О чем поговорили Путин и Си Цзиньпин? И будет ли сотрудничество России и Китая дружбой против Запада?

Гости
Виктория Перская
директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета

Ольга Арсланова: «Консенсус Путина и Си Цзиньпина». Вот такое новое понятие появилось на этой неделе. И на его основе Россия и Китай – участники Мирового ядерного клуба – будут защищать глобальную безопасность. Так в Москве и Пекине прокомментировали результаты видеоконференции, которую провели лидеры двух стран. Переговоры эти шли полтора часа, и политики успели обсудить все самое важное», – так сообщили в пресс-службе Кремля. По словам Путина, отношения России и Китая вышли на беспрецедентно высокий уровень.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Между нашими странами сформирована новая модель сотрудничества, базирующаяся в том числе на таких основах, как невмешательство во внутренние дела и уважение интересов друг друга, решимость превратить общую границу в «пояс» вечного мира и добрососедства. Укрепляются и торгово-экономические связи: в январе-ноябре этого года товарооборот увеличился на 3% – до 123 миллиардов долларов. Таким образом, мы уже побили рекордные показатели допандемийного 2019 года.

Ольга Арсланова: По словам президента, скоро будет взят рубеж в 200 миллиардов долларов. В прошлом году повлияла все-таки пандемия, и товарооборот сократился, зато в этом году новый рекорд. Китай был и остается главным торговым партнером России – правда, в основном сырьевым.

Основа российского экспорта в Китай – минеральные продукты, нефть, древесина, сельхозсырье, металлы. А из Китая мы ввозим автомобили, электроинструменты и станки, одежду и обувь, изделия из пластика и бытовую химию. Ну, наши страны также реализуют крупные совместные проекты в энергетике и в сфере высоких технологий. Важно сотрудничество и геополитическое.

На Западе уже реагируют на эту встречу. Например, Wall Street Journal пишет: «У Москвы и Пекина общая цель – подорвать глобальный порядок под руководством США. Совместные учения между двумя державами участились, взять хотя бы октябрьскую демонстрацию в Японском море. Ну и Россия значительно увеличила поставки военной техники в Пекин, так что Вашингтон должен строить собственный альянс», – предупреждает Wall Street Journal.

Об отношениях России и Китая поговорим прямо сейчас с Викторией Перской, директором Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России. Виктория Вадимовна, здравствуйте.

Голос за кадром: Виктория Перская – профессор кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии инвестиций и экономики строительства. Преподавала в Венском экономическом университете и в Высшей школе немецкой экономики.

Ольга Арсланова: Что нам нужно от Китая больше всего, а Китаю – от нас? Понятно, кроме экономического обмена, продаж и так далее, а с геополитической точки зрения – что мы можем друг другу предложить?

Виктория Перская: Если говорить о геополитической точке зрения, то здесь, наверное, сохранение в первую очередь ООН как международной организации, не специализированной, а многоаспектной, многосторонней международной организации, и ее решающей роли в формировании и регулировании международных отношений.

Второе – это сохранение Совета Безопасности ООН и сохранении права ветирования стран, которые являются членами Совета Безопасности ООН. И Россия, и Китай, в том числе и Индия, сейчас очень выступают за то, чтобы сохранить национальную идентичность, сохранить в образовательной системе преподавание национальной культуры, национального языка.

Вот если посмотреть культуру, то только 10% европейцев ходят в Интернете по музеям, а остальные в онлайне – китайцы были, русские и немножко латиноамериканцев. Англосаксонская цивилизация, назовем так, она вызывает у всех, даже у коренных жителей, дикое разочарование, потому что нельзя говорить, ходить надо, извините меня, так, как тебе велят, тебя контролируют, тебя зажимают, нет свободы мысли. И фактически уничтожение человеческого кода, человеческого развития, если честно. Соответствующим образом, это разочарование людей. И все пытаются найти что-то альтернативное.

Ольга Арсланова: Вообще очень интересно, что когда мы говорим о России и Китае, мы все равно начинаем вспоминать Соединенные Штаты Америки и Европу, да?

Виктория Перская: Обязательно.

Ольга Арсланова: А есть у нас сейчас в стране очарованность Китаем, политической системой Китая?

Виктория Перская: Нет, нет, нет. 98% всех китайцев поддерживают политику, проводимую Компартией Китая. Понимаете, 98%! Это о чем говорит? О том, что не отторгается система управления, которая создана в Китае, социумом. Но нами-то они не будет воспринята. Мы другие. Мы неслучайно отказались от командного социализма. Правильно? Неслучайно. Ведь у нас это развитие эволюционно тоже шло. Соответствующим образом, у нас должна быть другая система.

Ольга Арсланова: Очень интересно! Большое спасибо, спасибо за этот разговор. Виктория Перская, директор Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве, была у нас в эфире.