались.

Владимир Путин:

- Это позволяет нам развивать отношения чисто торгового характера в различных областях, включая и сельхозпроизводство: из общего объёма поставок Белоруссии в Россию это 34 с лишним процента. Знаю, что здесь у нас бывают и шероховатости, бывают и проблемы, но так, как это и положено между друзьями, надеюсь, что эти проблемы будут решаться так, как они решались, и дальше.

На саммите, по признанию белорусского гостя, за все три дня ни разу не затронули самые острые в отношениях двух стран темы. Из-за них президенты дважды встречались в декабре.

Стоимость российского газа и возможные потери Минска от налогового манёвра в нефтяной отрасли России. Нефть для белорусов уже в этом году может подорожать на 20 долларов за тонну, подсчитали в концерне «Белнефтехим». И значит, Минску придётся заплатить больше - на 360 миллионов долларов.

Александр Лукашенко:

- Я чувствовал, что обязательно этот вопрос зададут, как будто это важнейшая проблема в отношениях между Беларусью и Россией. Она действительно существует, но я вам исключительно искреннее и честно говорю, президент подтвердит: мы, по-моему, даже это слово не промолвили за эти три дня. Знаете, почему? До Нового года, вы тоже отслеживали это, мы договорились с президентом - вы в это мало верили, - что мы начнём в том числе и ревизию наших отношений снизу, с вопросов разных направлений нашего сотрудничества.

Путин подтвердил - переговоры были по общим вопросам интеграции. Пришло время «сверить часы», Союзному договору между Россией и Белоруссией в декабре исполнится 20 лет.

Владимир Путин:

- Целью наших встреч в течение этих трёх дней как раз и было провести анализ того, что достигнуто, того, что не сделано, и того, что нужно бы сделать, посоветоваться с коллегами, причём из разных областей, из разных сфер деятельности: экономика, финансы, промышленность, гуманитарная сфера, спорт, культура и образование. Послушать их, как они видят сегодняшнее состояние дел и перспективу взаимодействия, а потом определиться вместе с Александром Григорьевичем, что считаем наиболее важным, перспективным и реализуемым в ближайшее время, в среднесрочной и более отдалённой перспективе. Мне кажется, что работа у нас получилась.

По мнению Лукашенко, в этих сочинских встречах был ещё один важный аспект: определить - насколько вообще прочен союз двух стран. При всех совпадениях интересов - говорить о возможном объединении рано.

Александр Лукашенко:

- Слушайте, ну зачем нам поднимать вопросы суверенитета России и Беларуси? Это икона, это святое. Ну, вы россиянин, да? Россиянин. Обычный человек, можно сказать, но я Вам задам вопрос: Вы готовы сегодня поступиться или торговаться суверенитетом?

Кроме единства в вопросах суверенитета, политики подтвердили: наши страны были, есть и будут важными торговыми партнёрами.

Александр Лукашенко:

- Мы сырьё, комплектующие 60-70 процентов по основной машиностроительной продукции, нефтепереработке покупаем в России. Поэтому какие бы ни были конфликты и скандалы, вы помнить должны, что мы никогда россиянам не будем поставлять ни плохую водку, ни плохую закуску.

Саммит был во многом неформальным. В первый же вечер лидеры отправились кататься на лыжах - на один из склонов Красной поляны. Очищать от отдыхающих курортные трассы охрана не стала. Спортивная пауза в переговорах началась с фотосессии, публика засыпала Путина вопросами, в том числе, не хочет ли он встать на сноуборд. Президент ответил, что лыжи кажутся ему более благородными.

А в последний вечер президенты участвовали в товарищеском хоккейном матче. Путин и Лукашенко сыграли в одной команде, под названием «Тигры» - и победили соперников - «Медведей» со счётом 16:1. Путин забросил семь шайб, Лукашенко - одну.

Белоруссия - один из главных торговых партнёров России. У нее четвёртое место по товарообороту с нашей страной, после Китая, Германии и Нидерландов.

За прошлый год объём торговли между странами приблизился к 34-м миллиардам долларов. Это почти на 11% больше, чем годом ранее.

Причём Россия больше поставляет, чем ввозит.

Объёмы экспорта растут в 15 раз быстрее импорта.

Россия поставляет в Белоруссию нефть, газ, металлы, легковые автомобили, электротехнические изделия и паровые турбины.

А ввозим мы грузовики, мебель, сельхозтехнику, холодильники и морозильники, пластиковую тару, но больше всего - мяса, молока и масла.

Агропродукция занимает более трети объёма белорусских поставок в Россию. Казалось бы, всё прекрасно.

О каких же тогда шероховатостях и проблемах говорил Владимир Путин?

Например, некоторые сельхозпроизводители в приграничной Смоленской области в преддверии этого визита жаловались на то, что им практически невозможно выйти на белорусский рынок. Формально барьеров нет: наши страны в Таможенном союзе.

Но, по сути, Россия предоставляет партнёрам слишком много льгот в ценах на энергоносители. Фактически поддерживает белорусскую мясную и молочную отрасли дешёвым топливом, считают фермеры.

Максим Станкевич, фермер: «О чём вы говорите, какая наша продукция на Белоруссию может поставляться? Мы ее вырастить не можем. В Белоруссии вся земля распаханная, всё работает. А я тоже попытался: чтобы посадить, нужны ГСМ, техника стоит космических денег, рентабельность ноль. По Смоленской области я вообще не слышал, чтобы кто-то работал на Белоруссию».

Источник: bfm.ru

Российские производители сельхозтехники тоже недовольны.

В Белоруссии производятся те же зерноуборочные комбайны, что и в Ростове. И конкуренты с предприятия «Гомсельмаш», получая больше господдержки, занимают сейчас пятую часть российского рынка.

Константин Бабкин, президент ассоциации «Росспецмаш»: «За 15 лет, может, уже больше - ни одного российского комбайна в Белоруссии не было продано. Вот. Ну, тут уже вопрос даже не в равенстве условий конкуренции, не в стоимости кредита, а просто вот – «нельзя и всё». Ну, просто политическое решение принято на самом верху. Ну, я считаю, что это, конечно, неправильно, это вопиющий случай. Что это за кооперация, братство? Постоянно упоминается о братских народах, о братских отношениях, о построении или стремлении к построению единого союзного государства? При этом просто запрет такой - действительно, забор стоит на границе Белоруссии в отношении российских комбайнов».

Но альтернативы сотрудничеству России и Белоруссии нет, говорят эксперты. На Запад официальный Минск развернуться не сможет, даже если захочет. Европа искусно применяет политику санкций, чтобы замедлить процесс интеграции России и Белоруссии, создавая странам неравные условия.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ: «В конце концов, мы в непростом экономическом положении. В том числе связанным и с мировым экономическим кризисом, и с очень серьёзными санкциями, которые на Россию накладывают и накладывают. И поэтому если мы, что называется, на парочку дырочек свой ремень подтянули, мы видим, что он подтягивается, и не очень популярная пенсионная реформа показывает, что приходится это делать, мы ждём, что наш ближайший союзник всё-таки хотя бы на одну дырочку ремешок подтянет. А Лукашенко не хочет. Лукашенко хочет, как было. Как было не получится».

И самый острый вопрос. Получит ли Минск компенсации за российский налоговый манёвр? Глава Минфина Антон Силуанов ещё в декабре заявил: никаких обещаний Россия не давала. Позиция Минска - придется искать дополнительные средства, чтобы расплачиваться по внешним долгам.