Колл-центр за колючей проволокой. Как в российских тюрьмах обманывают клиентов российских банков? Кто за этим стоит и как вычислить мошенников?

Гости
Сергей Павлович
писатель, бывший кибер преступник

Ольга Арсланова: На этой неделе россияне снова жаловались на телефонных мошенников. У них новые методы отъема денег у населения: теперь они представляются сотрудниками прокуратуры.

Но работают, в общем, и старые схемы. Чаще всего злоумышленники звонят из тюрем. Такие группировки из двух-трех зэков в камере с телефоном теперь полуиронично называют «колл-центрами». Федеральная служба исполнения наказаний даже попросила у государства 3 миллиарда рублей на глушилки для мобильных, которые незаконно попадают на зону.

Алексей Дашенко продолжит тему.

СЮЖЕТ

Алексей Дашенко: Группа быстрого реагирования едет на захват очередного незаконного «колл-центра». Квартира в самой обычной жилой многоэтажке. Оборудование несложное: компьютер, несколько мобильных телефонов и десятки SIM-карт. Этого набора достаточно, чтобы ежедневно воровать сотни тысяч рублей с банковских счетов вкладчиков. Но «колл-центр» – это лишь звено коррупционной цепочки.

Михаил Игнатов, бывший оперативный сотрудник РУОП МВД РФ по Москве: Начинается она с банковских работников, которые предоставляют информацию о клиентах. Они передают ее в так называемые «колл-центры». «Колл-центры» обзванивают клиентов. Прошло, не прошло… Ну, где-то прошло. Как только они получают конфиденциальную информацию, они тут же ее передают дальше, то есть своим подельникам.

Алексей Дашенко: Затем именно эти специалисты снимают деньги вкладчиков и переводят их на свои счета. Самое уязвимое звено в этой цепочке – «колл-центры». Поэтому нередко организовывают их в самых недоступных местах – за колючей проволокой.

Михаил Игнатов: Это выгодно всем. И администрации, потому что это баснословные прибыли. Это выгодно и заключенным самим. Они сидят, и хочешь не хочешь… Вместо того чтобы сидеть и думать об уголовном деле (им на это плевать), они сейчас зарабатывают деньги.

Алексей Дашенко: Недавно такой «колл-центр» обнаружили в московском следственном изоляторе № 1, более известном как «Матросская тишина». Представители Следственного комитета и ФСБ задержали двух сотрудников СИЗО, которые предоставляли арестантам мобильные телефоны, SIM-карты и доступ в Интернет.

Ева Меркачева, член ОНК Москвы, правозащитник, журналист: Мы сразу же после этого события прибыли в «Матросскую тишину» и говорим сотрудникам: «Ну покажите нам, где эти ваши чудесные помещения, где аппаратура, провода, все эти усилители сигналов, кодировщики». Они говорят: «Слушайте, какой «колл-центр»? Вот изъяли несколько телефонов». Я не помню, сколько там было. Может быть, десяток. Может быть, два. Это просто действительно набор телефонов и всех причиндалов, которые обычно прилагаются к мобильной связи, не более того.

Алексей Дашенко: Выяснилось, что за полгода арестанты только сотрудникам СИЗО заплатили более пяти миллионов рублей и около семи вложили в новую технику. Теперь руководство ФСИН усиливает меры безопасности в закрытых учреждениях по всей стране.

Василий Макиенко, полковник в отставке, ветеран ФСИН: Следственные изоляторы и колонии оборудуются устройствами, как в аэропортах, которые позволяют сканировать человека. Во ФСИН, так же как и в других ведомствах, существует служба собственной безопасности, которая поставлена следить за тем, чтобы сотрудники не вступали в связь с криминалитетом и, соответственно, не работали на них, в том числе не создавали условия для создания таких подпольных незаконных «колл-центров».

Алексей Дашенко: Сергей Павлович – один из самых известных в мире бывших кардеров. Так называется способ мошенничества с использованием платежных карт. В 2008 году его имя упоминалось в числе 11 фигурантов крупнейшего хищения персональной информации за всю истории Соединенных Штатов Америки. Сергея дважды судили. В общей сложности он провел за решеткой более 10 лет. В заключении написал книгу «Как я украл миллион».

Сергей Павлович, писатель: У меня была такая моральная дилемма: не послужит ли она каким-то пособием по киберпреступности? Но я читаю отзывы (а я их собираю, у меня только около 400 отзывов реальных, я собрал в картинках), и люди пишут, 95% пишут, что она их жизнь изменила все-таки в лучшую сторону. Многие прочли в какой-то сложный для себя момент и в итоге занялись не киберпреступностью, а работают официальными программистами и неплохо себя чувствуют.

Алексей Дашенко: Также у Сергея есть ютуб-канал, где он рассказывает в том числе и о том, как не попасться в руки мошенников. По его словам, сегодня киберпреступникам, чтобы украсть деньги, достаточно знать всего лишь номер карты. А это информация даже не считается конфиденциальной, особенно при проведении денежных операций через Интернет.

По данным Банка России, в прошлом году мошенники похитили у физических и юридических лиц почти 6,5 миллиарда рублей. При этом в 70% таких операций клиенты банка сами сообщали секретные данные: номера, сроки действия карт и даже PIN-коды. Правда, таких случаев становится меньше.

– Я уже знаю, что вы мошенник. Наш разговор записывается и будет передан в полицию.

– Ты думаешь, она разберется? Чтобы ты понимал, я взял информацию у той же самой полиции, куда ты хочешь обратиться, идиот.

– У вас были неправомерные действия по данной карте, были попытки списания.

– С какой карты могут быть списания? У меня на ней минус 500 рублей. Ты о чем говоришь?

Алексей Дашенко: Сотрудники банков не раз заявляли, что представители службы безопасности сами никогда не звонят вкладчикам. Самый надежный способ не стать жертвой мошенников – положить трубку, перезвонить в банк и выяснить, что в данный момент происходит с вашим счетом.

Александр Дашенко, Георгий Сытник, Сергей Зайцев и Вячеслав Воробьев, ОТР.