К чему привела оптимизация? На примере Сальской ЦРБ и ФАПа в селе Дубовое

Рост рождаемости и снижение смертности зависят ещё и от качества медицинской помощи. Этой теме президент посвятил часть своего послания. И сказал вещи, которые ставят крест на «оптимизации» - в российском смысле этого иностранного слова, когда поликлинику не открывают, а закрывают. Вот, что конкретно потребовал глава государства.

Президент Владимир Путин: «Зачастую к нужному специалисту многодневная очередь, невозможно быстро и бесплатно пройти необходимое обследование, а в отдалённых населённых пунктах остаётся проблема даже попасть к медицинскому работнику, просто попасть на приём. До конца 2020 года медицинская помощь должна стать доступной во всех, я хочу это подчеркнуть, именно во всех без исключения населённых пунктах России, для всех граждан, где бы они ни жили».

В день, когда всё это было сказано, мы получили в программе «ОТРажение» звонок от нашего зрителя из Ростовской области. Давайте послушаем. И представим себе эту картину.

Звонок в эфир. Г. Сальск, Ростовская обл.

- У нас в поликлинике, город с населением 60 тысяч, вы можете талончик взять только в понедельник. Если вы встанете в 3 часа утра и придете в поликлинику. Больше, в остальные дни, вам никакого талончика нигде никто не даст. Очередь стоит эта целый день, там человек 500-400. Я перенес в 2006 году тяжелый инфаркт, я уже три недели не могу взять талончик сдать анализ крови.

На следующий день мы дали запись этого звонка депутату Госдумы из комитета по здравоохранению. Даже включили оперативно полученное видеоподтверждение. Вот какая была реакция.

Юрий Кобзев, член комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья: «В 7 утра такую ситуацию действительно иногда можно встретить, когда не совсем оптимизированы потоки пациентов в поликлинике. Потому что подавляющее большинство людей предпочитают прийти на прием в 7 утра и занять очередь с 5-6, чтобы попасть именно рано утром. Еще достаточно много приходит людей в поликлинику, когда он идет в сопровождении своих друзей, родственников. Давайте мы посмотрим ту же самую поликлинику в 10 утра, давайте посмотрим в 12 утра и скажем тогда, есть там люди либо нет. Обыкновенно в это время поликлиника уже пустая».

Естественно, эту историю в Сальске мы посчитали для себя профессиональным вызовом и отправили туда нашего корреспондента Дмитрия Андреянова.

В пятницу коридоры районной поликлиники - битком: очереди к кабинетам врачей.

Евгений Камышин, пациент: «Вот прошел врач-кардиолог, у которого пациенты еще на 9:38 сидят в очереди, а времени уже пол-одиннадцатого!».

Очереди и в регистратуру - стоят за талончиками на прием, но обычно получают совет - приходите в понедельник или звоните.

Станислав Захаров, пациент: «Не записала - говорит, звони по телефону. А у меня и телефона нет, а она: приди завтра, в субботу, позвони врачу. Мне каждый 10 дней надо сдавать кровь, хотел взять номерок у терапевта - а нету ничего!».

По понедельникам, когда открывается новая запись к специалистам, поликлинику Сальской ЦРБ пациенты осаждают с 3 часов ночи. К открытию медучреждения вестибюль первого этажа полон.

Михаил Атрошин, пациент: «На телефон не берут! В понедельник приехал за номерком я, в 6 часов утра. Простоял я до пол-двенадцатого!».

Антон Чеботарев, заведующий поликлиническим отделением для взрослых Сальской ЦРБ: «Талоны, к сожалению, разбираются очень быстро. В течение, скажем так, суббота-понедельник-вторник талоны разбираются на всю неделю. В оказании помощи не отказываем - выдаем, так называемые нулевые талоны: без определенного времени. Человек подходит к кабинету, отдает талон медсестре и по мере освобождения специалиста вызывают на прием».

У поликлиники ежедневно затор из автомобилей - приезжают со всего Сальского района. Только здесь принимают узкие специалисты.

Галина Маковская, житель хутора Новоселый Сальского района: «Вообще нет у нас больницы - сюда ездим проходить комиссию, врачей всех. Врач дала талончик. В понедельник приехала - сказали «нет талончиков!» Несколько раз - не только в понедельник, я в понедельник не была, в будние, такие дни».

В районной администрации называют главную причину коллапса - не хватает врачей. В той же ЦРБ, вместо положенных по штату трех специалистов, работают по одному кардиологу и эндокринологу.

Зинаида Чебанная, заместитель главы администрации Сальского района по социальным вопросам: «Укомплектованность штата врачами у нас в Сальском районе составляет 64 процента. Средний медперсонал - на 88 процентов. На 20 участках работает 14 терапевтов - это говорит о том, что нагрузка на врачей ложится колоссальная».

Талон на прием к районному специалисту может выписать фельдшер ФАПа или регистратура сельской амбулатории.

В бывшей земской больнице села Сандата, первом в районе с дореволюционных времен лечебном заведении - сейчас в штате - 7 человек. Медсестра Наталья Надура «пробить» время приема может только по телефону - компьютера в их клинике нет.

Наталья Надура, медсестра регистратуры: «Пожилые просят записать, но туда очень сложно дозвониться. Если к нам поток больных сюда идет, то просто сидеть и названивать времени нет».

Андрей Сулимин, житель села Сандата: «Лечиться ездим в Сальск или Ростов. В больнице один терапевт у нас, ходили разговоры, что больницу закроют. И сестринский уход сделают. Скорая помощь - не знаю, новую получили или нет - на честном слове, сгнила, скоро дно выпадет. Она еле едет!».

В субботу записаться в поликлинику Сальска можно только на сайте ЦРБ или с 8 до 12-ти по телефону.

Дмитрий Андреянов, корреспондент: «На выбор три телефонных номера - два постоянно заняты (короткие гудки), по третьему - абонент не существует. Онлайн талончик: на сайте медучреждения подробная инструкция на 7 страницах - как заполнить форму. И приписка внизу: количество мест для электронной записи ограничено, и выделение их большего количества не представляется возможным».

Для понимания масштабов и географии проблемы -- несколько смс-сообщений из тех десятков тысяч, которые нам присылали зрители на этой неделе.

Брянская область

- На приём к врачу ходим как на работу: в 6:00 подъём, бегом на автобус и приезжаешь с приёма домой только в 20:15 злой и голодный, как животное.

Красноярский край, г. Ачинск

- Население более 100 тыс. В течении 2 лет нет детского кардиолога в стационаре и в поликлинике. Много больных детей. На приём ездим в краевой центр за 170 км.

Саратов

- У ребенка 40. Скорая приехала через 7 часов, из лекарства только анальгин

Ленинградская область, г. Шимск

- Закрывают единственную больницу, население 30 000, это геноцид, а не оптимизация

Омск

- Муниципальные поликлиники в ужасном состоянии, больные приходят к хирургу со своим скальпелем и перевязочным материалом.

Курск

- В нашей поликлинике хороший - только морг!

А теперь смотрите, как ещё может выглядеть этот беспредел...

Наша съемочная группа по просьбе зрителей побывала в селе Дубовое Пермского края. Нам писали, с сентября в местном ФАПе нет терапевта. Хотя проживают там 1200 человек, и врач им положен. В Дубовом остались медсестра и фельдшер. Но они не имеют права оформлять больничные и назначать лечение. Селяне вынуждены ездить на прием в районную больницу - а это 15 километров. И автобус ходит не каждый день.

Рафис Файзыханов, житель с. Дубовое: «Утром приезжаешь, в 10.00 - обратно, никто ничего не успевает за час делать. В поликлинику, администрацию невозможно попасть».

В районной больнице объяснили: это - результат той самой, в плохом смысле слова, «оптимизации». Терапевт в селе был загружен недостаточно. Но сейчас руководство клиники пообещало, что врач общей практики в селе снова появится, но принимать будет только 2 раза в неделю -- по несколько часов. Перед приездом нашей съемочной группы в этом ФАПе даже подключили компьютер. Так что теперь фельдшер сможет оформлять там больничные листы. Во всяком случае нас в этом уверяли.

И ещё пара эпизодов из жизни российской медицины 21-го века.

Во вторник стало известно, что в Башкирии Кушнаренковская районная больница осталась без хирурга. Его уволили. Дело в том, что неделей ранее с помощью обломка от старой швабры он зафиксировал перелом шейки бедра у пожилой пациентки. Врач лишился работы даже не за это, а за то, что рекомендовал лечение на дому, тогда как бабушку надо было госпитализировать. Республиканское отделение «Единой России» провело проверку. Оказалось, что нужных расходных материалов в больнице на тот момент не было. Так что получается, что швабру медик использовал правильно.

С документооборотом в этой сфере тоже есть сложности. В пятницу прокуратура Свердловской области опубликовала результаты проверки после инцидента в городе Серове, в декабре. Там во время сбора макулатуры, организованного кафедральным собором, фельдшер местной больницы сдала в утиль... 69 медицинских карт. После того как эта ситуация получила огласку, истории болезней пациентов удалось вернуть в архив. Сотрудница клиники получила выговор, главный врач оштрафован на 4 тысячи рублей.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

Кристина
Увидев данный ролик, решила поделиться с Вами недавно произошедшей ситуацией. Я сальчанка. Мне 26 лет, в принципе со здоровьем глобальных проблем нет. Месяц назад, утром, собираясь на работу, супруг вызвал скорую (поднялось давление, сердцебиние, а незадолго до этого были жалобы на боли в груди). Фельдшер скорой оказал необходимую помощь и посоветовал пойти на обследование к терапевту. В этот же день я взяла отгул и отправилась в поликлинику. Талонов на прием, конечно же нет, но в регистратуре посоветовали оформиться на диспанцеризацию, и по ее окончанию попасть на прием к терапевту. К тому же, таким пациентам талоны брать в регистратуре не нужно. Я обрадовалась, что до приема к врачу я сделаю кардиограмму, флюрограмму, сдам анализ крови и анализы у гинеколога. Очень хорошо, когда к врачебному приему будет видна картина со здоровьем. В течение дня обошла все необходимые в списке диспанцеризации кабинеты и через пару дней, когда должны были быть обещанные анализы, пришла на прием к врачу. Медсестра принимать меня без талона отказалась, сказала брать «нулевой талон» и ждать в порядке очереди. В регистратуре же, напротив, талон не давали, ссылаясь на указания руководства, что такие пациенты как я «по диспанцеризации» идут вне очереди. Так, я 2 раза бегала с этажа на этаж, чтобы хоть кто-то разъяснил мне что делать! В итоге в 7.30 утра я заняла очередь по «нулевому талону», оказалась самой последней, до 13.30 я просидела под дверью кабинета. Но врач меня так и не принял, сказал «Я что, здесь до вечера должен Вас всех принимать?» - закрыл перед носом дверь и ушел (ничего я не преувеличиваю, в действительности так и было). На прием я так и не попала. Зашла в кабинет забрать хотя бы результаты анализов. Мне отдали ЭКГ и флюрограмму, остальных анализов еще не было. На следующей неделе я попросила свою маму забрать оставшиеся анализы, чтобы была полная картина моего обследования. Придя к врачу, оказалось, что анализов то и нет, а врач прямо сказал, что анализы по диспанцеризации - «филькина грамота», если хотите, мы вашей дочке выпишем анализы «нормальные». Вот как это называть? Подскажите,т как лечиться, когда такой бардак? Зачем было назначать диспанцеризацию , если анализы теряются ? А если бы со мной была критическая ситуация? Я пониманию, что врачей не хватает, они тоже люди, устают. Но я была последняя, на меня он потратил бы 15 минут, неужели это много? Крик души, становится страшно, когда действительно что-то случается, тебе даже помочь не кому. Никому нет дела до нас. И такая ситуация, как у меня не единичная. Конечно, я понимаю, что ничего после моего отзыва не решится и система здравоохранения не поменяется. Хочется , чтобы хоть кто-то СВЫШЕ обратил на это внимание. Да, а самое интересное, что напротив нашей поликлиники есть платный центр. Там и очередей нет, и по времени все проходят вовремя и врачи тебе не говорят: «Я что, здесь до вечера должен Вас всех принимать?». И зачем тогда нам нужен полис ОМС?
  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты