Одинокая бедная женщина. Портрет бедности: итоги опроса в проекте «Реальные цифры»











На этой неделе в проекте «Реальные цифры» мы получили автопортрет бедности. Зрители, которые считают себя малоимущими, по нашей просьбе, рассказывали о себе, своих доходах, о работе, семейном положении. Была длинная анкета. И вот смотрите, что получилось... Вернее, кто получился...
По результатам обработки 20 тысяч сообщений, стало ясно, что «ядро» бедности - это одинокая женщина. Средний возраст - 45 лет. У неё дети и доход на всю семью - 31 тысяча рублей. Это в среднем...
В Правительстве на этой неделе объявили, что только к концу года составят портрет бедного человека. У нас это получилось уже сейчас.

Конечно, это лишь собирательный образ, потому что на лютое безденежье нам жаловались все, независимо от пола и возраста. Были пенсионеры, молодежь. Было много работающих бедных...
Еще один тревожный звоночек - это кредиты. По опросу ОТР, почти 70% пенсионеров живут взаймы. Одни берут у банков в долг на еду и лечение, другие - чтобы помогать детям и внукам.
Вернёмся к собирательному образу бедности, которая у нас в прямом и переносном смысле «женского рода». Как раз о таких несчастных женщинах сюжет Дарьи Терновской.
Три поколения - бабушка, дочь и взрослая внучка - живут в комнатке двухэтажного полуразвалившегося дома. Строение давно числится под снос.
Банный день в семье Неделичевых раз в неделю. Ванны в их коммуналке нет. Как и горячей воды и отопления. Дом обогревают газовой печью.
Елена Неделичева, житель г. Тамбова: «Нет достойного жилья. Не могу снять, в более хороших условиях чтобы жить. Доходы я трачу на оплату ЖКХ, лекарства и продукты. Одежду последний раз покупали и обувь 4 года назад. Мы донашиваем то, что есть. Что будет дальше, я не знаю. Я считаю себя не бедным человеком, а нищим. Кто-то живет за чертой бедности, я живу за чертой нищеты».
В прошлом году у Раисы Ивановны обнаружили онкологическое заболевание, а потом диагностировали рак и у Елены. Почти сразу ей сделали операцию. Сейчас она хотела бы выйти на работу, только не может её найти.
Елена Неделичева, житель г. Тамбова: «Я бы не хотела подачек от государства, я бы хотела работать и получать достойную зарплату. У меня достаточное образование. Если надо, переквалификацию бы прошла, все, и с удовольствием работала бы, но вот нет такой возможности. В Тамбове с работой вообще невыносимо. Ну а после того как мне сделали операцию, и год я на группе пробуду, я думаю, что… ну и возраст 49 лет, я думаю, что я и работу не найду теперь».
Неделичевы живут втроём на две пенсии. Двадцати тысяч рублей в месяц едва хватает. Все деньги уходят на еду, коммуналку и лекарство. Семья может позволить себе лишь курятину, крупы, макароны, хлеб и картофель. О свежих фруктах пришлось забыть. Не может помочь маме с бабушкой и 25-летняя Екатерина. В прошлом году она окончила университет с красным дипломом по специальности экономист. Но недавно ее сократили на работе - истек срок контракта.
Екатерина Неделичева, житель г.Тамбова: «У меня ощущение, что я в яме. Потому что действительно у нас нищета, что перебиваемся с копейки на копейку. Думаем, что поесть, что купить завтра, о еде только думаем, о лекарствах. Об одежде и обуви просто речи не идет. Думаю, что все-таки куда-то придется устроиться. Более-менее, что-то найду. Минималка, не минималка, но какой-то опыт надо иметь, и, наверное, отсюда уезжать придется, скорее всего, если никакого просвета не будет в области. А он не предвидится. Я не вижу, что здесь, какое-то развитие будет в ближайшее время».

Понятно, что из такой бедности вырваться практически невозможно. Тем более, что у двух героинь проблемы со здоровьем. Тут уже вопросы к медицине и к пособиям по инвалидности. Об этом - чуть позже.