Кто виноват в трагедии на Шахте Листвяжная, где погиб 51 человек?

Гости
Александр Сергеев
пpедседатель Независимого пpофсоюза гоpняков России, первый вице-президент Союза профсоюзов России

Ольга Арсланова: На этой неделе произошла трагедия, которая заслонила новости о коронавирусе. Произошел взрыв на угольной шахте в Кемеровской области. Погиб 51 человек – шахтеры и спасатели. Основная версия – взрыв метана. По данным следствия, на шахте систематически нарушались правила безопасности. Метан зашкаливал давно. И об этом, судя по всему, знало и руководство, и сами горняки.

Подробнее о трагедии на «Листвяжной» мой коллега Андрей Удалов.

СЮЖЕТ

Андрей Удалов: Авария на шахте «Листвяжная» произошла в четверг в половине девятого утра. В одном из вентиляционных штреков взорвался метан. Горную выработку заволокло едким дымом. В это время в забое на глубине 250 метров находились почти 300 горняков.

– Просто резкий хлопок. И все, и ничего не видно.

– Все в пыли.

– Гарь. Сразу, кто смог, упали на почву, чтобы включиться в самоспасатели.

Голос за кадром: Самоспасатель – прибор, позволяющий дышать в течение часа в загазованной атмосфере. Вес – 3 килограмма. Состоит из патрона, который вырабатывает кислород, дыхательного мешка, соединительной трубки, загубника и зажима для носа.

Андрей Удалов: Многие шахтеры не смогли выйти самостоятельно из-за неисправных дыхательных аппаратов. Им на помощь бросились коллеги.

Артем Симон, машинист дизелевоза, очевидец аварии: Мы сбегали, троих вынесли оттуда. На дизеле парни выехали, тоже человек, наверное, шесть. Потом проходчики бегали, человека два вывели. И вторым уже рейсом… уже приехали ребята, которые обучаются, ну, с этими большими самоспасателями, как акваланги, и они на дизеле еще, получается, четверых, по-моему, вывезли. Ну, все, кто был в 500 метрах до поверхности, их всех собрали.

Андрей Удалов: Искать людей в шахте отправились и 32 отделения горноспасателей. Они тоже пострадали от отравления угарным газом.

– Вчера вечером у нас произошла тоже трагедия, шесть горноспасателей также погибли, идя им на помощь, в общем.

Андрей Удалов: Погибших горноспасателей посмертно наградили Орденом Мужества. Но на следующий день выяснилось, что один из этого списка выжил. Это врач МЧС Александр Заковряшин. Он сам выбрался из шахты и сейчас находится в больнице.

– Ты держись. Все у тебя будет нормально. Нам сейчас рассказали, показали все твои внутренности. Прямо все красиво!

Андрей Удалов: Официально погибшими считаются 46 шахтеров. Надежды, что они живы, уже не осталось. Доступ в забой затруднен из-за сильной загазованности.

Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области: Газовая обстановка по метану на выемочном участке – более 6%. Окись углерода – более 0,25%, что является взрывоопасной концентрацией. Вероятность взрыва очень высока.

Андрей Удалов: Шахтеры говорят, что в аварийном забое и раньше находиться было опасно. Руководство не предпринимало никаких мер.

Алексей Барковский, шахтер шахты «Листвяжная»: Заставляли работать людей. По моим сведениям, в 5 часов звонили с лавы: «Метан, мы останавливаемся». А им говорят: «Работайте, надо миллион выдать».

Андрей Удалов: Горняки рассказывают, что отказывались работать, но им заклеивали датчики метана скотчем.

Александр Конев, бывший шахтер шахты «Листвяжная»: Когда мы начали говорить: «Ну, не будем, потому что она газует», – началось такое! Я прихожу на смену, получаю прибор, решил посмотреть просто время. Смотрю на прибор – а у меня датчики внутри заклеены бумажным скотчем. Я у парней спрашиваю, именно у дизелистов, говорю: «Покажите приборы». Они показывают. У всех так.

Голос за кадром: Датчик – газоанализатор, который издает звуковой сигнал при превышении уровня метана и других газов в окружающей среде. В шахтах допустимая концентрация метана – от 1 до 2%.

Андрей Удалов: На прошлой неделе в шахте произошел пожар. В тот раз его потушили своими силами.

– Этот метан, он давно там зашкаливал. Мой муж с ним ходил, у него на груди, вот здесь, был датчик. Он говорит: «Он пищит, а я его водой намочу, чтобы он не пищал». И дальше работали…

Андрей Удалов: Условия работы в «Листвяжной» в этом году проверили 127 раз, нашли почти тысячу нарушений, девять раз приостанавливали работу шахты. Но вскоре руководители отчитались, что большинство недочетов устранены. После ЧП директора шахты и его зама, а также начальника участка задержали. Им уже предъявлены обвинения. Кроме того, обвинили в халатности и инспекторов Ростехнадзора, которые, по версии следствия, накануне трагедии не провели проверку, а просто составили акты.

– С 18-го числа по 26-е… Я уже объяснял следователю. Я работаю под постоянным контролем, надзор за предприятиями. Я на шахте «Листвяжная» бываю один-два раза в месяц. Я не мог вести постоянный контроль с 18-го по 25-е, потому что у меня другие обязанности. 19-го я уже был на другой шахте.

Андрей Удалов: В память о погибших горняках и спасателях Кузбасса в пятницу в Кемеровской области появились стихийные мемориалы.

– Это боль, конечно. Это страшная трагедия для всех, для россиян, для жителей, для родителей, для матерей.

Андрей Удалов: Андрей Удалов, Максим Волков, Кристина Химич, Александр Шеметов, ОТР.

Ольга Арсланова: Итак, содержание метана в штреке давно зашкаливало, и на это никто не обращал внимания, как сказано в нашем сюжете. Людей фактически заставляли спускаться в опасную шахту, а за отказ выходить поступали угрозы. Это если начальство действительно знало, что горняки рискуют жизнью. В таком случае какую цену за эти жизни назначили?

Получается, люди годами спускались, добывали уголь, обеспечивали прибыль, а тут – аварий больше, аварий меньше. Неужели это всего лишь издержки, к которым компания была готова? А вынужденными соучастниками были сами шахтеры, которые продолжали работать в опасности, нарушая правила ради зарплаты? Конечно, на эти вопросы еще предстоит ответить.

А вот уже известные сухие цифры. «Листвяжная» принадлежит компании «СДС Уголь», которая входит в тройку крупнейших в России экспортеров. 95% компании принадлежат Михаилу Федяеву Его состояние оценивается в полмиллиарда долларов. Он занимает 173 место в списке богатейших людей страны. Прибыль «Листвяжной» – более 800 рублей в год. А зарплата у шахтеров была, по их словам, от 42 тысяч рублей и зависела от выполнения плана по добыче угля.

Ну, по числу жертв эта авария на шахте крупнейшая за последние одиннадцать лет, с взрыва на шахте «Распадская» в Кузбассе в мае 2010 года, тогда погиб 91 человек. Через три года был взрыв в Коми на шахте «Воркутинская» – 19 жертв. А еще через три года – снова трагедия, опять в Республике Коми на шахте «Северная», погибли 30 человек.

Сейчас с нами на связи председатель Независимого профсоюза горняков Александр Сергеев. Александр Андреев, здравствуйте.

Александр Сергеев: Здравствуйте.

Голос за кадром: Александр Сергеев – председатель Независимого профсоюза горняков. Работал на шахтах «Распадская» и «Томская» Кемеровской области. В профсоюзном движении с 1989 года.

Ольга Арсланова: Давайте еще раз вспомним кадр из нашего репортажа. Это икона у входа в шахту. Ну, тут сразу вспоминается: на Бога надейся, но сам не плошай. Икона точно не поможет, если заклеивать датчики, как говорили сами шахтеры, и если не проверять уровень метана и не останавливать работу при нарушениях. Как, судя по всему, было в случае с Кемеровской областью?

Александр Сергеев: Да, нарушения были, и в первую очередь не с точки зрения рядовых шахтеров, а с точки зрения руководства и горного надзора. У нас, к сожалению, такие трагедии происходят с периодичностью 3–4 года. Все предыдущие трагедии связаны не просто с какими-то нарушениями техники безопасности простых шахтеров, а с грубейшими нарушениями правил промышленной безопасности руководством шахты и горным надзором.

А наказания они же никакого не несут, к сожалению. Статья средней тяжести – по неосторожности. Срок давности по ней 5–6 лет. Сейчас 2–3 года будет следствие вестись, потом еще 3–4 года суд будет вестись. Сроки давности пройдут. И я очень опасаюсь, что даже этих признают виновными, но освободят от уголовного преследования в связи с истечением срока давности.

Ольга Арсланова: А какая здесь получается цена жизни горняка? То есть если люди действительно годами вырабатывают план, рискуя своей жизнью, – значит, в этом есть выгода компании. И эта выгода явно больше, чем те расходы, которые возможны даже при большой аварии.

Александр Сергеев: Очень простая выгода. По грубым прикидкам… 18 тысяч тонн была норма на этой шахте «Листвяжная» на обогащение, минус потери. Пускай 15 тысяч в сутки, у них был готов концентрат марки «Д», на который минимальная цена – 60–70 долларов на порту. По грубым прикидкам, 5–10 миллионов в сутки рублей они получали. Они сейчас выплатят 100 миллионов, погибшим по 2 миллиона, и они за 10–20 дней отобьют эти свои затраты. А выплачивать-то будет шахта как юрлицо, выплачивать будет не собственник. Не собственник же продаст свою Bentley и отдаст людям.

Неизбежность наказания горного надзора и руководства за грубейшие нарушения, чтобы они сидели действительно реальные сроки – раз. И серьезный удар рублем собственника, не шахты, а собственника, который… Я думаю, не просто так директор и главный по надзору так себя вел, закрывая глаза, вступая в возможные коррупционные связи с Ростехнадзором. Это же было прямое указание собственника. «Конъюнктура прет, маржа есть, давай быстрее уголь! Мы пока «срубим капусту» так называемую».

Ольга Арсланова: Александр Андреевич, понятно, у руководства нет страха и жалко денег. Но сами горняки, которые с заклеенными датчиками шли и рисковали своим здоровьем, своей жизнью рисковали, они не понимали, на что они идут?

Александр Сергеев: Вот они умеют честно трудиться в опасных условиях труда. У него выбор: или он будет на поверхности получать 20–25 тысяч, или он будет под землей получать 60–70 тысяч, может быть, 80 тысяч. Вот у него выбор. А то, что шахта – опасное дело, это все прекрасно понимают. И все прекрасно понимают риски, которые есть. Да, на предприятиях иногда говорят: «Ты куда идешь-то? Нельзя же идти!» А он говорит: «Ну, можешь не идти. На твое место придет другой».

Ольга Арсланова: Спасибо за эту беседу. Председатель Независимого профсоюза горняков Александр Сергеев был в эфире у нас.