Мусорные проблемы. Тарифы растут. И что делать, если платежка есть, а мусорного бака нет?











Ольга Арсланова: А коммуналка, кстати, тоже дорожает. На этой неделе депутаты Заксобрания Новосибирской области назвали вопиющим рост тарифов на вывоз мусора на 40%, да еще и во время пандемии. Новые расценки вступили в силу с 1 ноября. Парламентарии готовят обращение в Федеральную антимонопольную службу. Теперь вывоз кубометра стоит примерно 420 рублей. Депутаты отмечают, что это социально важный тариф, и его рост в полтора раза может вызвать в регионе социальную напряженность.
Спорить о размере тарифа на вывоз мусора можно, в общем-то, если этот мусор хотя бы вывозят. А что делать, если мусорного бака нет, а платежка есть? В Калининградской области жители села получили счета на вывоз мусора на несколько тысяч рублей. И все бы ничего, но в селе просто нет ни одного контейнера.
О том, как несуществующие отходы превращаются в реальные доходы, расскажет Жанна Мейлер.
СЮЖЕТ
Калининградская область, Красное Село
Жанна Мейлер: Хозяйство Светланы Беляевой – безотходное, здесь все сгодится. Вареные картофельные очистки, смешанные с комбикормом, с удовольствием едят куры.
Светлана Беляева, жительница п. Красное Село: Ну давайте выходите, не стесняйтесь. Тю-тю-тю!
Все продукты, которые мы не съедаем, все отдаю хозяйству, ничего у нас не выкидывается. У нас пищевых отходов не бывает.
Жанна Мейлер: А непищевые идут в печку, чтобы сэкономить на дровах. Отопление в поселке печное, газа нет и не предвидится.
Светлана Беляева: Всем, что горит, топим в печке. Дрова и мусор весь сжигаем. Горит чудесно! Сгорает все без следа.
Жанна Мейлер: Так в Красном Селе живут все. Здесь даже мусорных контейнеров нет, да и мусоровоз сюда не заезжает. Поэтому Светлана и ее соседи были очень удивлены, когда получили долговые квитанции за вывоз бытовых отходов – сначала за прошлый год, а затем и за нынешний. Потом начали приходить и судебные решения.
Регина Котова, жительница п. Красное Село: Меня без меня виноватой посчитали. Я должна 4,5 тысячи отдать государству. Вот на меня и на моего мужа.
Жанна Мейлер: Вам обоим по 4 тысячи?
Регина Котова: Ну да, так они пишут.
Лиана Баркене, жительница п. Красное Село: Моя свекровь год как умерла, а с нее хотят сумму в 900 рублей снять – за мусор, за вывоз. Она продолжает с того света… привет шлет администрации нашей.
Жанна Мейлер: Администрация объяснила сельчанам: два года назад стартовала мусорная реформа, в регионе появился единый оператор по вывозу отходов, и теперь все жители области являются клиентами этой компании. Руководство компании не скрывает, что в поселок мусоровозы не заезжали ни разу, но при этом считает, что услуги местным жителям она оказывала в полном объеме.
Алексей Копылов, заместитель директора ГП «Единая система обращения с отходами»: Видимо, расстояния от Красного Села до ближайших контейнерных площадок в Лунино либо в самом Немане – там порядка 6–7 километров – признаны на местах допустимыми, чтобы люди размещали отходы там.
Жанна Мейлер: Со своей стороны жители заявляют, что готовы платить за вывоз мусора, но при условии, что в поселке появятся мусорные баки. Оплачивать фиктивную работу они не хотят.
Елена Юрченко, жительница п. Красное Село: Не делают работу, не выполняют. А счет принесли – и все. Когда нам приносят эти несчастные долги – трясешься!
Жанна Мейлер: Оборудовать мусорную площадку в Красном Селе власти планируют только в начале следующего года. Местная администрация поясняет: в районе не хватает 500 контейнеров, на это нужно 5 миллионов рублей, которых сейчас в бюджете нет. А разбираться с претензиями мусорного монополиста люди должны сами.
Сергей Ермаченков, и.о. заместителя главы администрации Неманского городского округа: Администрация же не знает, заключены ли договора, берут ли деньги. Каждый человек должен беспокоиться о себе сам, то есть обратиться в «Единую службу» и доказать, что сегодня ему не оказывают такую услугу.
Жанна Мейлер: Все, что предлагают людям чиновники – это оспаривать долги за вывоз мусора в суде. И обещают при этом свою юридическую поддержку.
Жанна Мейлер, Наталья Красакова, Красное Село, Калининградская область, ОТР.