От низких зарплат и большой нагрузки учителя уезжают работать в Монголию

А пока суть да дело, людям приходится выкручиваться, искать дополнительные заработки. Уезжать. И в некоторых случаях - за границу.

Корреспондент ОТР Анна Зуева об учителях из Бурятии, которые работают в Монголии.

Ещё недавно Надежда Бадареева работала в Улан-Баторе в государственной школе при российском экономическом университете. Она преподавала русский язык и литературу монгольским детям. После окончания школы им выдают аттестаты российского образца.

Надежда Бадареева, учитель русского языка и литературы школы №19: «Мой рабочий день начинался с 8:30 и в 15 часов только уроки заканчивались. В остальное время можно было спокойно, в тишине проверить тетради или провести какую-то творческую работу с ребятами. Здесь же достаточно сложно найти на это время».

В зависимости от категории учитель в Бурятии получает от 20 до 35 тысяч. В Монголии - в несколько раз больше. При этом работодатель предоставляет обустроенное жильё и направляет на бесплатные курсы повышения квалификации.

Мэдэгма Бадмаева, учитель истории школы №19: «Зарплата выдаётся туграми, потом переводим в рубли - примерно от ста тысяч. Да, зарплата действительно хорошая».

Мэдэгма Бадмаева восемь лет работала в монгольской школе учителем начальных классов. Говорит устроиться было непросто. Сначала нужно подать заявку, затем пройти отборочный конкурс. Самые востребованные специалисты - языковеды, математики, историки и учителя начальных классов.

Закончив русско-монгольскую школу выпускники без труда поступают в ведущие российские вузы. Только в Бурятском государственном университете учатся 40 монгольских студентов. Чаще всего они выбирают специальности физика, юриста, филолога и менеджера.

Анужин Буувэйбат сейчас учится на четвёртом курсе. Будущий финансист. После окончания учёбы планирует вернуться в Улан-Батор и устроиться в крупный банк. По её словам, российское образование - залог успешной карьеры в Монголии.

Анужин Буувэйбат, студентка из Монголии: «В Монголии, конечно, ценится российский диплом ещё больше. Я ведь на иностранном языке училась, поэтому ценится».

Друг Анужин Эрдэмбилэг Ижилбаяр тоже студент. В этом году поступил на восточный факультет. В его школе в Улан-Баторе преподавали только учителя из России.

Эрдэмбилэг Ижилбаяр, студент из Монголии: «Они все хорошие, сильные, я люблю их. Одна учительница мне преподавала английский и я был в школе олимпиадником по английскому, она была очень сильная!»

В самой Бурятии учителей сейчас не хватает.

Баир Жалсанов, министр образования и науки Бурятии: «У нас во всей республике 467 школ и из них 80% - это сельские. И уже на сегодня мы имеем дефицит кадров более 560 человек в сельских школах».

То, что педагоги уезжают из республики на заработки, в Минобразования не сильно переживают - рано или поздно они возвращаются. Правда, после этого в школы идут работать единицы.


Видите, зарплата в тугриках - зато хорошая. И не мучают, как у нас, бумажками и отчётами. Нагрузка учителей - вообще отдельная тема.

Об этом говорит каждый второй педагог. В день на заполнение всех документов уходит до четырёх часов. Это при том что большинство учителей и так работают на полторы-две ставки. Это минимум шесть - семь уроков в день. А ещё классное руководство, подготовка к занятиям, проверка тетрадей. И вот среди всего этого ещё найти время, чтобы отчитаться о самых разных, иногда просто бессмысленных вещах.

Смотрите, что нам сами учителя рассказали в эту среду, когда мы говорили о школьной бюрократии. Это всего несколько из десятков тысяч смс-сообщений.


Тульская область

«Работаю в системе доп. образования. Основной контингент - дошкольники. Просят отчитаться о профилактике абортов».

Ростовская область

«Отчётов - миллиард!!!! Бумаг - тонны. Работаем за администрацию, за милицию, за социальные службы. Зарплата на ставку - 8 тысяч 700 рублей».

Ямало-Ненецкий АО

«Докладываем о том, сколько зарегистрировано на сайте Госуслуг, в соцсетях, о местах летнего отдыха учащихся. Плюс сводить на разные мероприятия, поучаствовать в акциях, провести классный час, на который просто нет места в расписании, да ещё с фотоотчётами».

Самарская область

«В сельской местности в школах нет стульев для учеников, зато отчетов полно».

Стоит ли удивляться, что у учителей сдают нервы. Тут волком завоешь.

Корреспондент ОТР Юлия Коняхина - об искусстве отчитываться.

Средняя ставка учителя в Тамбове - 7 707 рублей. За классное руководство - еще 4 тысячи. Чтобы получать больше, нужно постоянно повышать свою квалификацию. Но на это требуется свободное время, которого у учителя зачастую просто нет.

Татьяна Виноградова учитель начальных классов с 30 летним стажем. Помимо основных предметов в начальной школе, она преподаёт музыку и физкультуру. В день не меньше шести уроков, плюс дополнительные. После занятий - заполнение журналов.

Татьяна Виноградова, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 11 г. Тамбова: «Это электронный журнал, журнал внеурочной деятельности, это журнал платных дополнительных занятий. Это журнал по технике безопасности, внести данные в папку классного руководителя, ну и если на совещание, то и какие-то отчеты мы сдаем».

Нагрузка Татьяны Виноградовой - 21 час в неделю обязательных предметов по графику, и четыре часа дополнительных уроков. А ещё нужно готовить презентации и участвовать во всевозможных конкурсах - это тоже влияет на зарплату. Проверять тетрадки с домашними заданиями учеников Татьяне Васильевне приходится уже дома.

Татьяна Виноградова, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 11 г. Тамбова: «На каникулах мы работаем с детьми, мы приглашаем их для проведения различных мероприятий, это и веселые старты и викторины, и экскурсии. И в это время проходят заседания и педсоветов, объединений, и поработать в кабинете не мешало бы».

Зарплата Татьяны Виноградовой около 20 тысяч рублей. Этих денег ей хватает, чтобы оплатить коммуналку и купить продукты. Отложить пару тысяч на театр или музей получается не всегда.

Сейчас в школе началась последняя четвёртая, учебная четверть. По словам педагогов, работы станет в разы больше - помимо бумажных отчетов, у них впереди подготовка старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ. А затем и экзамены.

Довольно странно, что мы всё это до сих пор обсуждаем. Потому что ещё три года назад на Госсовете Президент потребовал избавить учителей от этого безумного документооборота.

Есть информация, что Дума в ближайшее время рассмотрит законопроект, который остановит этот вал бумажной работы. Вопрос один: какие отчёты имеют смысл, а какие никому не нужны.

Кирилл Семенов, директор специализированного учебно-научного центра МГУ - школы-интерната имени А. Н. Колмогорова: «Совсем недавно министр просвещения, она же совсем недавно была министром образования и науки Васильева, сказала, что министерству бы хватило, если б учитель заполнял всего три формы отчетности: дневник, журнал и вёл бы программу, - то, что он должен делать в соответствии с законом. Внесён законопроект о том, чтобы на уровне федеральном установить, что отчетность не должна быть сверх вот таких-то нормативов. Если это будет принято, тогда, возможно, можно будет апеллировать к этому и, ссылаясь на этот закон, не делать того, что делать не нужно».