Первая за 43 года авария с пилотируемым «Союзом». Системный кризис или случайность

Самое обсуждаемое событие недели – авария ракеты "Союз". В четверг ее запустили с космодрома Байконур. Через две минуты и пять секунд после старта ракета начала падать.

Это был пилотируемый полет. На борту – не только груз, которого ждали на Международной космической станции, но и экипаж: российский космонавт Алексей Овчинин и астронавт NASA Ник Хейг.

Сработала система спасения: от ракеты отделилась капсула с космонавтами и совершила аварийную посадку в Казахстане. Овчинин и Хейг живы, они лишь испытали значительную перегрузку - от 6-ти до 8-ми джи. Для сравнения: при штатных спусках она в два раза ниже.

Елена Серова, лётчик-космонавт, депутат Государственной думы РФ: «Что такое одна перегрузка? Это вес вашего тела. То есть представьте себе, что на вас давит как бы "шесть вас". Но, опять же, космонавтов полностью тренируют. Ежегодно мы проходим испытания, на центрифуге, отрабатываем различные перегрузки, в том числе, и перегрузки 4-8 единиц. Если это перегрузки "голова-таз»». То есть на любой случай мы полностью подготовлены».

Что символично, этот неудачный запуск посвятили столетию Завода экспериментального машиностроения ракетно-космической корпорации «Энергия». Там делают «Союзы».

Вообще «Союз» - самая надежная из созданных в СССР ракет. И это первая авария такого масштаба за 43 года. Похожий инцидент был в 1975 году. Тогда причиной стали неполадки третьей ступени ракеты-носителя. Космонавты Лазарев и Макаров при посадке испытали перегрузки свыше 20 джи. У них была кратковременная остановка сердца, но они остались живы. В 1983-м году до взлета не дошло. За 90 секунд до старта загорелась нижняя часть ракеты, запуск остановили. Система аварийного спасения подняла аппарат с космонавтами на 1600 метров, уведя «Союз» из опасной зоны. При этом Титов и Стрекалов пережили перегрузки до 18 g.

С момента первого старта "Союза" прошло 52 года. Всего же ракеты этого "семейства" совершили более 130 полетов.

"Союз ФГ" – модель, на которой космонавты летели сейчас – раньше в списке «неудачных» не фигурировала. Предыдущие старты этой модификации были удачными. Запусков было 65.

В причинах аварии на этой неделе разбирается спецкомиссия. Пока исполнительный директор Роскосмоса Сергей Крикалёв сообщил лишь о том, что при разделении первой и второй ступени произошло соприкосновение. В результате ракета отклонилась от заданной траектории.

Независимые эксперты считают причиной многолетний кризис в ракетно-космической отрасли.

Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник института космических исследований РАН: «В течение примерно чуть ли не там почти десятилетия отрасль получила финансирование. Было больше чем в 10 раз, в 20 раз, чем сейчас она финансируется. Сейчас она недостаточно финансируется. Кадры потеряны. Их просто не хватает, квалифицированных кадров. Молодое поколение пропало, то есть просто такой разрыв лет двадцать, где пусто, потому что молодые люди они имеют шансы где-то ещё найти работу. Да, для того, чтобы выжить. Остаются только те, у кого нет выбора. Старшее поколение».

Найденные части ступеней должны быть доставлены в Самару, на завод, где производят ракеты-носители "Союз". Фрагменты изучит комиссия по летным испытаниям. Роскосмос намерен ускорить подготовку новой ракеты, чтобы определиться с графиком дальнейших пусков.

Следующий старт на МКС был запланирован на декабрь, его пришлось отменить, как и все выходы в открытый космос на МКС.