Куда впадает Волга?

Получить начальное и среднее образование - во многих регионах тоже стало проблемой, говорили участники «Прямой линии».

Виной – «оптимизация», из-за которой закрывают сельские школы - как в Старой Суртайке Алтайского края.

Школу 19 лет не ремонтировали и теперь хотят закрыть, там в первом классе всего один ученик.

Президент тут же поручил главе региона разобраться. Тот заверил - школу не тронут.

Но расслабляться не стоит. Качество образования в школах - вопрос дискуссионный. Каждый третий учебник нужно браковать. Считают в Минобразовании. Там провели экспертизу школьных пособий. И нашли вопиюще много ошибок и неточностей. Давайте почитаем учебники и мы. Учебники смотрела корреспондент ОТР Анна Тарубарова.

Это город Астрахань. А это река Волга (показывает Анна Тарубарова).

А это фотография учебника по русскому языку издательства «Вентана –Граф». Тема сложноподчинённые предложения. Цитата: «Город Астрахань расположен на месте впадения Волги в Черное море». Что-то не так в этой фразе подумали астраханские школьники, сфотографировали задание и выложили в социальные сети.

Раз нельзя верить книге, которая напечатана под эгидой корпорации «Российский учебник» - лидера рынка школьной литературы - идём на улицу - урок русского языка становится экзаменом по географии.

Вопрос людям на улице: куда впадает Волга?

Молодые ребята:

- Без понятия.

- Даже без вариантов?

- Ну может быть... Да без вариантов... Ну может быть, в Обь.

Девушка:

- Я не помню, честно...

 Мужчина:

- Вы знаете, не знаю, к своему большом стыду...

Корреспондент ОТР Анна Тарубарова:

- У меня есть варианты: Чёрное море, Каспийское море, Байкал...

Мужчина:

- Каспийское море, я думаю.

Бабушка:

- В Москва-реку.

Девушка:

- В Оку...кажется

Корреспондент ОТР Анна Тарубарова:

- В Оку? В реку?

Девушка:

- Какие-то такие вспоминаются песенки «В междуречье средней Волги и Оки».

Молодой человек:

- В Каспийское море!

Девушка:

- Куда впадает Волга? До свидания!

Дедушка:

- Нахимов в своё время говорил, значит: «Тот не моряк, кто не плавал на Каспии», а я плавал - я настоящий моряк.

Корреспондент ОТР Анна Тарубарова:

- Вы моряк и географию знаете!

Куда приплывут российские школьники, имеющие под рукой книги сомнительного содержания - непонятно - не каждый взрослый вспомнит Нахимова.

Треть литературы, которая претендует на место в федеральном перечне - брак. Таковы результаты дополнительной экспертизы книг - в январе ее инициировало Министерство образования и науки.

Попасть в перечень претендовали 1800 учебников - уже получившие положительные экспертизы - их всегда оплачивают сами издательства. Министерство образования - слова тут не имеет только штамп ставит. Но скоро все должно измениться.

Андрей Петров, директор департамента госполитики в сфере общего образования министерства образования и науки РФ: «Появилось поручение президента выработать принципиально новые подходы к экспертизе учебной литературы. Этим мы сейчас занимаемся. Эти предложения направлены прежде всего будут на закрепление роли министерства и ответственности министерства за учебник за содержание, которое попадает в учебную литературу, это требования к ответственности экспертов. Мы хотим ее закрепить».

Дополнительную экспертизу, которая выявила брак в уже одобренной академией наук и книжным союзом школьной литературе, проводила Российская академия образования.

Заместитель ее президента Виктор Басюк принес доказательства того, что оплаченные эксперты на многое закрыли глаза. Вот пример, из «Экономики».

Виктор Басюк, заместитель Президента Российской академии образования: «Для нас было шоком получить такую информацию, что на одной из страниц учебника написано, что «молодой человек или девушка, закончившие среднюю школу на 50 процентов реже заражаются СПИДом, а у имеющих высшее образование шанс заразиться чумой 20-го века на 90 процентов меньше, чем у их необразованных родственников».

Книги с ляпами отправились на доработку. Но ведь есть уже изданные как в случае с Волгой, впадающей в Черное море и их из школьной программы никто не изъял.

Виктор Басюк, заместитель Президента Российской академии образования: «Учебник приобретает немножко другую функцию, чем 10, 15 или 20 лет назад, ведь сегодня ребенок имеет право получать любую информацию из разных источников и в этом случае учебник должен быть неким мерилом или эталоном той информации, которая в нем содержится».

Пока же учебники служат мерилом не знаний, а...внимательности...делятся педагоги и родители в социальных сетях.

Анжелика Бобрышева, учительница по предмету «Окружающий мир» рассказывала, что акула кормит детенышей молоком. На искреннее удивление она ответила, что нет времени серьёзно заняться биологией. Вот такие дела.

Наталья Шитикова: «в учебниках «началки» полно опечаток и ошибок. Всегда в первом классе говорю малышне, что авторы расставили ловушки, чтобы дети были внимательнее. Кто найдет - молодец. Сама иногда намеренно ошибаюсь, они бдят! Поэтому, если ошибусь случайно, они кричат: «Не поймаете! Хитрая ловушка!» Подстраховалась.

Учитель математики Сан Саныч подстраховался 10 лет назад - написал свой учебник. Приложил свой двадцатилетний опыт к полувековому опыту коллеги по институту - но книгу экспертиза сразу не пропустила.

Александр Прокофьев, учитель математики: «Тогда председателем комиссии от РАН был академик Васильев - он очень серьезно относился к своей деятельности, и он практически все учебники просматривал прорешивал и давал свою рекомендацию и вот у него было правило - если он доходит до 50-й опечатки - он учебник бракует».

Опечатки авторы исправили - с тех пор книга выдержала три переиздания. Другим учебникам - Сан Саныч - к слову, кандидат физико-математических наук не доверяет.

Доверия со стороны Российской академии образования в полном составе лишены учебники по ОБЖ. Ни один экспертизу не прошёл. Дети довольствуются теми, что есть - но если не знать, куда впадает Волга - вполне себе безопасно, то, как спасаться от огня или оказывать первую помощь - жизненно необходимо.

Константин Деревянко, член Комитета по образованию и науке Госдумы РФ: «Многие эксперты - они перераспределены между разными организациями. Неоднозначно, что тот или иной институт академии наук сегодня может дать комплексное положительное и очень четкое достоверное экспертное заключение. Поэтому институция экспертизы - ее необходимо сейчас восстанавливать, необходимо улучшать критерии и подходы к экспертизе и отбору учебных ресурсов, тех же самых учебников. Что и делает сейчас министерство образования в течение последнего года. И в ближайшие месяцы, я думаю, что новая система по экспертизе учебников будет найдена».

Эксперты предупреждают. Главное - соблюдать правило золотой середины. Чтобы институты, которые проверяют учебники, не взялись за содержание и идеи. И не превратились в органы цензуры.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты