Как выглядит средний класс по-русски?

Средний класс в России - какой он? Во вторник Аналитическое кредитное рейтинговое агентство опубликовало новое исследование на эту тему. Вывод: представители этой социальной категории - в среднем по стране - должны получать 60 тысяч рублей в месяц.

Тяжелее всех пробиться в средний класс москвичам - для столицы аналитики определили доход в 121 тысячу рублей в месяц. В Санкт-Петербурге, Подмосковье, Краснодаре и еще нескольких регионах - от 72-х до 97 тысяч рублей. На одного человека в месяц.

Реальные зарплаты в регионах далеки от этих сумм. Средняя по стране сейчас едва выше 40 тысяч рублей, это последние данные Росстата.

Кроме денег есть и другие критерии. Представитель среднего класса должен иметь высшее образование, зарабатывать умственным трудом, возможно, частным предпринимательством. Ну и поездки за границу - тоже признак среднего класса.

Много ли у нас представителей среднего класса? И как оценивают свое социальное положение сами россияне? Репортажи из Тамбова, Саратова и Москвы.

ТАМБОВ

По мнению жителей нашего города, средний класс в Тамбове - это люди, которые зарабатывают не меньше 35-ти тысяч рублей в месяц. Те, кто получает шестьдесят, считаются богачами. Но таких в городе - единицы.

Павлу Негуляеву - 29. Он относит себя к представителям среднего класса по тамбовским меркам. Работает Павел менеджером по продажам в салоне сотовой связи, зарабатывает те самые 35 тысяч рублей в месяц. На них содержит жену и ребенка, у него есть машина, семья снимает квартиру и даже умудряется понемногу откладывать с зарплаты.

Павел Негуляев, менеджер по продажам, житель Тамбова: «Я плачу пять тысяч рублей за квартиру, плюс коммуналка соответственно, коплю сейчас на холодильник, нет холодильника, и вот сейчас второй месяц на него коплю, как бы это абсурдно не звучало».

В этом месяце отложить на холодильник не получится: на днях у Павла сломалась машина, поэтому впереди - непредвиденные расходы на ремонт. Но в целом на достойную жизнь семье хватает говорит Павел.

Отдых за границей они с женой пока не планируют - сын еще слишком мал для перелетов. Но, как только ребенок подрастет, они непременно поедут на Средиземное море.

Павел Негуляев, менеджер по продажам, житель Тамбова: «Мои друзья, например, получают гораздо меньше, то есть я считаю, что я вполне себе средний класс».

Больше всего зарабатывают сотрудники страховой и финансовой сферы - 45 тысяч. Самые маленькие зарплаты - в сфере общепита и гостиничного бизнеса. Там люди получают в среднем 14 800 рублей в месяц.

 САРАТОВ

Саратовец Алексей Булгаков тоже считает себя представителем среднего класса. Он предприниматель, зарабатывает на оптовой продаже топлива. Получает 150 тысяч рублей в месяц - для Саратова это очень большие деньги.

Жена Алексея Кристина в декрете, воспитывает годовалого сына Яшу. Два раза в год супруги ездят отдыхать в Европу. Но накопить на квартиру своей мечты не могут: брать ипотеку не хотят - тогда больше половины зарплаты придется отдавать банку. А жить на меньшие деньги уже не хочется, говорит Алексей.

Алексей Булгаков, предприниматель, житель Саратова: «Сейчас смотрим себе квартиры, нам, конечно, нравятся те, что подороже - порядка 10-13 млн. Пока не чувствуем сил это себе позволить. Каждый день есть какие-то желания и постоянно ставишь себе цели: например, хочется чаще ездить отдыхать».

Квартиру Булгаковы пока снимают - за 25 тысяч рублей в месяц. Это дорого и неразумно, считает Алексей. Поэтому они с женой недавно решили все-таки умерить аппетиты и купить квартиру дешевле - не за 13 миллионов, а хотя бы за семь. Зато на образовании сына они экономить не собираются.

По словам Алексея, того, что он зарабатывает, семье вполне хватает. Но богатым он себя все равно не считает - богатые люди - в его представлении денег вообще не считают, а ему все же приходится на чем-то экономить.

 МОСКВА

В этом доме на Ленинском проспекте супруги Екатерина и Сергей живут уже 16 лет. Район престижный, а у квартиры хорошая планировка.

 Сергей больше десяти лет занимался строительным бизнесом. А сейчас - на пенсии. Сам себя он называет рантье - живет на проценты от заработанного.

Сергей участвовал в ликвидации аварии в Чернобыле. Поэтому у него есть льготы - семье не нужно платить за квартиру. У Екатерины два высших образования - она инженер и экономист. Удаленно работает финансовым директором, а еще - помогает школьникам готовиться к ЕГЭ по физике и математике.

 Екатерина Деньщикова, жительница Москвы: «Где-то около двухсот тысяч - у нас такой месячный бюджет. Лечиться за границей я не могу, домработницы у меня нет».

С учетом столичных цен, доход семьи - не так уж и велик.

Сергей Соколов, житель Москвы: «Когда говорят о среднем классе, задают вопрос: можете ли купить машину? «Ладу», да, могу, но не хочу. «Бентли» - хочу, но не могу».

По московским меркам, Сергей и Екатерина - как раз средний класс. Они с таким описанием согласны, правда, считают, что дело здесь не только в деньгах.

 Екатерина интересуется живописью, а Сергей - любитель бардовской песни.

У супругов есть и общее хобби - путешествия. Сейчас Сергей хочет снова выйти на работу - ведь накопления когда-то закончатся. Но ему уже 59, и найти в таком возрасте что-то подходящее - не так-то просто.

Вообще-то средний класс - это научный термин, критерии определения довольно жесткие. Так откуда такая разница в самоощущении и оценках экспертов? Изучать средний класс начали западные социологи. Наши переняли методику, но не учли особенностей российского общества.

 Светлана Барсукова, профессор факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Мы живем в стране, где существует несколько средних классов. То есть учителей, врачей, согласно профессиональному критерию с полным правом можно отнести к среднему классу, но по имущественному, по экономическому критерию в средний класс попадут возможно другие люди. Поэтому можно говорить о небольшом ядре среднего класса, то есть я бы сказала, безусловно средний класс, ну это там 5-7% населения, точно не больше. А остальное зависит от того, какую вы технику примените».

Так что оценкам самих россиян тоже можно доверять. Тех, кто не причисляет себя к этой категории стало больше. Это показал январский опрос Национального агентства финансовых исследований. К среднему классу себя отнесли 19% опрошенных, годом ранее было 25%.