Что происходит в бывших союзных республиках?











Ольга Арсланова: На этой неделе оставалась сложной обстановка сразу в нескольких странах, от которых в той или иной степени зависит российская экономика.
В Белоруссии президент создал прецедент в новейшей истории – он приехал в следственный изолятор КГБ и побеседовал с арестованными членами Координационного совета оппозиции. Разговор в СИЗО длился четыре с половиной часа. О чем он был, участники договорились оставить в тайне. Пресс-служба президента сообщила: «Лукашенко хотел услышать мнение другой стороны. И он его услышал». Стала известна только одна реплика, брошенная белорусским лидером: «Конституцию на улице не напишешь».
Эти выходные в Белоруссии вновь отмечены протестами. В воскресенье в Минске прошел так называемый Марш гордости. А в среду лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская была объявлена в федеральный розыск в России. Карточка с информацией, которая совпадает с данными бывшего кандидата в президенты Белоруссии, появилась на официальном сайте МВД. В четверг пресс-служба министерства уточнила: Тихановская попала в базу по Договору о правовой помощи между Россией и Белоруссией, уголовное дело против нее не возбуждалось. Сама Тихановская на этой неделе в Берлине провела несколько встреч с канцлером Ангелой Меркель.
В Киргизии на этой неделе произошла попытка государственного переворота. Поводом стали результаты парламентских выборов. 4 октября киргизы выбирали парламент республики и были разочарованы, как их голоса подсчитали. Недовольство сразу выплеснулось на улицы. В результате беспорядков – более 1 300 пострадавших. Демонстранты разгромили и подожгли здание парламента, резиденцию президента, мэрию и другие офисы госструктур.
А в пятницу в столицу Киргизии по указу Сооронбая Жээнбекова вошли войска. В Бишкеке объявлено чрезвычайное положение. Очевидцы сообщали о стрельбе и взрывах. Тысячи дружинников сейчас охраняют улицы от мародеров.
В субботу Россия стала посредником в трудных переговорах Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху. В пятницу по приглашению Владимира Путина в Москву прибыли министры иностранных дел двух государств. Их встреча за закрытыми дверями длилась 11 часов. В итоге стороны договорились о перемирии. Но уже в субботу Ереван и Баку обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня.
Боевые действия продолжались всю неделю. В четверг при обстреле с азербайджанской стороны города Шуша в Нагорном Карабахе были ранены двое российских журналистов. Состояние Юрия Котенка стабильно тяжелое, а Левон Арзанов получил ранения средней тяжести, его доставили в Москву.
Карабах, Киргизия, Белоруссия… Эксперты размышляют, почему все эти точки напряженности у границ России вспыхнули почти одновременно.
Андрей Манойло, профессор кафедры российской политики Факультета политологии МГУ: Россию окружают поясом нестабильности, потому что сейчас… Ну, Россия может реагировать на отдельно взятый конфликт где-нибудь. Если бы вспыхнул только Карабах и не было бы Белоруссии, не было бы других точек, то Россия была бы более динамичной и успешной. А когда везде разъезжается, везде рвется одновременно, и непонятно, куда бросаться (а метаться от одной точки к другой – это заведомый проигрыш), то вот здесь ситуация получается довольно сложной.