Кто такой Чацкий и кто автор «Девочки с персиками». В Интернете обсуждают деградацию образования и мало читающую молодежь

Гости
Евгений Бунимович
председатель комиссии по образованию Московской городской Думы, заслуженный учитель России

Ольга Арсланова: Кстати, перспектива стать дворниками – не такая уж и фантастика для современных подростков, если они будут выбирать физический труд вместо интеллектуального, продолжат в том же духе.

Молодежь читает все меньше с каждым годом. Такой вывод сделал ВЦИОМ. По данным опроса, ученики младших классов за лето прочитывают три-четыре книги, потому что их хотя бы заставляют в школе. А подростки – максимум одну или две. А 20% даже сообщили, что у них нет домашней библиотеки.

На этой неделе наша коллега, журналистка Маргарита Симоньян, подняла тему деградации современного образования, а проследить ее решила по тому, то считался плохо образованным в классической русской литературе в разное время.

Процитирую: «Пушкинский молодой повеса к восемнадцати годам в совершенстве говорил по-французски, декламировал Вергилия и читал Адама Смита. Шахназаровский курьер – неуч из позднего СССР – шутит о хане Батые и поет наизусть алябьевского «Соловья». А современный неуч не слышал о Шахназарове, не читал Чехова, а на вопрос о Евгении Онегине отвечает: «Знакомое имя, но не помню, что он написал».

Вот этот пост в соцсетях вызвал большую дискуссию. Мы ее продолжим прямо сейчас с Евгением Бунимовичем.

Голос за кадром: Евгений Бунимович – поэт, педагог, правозащитник, общественный деятель. Депутат Московской городской думы. Автор школьных учебников, задачников и методических пособий по математике. Заслуженный учитель России.

Ольга Арсланова: Мы тут провели в нашей редакции небольшой такой тест на грамотность, задавали на улицах российских городов три вопроса: «Кто такой Чацкий? Кто автор картины «Девочка с персиками»? И что из произведений Чайковского вы знаете?» Вот давайте вместе посмотрим, какие были ответы.

ОПРОС

Кто такой Александр Чацкий?

– Герой какого-то произведения.

– «Карету мне! Карету!» Это, по-моему, Пушкин. Нет? Значит, Радищев.

– Не писатель ли случайно?

– Персонаж культурного произведения Михаила Юрьевича Лермонтова.

– Ну, Чацкий… «Отцы и дети»?

– Если вы имеете в виду персонажа Грибоедова, то знаю.

Кто автор картины «Девочка с персиками»?

– Серов вроде бы, да?

– Русская фамилия – то ли Перов, то ли Репин.

– Васнецов? Нет, Левитан.

– Шишкин?

– Серов или Перов, кто-то из них.

– Оп-па! Сейчас, сейчас, сейчас… На языке вертится. Ну, не Саврасов, конечно.

– Ну, это я не скажу. Ты знаешь? Нет.

– Я знаю, кто нарисовал «Мону Лизу».

Какие произведения Чайковского знаете?

– «Спящая красавица», «Времена года».

– В прошлом году ходили на «Щелкунчика», там они точно звучали.

– Я что-то прямо затрудняюсь. Это, наверное, современный какой-то писатель?

– «К Элизе». Его?

– Господи… «Щелкунчик»?

– Композитор у нас великий, да? По-моему, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».

– Ну конечно, «Танец маленьких лебедей». Это же вообще!

Ольга Арсланова: Вот смотрите, музыкальный мы народ! С Чайковским оказалось проще всего.

Евгений Бунимович: Я тоже рад и даже удивлен тем, сколько людей знают, откуда Чацкий взялся. Ну, значит, школьная программа все еще работает.

А вы знаете – почему? Я еще думаю, потому что все-таки «Горе от ума» – короткое произведение. Сейчас время таких коротких, ну, не клиповых, но по крайней мере коротких вещей. Поэтому я думаю, что с «Войной и миром» или с «Преступлением и наказанием» было бы посложнее.

Что касается живописи и вообще всего, что связано именно с визуальными искусствами – ну, в лучшем случае заканчивается где-нибудь в пятом классе. И поэтому какой-нибудь Шишкин, «Медведь на лесозаготовке», последнее, что показывают в школе, «Утро в сосновом бору» – это все. Понимаете? Весь мир… Хорошо, что еще вы спрашиваете о «Девочке с персиками». Весь мир знает Россию… Это такой же бренд, как Чайковский. Я не знаю, Малевич или Кандинский, или Шагал. Я боюсь, что у нас с этим будет сложнее, потому что это, к сожалению, не входит в школьную программу, хотя должно входить в кругозор человека XXI века.

Ольга Арсланова: Но многое входит в школьную программу, а люди тем не менее этого не знают. Есть у нас сегодня какой-то обязательный набор, чтобы считаться образованным человеком? Вот какой-то минимум, от которого можно…

Евгений Бунимович: Вы знаете, не дай бог! Это самый простой способ, который тоже очень любят, так сказать, наши бюрократы, а именно – составить список тех имен или тех дат, которые должны быть. А разве история – это даты? Разве литература – это список имен?

Проблема заключается в том, что единый государственный экзамен, на который все любят нападать, модно нападать (и у меня к нему масса претензий), но сама эта система задавания вопросов коротких приводит к тому, что легче всего спросить год, легче всего спросить имя, «В каком берете была Татьяна Ларина?» и так далее.

То есть вместо содержания… Ведь вопрос же не в том, откуда Чацкий взялся, а вопрос: вообще про что это? Что это за «Горе от ума»? Почему оно случилось? Что такое общество? И так далее. Не надо обязательно прочесть много книг. Задача в том, чтобы человек после школы хотел еще что-то читать, а не чтобы его воротило от литературы, даже если он помнит фамилию Чацкий.

Очень многие возмущаются, что поколение по двадцать раз читает «Гарри Поттера». Ну, читали «Волшебника Изумрудного города», «Гарри Поттера» сегодня читают. Я хочу вам напомнить, что те книги, которые мы… не которые нас заставляли читать, когда мы были школьниками, а которые мы сами читали…

Скажем, «Три мушкетера» никогда не входили в школьную программу, но читало все поколение, и все знали, конечно. Но кто там главные герои? Алкоголик Атос, провинциальный нахал д’Артаньян, хвастун и врун Портос и такой очень изысканный проходимец и альфонс Арамис. В общем, вот тебе примеры для подражания. На самом деле именно по этой книге мы учились дружбе, любви, самоотверженности, да вообще легкости какой-то в жизни и так далее.

Так что не надо пугать тем, что наши дети читают что-то другое. Они разберутся.

Ольга Арсланова: А как вам кажется, есть сегодня в обществе запрос… Даже не так скажу. А модно ли сегодня быть образованным и эрудированным? Или сейчас какие-то другие вещи в приоритете? В общем, не знаешь Чацкого – да и ладно!

Евгений Бунимович: Вы знаете, сейчас очень трудно сказать, что такое образованный и эрудированный. Вот кого-то больше интересует современная музыка, и там может быть все очень серьезно и глубоко, а другие это не очень знают. Кого-то волнует рок. Вот есть рэп-культура, такая очень отдельная и мне уже не очень близкая, но там тоже есть очень талантливые и интересные люди. То есть нет единой иерархии, по которой все плачут.

Но, вы знаете, в магазине тоже раньше был один сорт сыра и один сорт колбасы. Или наоборот – колбаса есть, колбасы нет. Два было варианта. А теперь все-таки довольно много. Так что нормально, что предлагается и в искусстве много. И нормально, что это не только что-то такое очень глубокое, но еще и развлечение, если есть нормальный уровень у этого развлечения, если там нет пошлости и бездарности.

Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Евгений Бунимович, председатель Комиссии по образованию Мосгордумы и заслуженный учитель России, был у нас в эфире.