На помощь Нотр-Даму откликнулся весь мир











Со вторника книга Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» - номер один по продажам в крупнейших интернет-магазинах мира.
Дело в том, что в понедельник вечером горел Нотр-Дам. Это было как раз начало Страстной недели у католиков. Весь мир в прямом эфире следил, как огонь уничтожает один из главных символов Парижа и всей Франции.
Что уцелело, а что нет - в репортаже корреспондента ОТР Константина Зубакина.
В понедельник вечером центр Парижа превратился в иллюстрацию к философскому труду Освальда Шпенглера «Закат Европы».
Горел Нотр-Дам-Де-Пари - символ французской столицы. Над одним из старейших готических соборов мира поднимался жёлтый дым - это плавились свинцовые плитки на крыше. 93-хметровый шпиль обрушился на глазах у тысяч парижан и туристов.
Чтобы описать 12 часов битвы с огнём, любая газета могла бы использовать строки из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
«На самой верхней галерее, над центральной розеткой, между двух колоколен, поднимались вихри искр и пламя - огромное, беспорядочное, яростное пламя, клочья которого ветер временами прятал в дыму. <...> Громадные башни с грубыми, будто вырезанными гранями: с одной стороны совершенно черными, с другой - багровыми, - высились над пламенем и казались ещё больше из-за бесконечных теней, которые тянулись от них к небу».
Пожарные охлаждали стены собора максимально осторожно, чтобы не повредить витражи. Заливать крышу тоннами воды было нельзя: каменный свод не выдержал бы такой тяжести. Опасность грозила и колокольням.
Жозе Ваз де Матос, подполковник противопожарной службы:
- Огонь подобрался к колоколам северной башни. Они висят на деревянных балках. Если бы колокола упали, то обрушилась и башня. А затем и весь собор.
Лоран Нуньез, государственный секретарь Министерства внутренних дел Франции:
- Пожарные мужественно и решительно сражались с пламенем снаружи и порой рисковали жизнью внутри собора. Это позволило спасти здание.
Но пламя все-таки уничтожило две трети кровли и каркас для неё.
Это уникальная система балок - их вырезали из цельных дубовых стволов 13-го столетия. Таких деревьев в мире почти не осталось. Дотла сгорели башенные часы 19-го века. Повреждён и интерьер собора. Это самый серьёзный ущерб в истории Нотр-Дама. А он пережил бубонную чуму, нападение гугенотов, Великую Французскую революцию и две мировые войны.
Жюльет Пуш, жительница Парижа:
- Это наследие Франции. Это часть нас. И она сгорела. Нам удавалось сохранять собор 800 лет, а сегодня он обрушился. Думаю, это всех касается.
Доминика Шарвэ, жительница Лиона:
- Пожар произошел на Страстной неделе. Возможно, это знамение. Мы - на дне пропасти и нам нужно как-то выбираться из неё.
Пожарные перенесли в безопасное место реликвии Нотр-Дама - Терновый Венец Иисуса Христа и тунику святого Людовика. Статуя галльского петуха с частицами мощей святых - покровителей Парижа - обрушилась вместе со шпилем, но чудесным образом не получила повреждений. Уцелели алтарь и главный орган собора. Витражи и горгульи тоже в порядке. Специалисты начали укреплять стены собора, а 50 следователей выясняют, почему он загорелся. Основные версии - короткое замыкание или неосторожность реставраторов.
Кристоф Кастанер, министр внутренних дел Франции:
- Ничто не указывает на поджог. Мы изучим всё и установим правду.
Власти Франции объявили сбор денег на восстановление Нотр-Дама - и пообещали налоговые льготы меценатам.
Эмманюэль Макрон, президент Франции
- Мы - народ строителей. Мы восстановили так много зданий, что да, мы возродим Нотр-Дам и сделаем его ещё прекраснее. И я хочу, чтобы работы были завершены за пять лет.
Собор должен быть отстроен к Олимпиаде - Париж примет её летом 2024 года. Французские концерны уже объявили о готовности «пожертвовать на храм» в общей сложности 900 миллионов евро. Это в девять раз дороже реставрационных работ, которые, вероятно, и привели к пожару. Сбор средств начали и другие страны. Владимир Путин предложил направить в Париж наших лучших специалистов, чтобы они помогли воссоздать Нотр-Дам. С Россией собор связывают несколько легенд. Согласно одной из них, его кровля покрыта железом из пермского города Лысьва.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Лысьвенский завод графа Шувалова взял главный приз.
Ольга Кожевникова, директор Лысьвенского музея:
- Золотая медаль на Парижской ярмарке давала статусность продукции Лысьвенского горного округа, и впоследствии заключались договоры не только в нашей стране, но и за рубежом. На экспорт шло кровельное железо в том числе. Тем самым можно предполагать, что и на Соборе Парижской Богоматери могло быть лысьвенское железо.
Лысьвенский металлургический завод работает до сих пор. Он выпускает листовую сталь с современным покрытием. Средневековому Нотр-Даму этот стройматериал вряд ли подойдёт.
Уже в первые дни после пожара французские корпорации выступили с заявлениями о пожертвованиях на Нотр-Дам.
Бизнес мобилизовался.
У нас в стране тоже памятники горят. Вспомнить хотя бы деревянную церковь в Кондопоге. Но что-то мы помощи бизнеса не видим.
Максим Атаянц, заслуженный архитектор РФ: «Подоплека этого вопроса, ну в том его виде, в котором он сейчас в соцсетях гуляет, это - не стоит ли нам обратить внимание на свои утраты вместо того, чтобы пытаться участвовать в сборе средств для Нотр-Дама. Ну, на самом деле, во-первых, людям нельзя указывать, куда им собственные деньги тратить. Это с одной стороны. А с другой, у любого общества ресурсов мало. И всегда ты их бабушке отдашь - ребёнку не хватит, образно говоря. И поэтому если общество осознает, что это ценность, и деньги появятся, и силы появятся, и организационные появятся для этого ресурсы».
Наш Минкульт готов направить в Париж лучших реставраторов, но не планирует жертвовать бюджетные средства на Нотр-Дам в ущерб нашим памятникам архитектуры. Об этом в четверг заявила заместитель министра культуры Алла Манилова.
Зато в бюджете – прям ровно на этой неделе - нашлись бюджетные 8 миллионов рублей на разработку проекта по воссозданию той самой деревянной церкви в Кондопоге. Храм 18 века сгорел дотла в августе прошлого года. Во вторник - когда французские специалисты ещё проливали водой, тлеющий Нотр-Дам-де-Пари - Карелия публично попросила у Москвы денег на проект реставрации церкви. Министерство культуры ответило уже через два дня. Возможно, это случайное совпадение.