Почему в России есть проблемы с газификацией?

Десять лет назад Дмитрий Медведев обещал провести газ во все российские деревни и города - к 2015-ому году.

Дмитрий Медведев, Президент РФ (2008-2012 гг):

«Цель очень простая - во всех наших деревнях, которые развиваются, и во всех наших городах должен быть газ. Где-то это период до 15-го года. У нас есть просто очень удаленные места, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, которые расположены на расстоянии сотен километров. Но все равно газ нужно тянуть и туда. В некоторых случаях мы обходимся электроэнергией, но в целом в большинстве населенных пунктов все-таки будет газ».

Источник: «Российская газета», 2009 год

По статистике сегодня в каждом третьем городе и в каждой второй деревне - газа до сих пор нет. Газовщикам невыгодно.

Сергей Чернин, Президент ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой», Первый зампред комитета по экологии ТПП, почетный работник газовой промышленности: «Да, это национальное достояние, которое мы продаем. С 2009 года - то, что обещал тогда Медведев - прошло уже 10 лет, многое поменялось. И второе - если говорить бизнес-языком, - то на экспорт продавать намного более рентабельно, цены внутренние намного ниже, поэтому «Газпром» всегда был ориентирован продавать больше за рубеж и меньше - на страну».

Невыгодно «Газпрому» - и ещё больше невыгодно людям.

Всего несколько метров от дома до трубы - и вы «попали» на сотни тысяч рублей. Бывает, что на миллион, на два.

Корреспондент ОТР Дарья Терновская - на конкретных примерах расскажет.

ЖИЛИНО, ПЕРМСКИЙ КРАЙ

В Пермском крае газ есть только у половины всех жителей. Остальные - а это сотни тысяч - всё еще ждут. В городах это ожидание порой длится несколько лет. В деревнях - становится бесконечностью. Так в селе Жилино дрова - пока единственный способ согреться.

Николай Лыгалов, житель села Жилино: «Газовое отопление, оно же работает беспрерывно. Пришел, дома тепло. Отрегулировал какую надо температуру и будет тепло. Сейчас если мы уезжаем на работу вместе с женой, у нас дома никто не топит».

Чтобы дотянуть газ до Жилино, нужно всего-навсего три километра труб. И 20 миллионов рублей. Чиновники говорят: мол, местность особенная. Потому - дорого.

Светлана Черникова, первый заместитель главы администрации Кунгурского района: «Это в первую очередь пересечение у нас федеральной автомобильной дороги Пермь-Екатеринбург и пересечение железнодорожных путей. Это усложняет скажем, проектно-сметную документацию. Она может возрасти в стоимости и возрастает стоимость строительно-монтажных работ».

Районные власти - уже без камер - рассказали, что могут обратиться в «Газпром» с просьбой включить село в программу газификации. Почему не сделали этого раньше - неясно. Теперь на все согласования может уйти несколько лет.

ГВАРДЕЙСК, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

А это уже город Гвардейск в Калининградской области. Там газопровод есть, а газа нет. Сотни жителей уже получили разрешения на врезки, закупили оборудование. Газовщикам осталось повернуть вентиль.

Жанна Коваль, житель Гвардейска: «Выкрутить здесь, подсоединить сюда, и открыть вот этот кран».

Любовь Михалец, житель Гвардейска: «У меня ушло на все это, на котел, на оборудование, на все, а теперь осталось только вот пустить этот газ, подключить, и требуют 26 тысяч».

Региональная Служба по тарифам такие расценки считает обоснованными. Она утвердила их ещё в 2017-ом. Но пересмотреть цены всё-таки придётся - такое поручение на днях уже дал губернатор.

Газификация - это на самом деле ответственность не только «Газпрома», но и местных властей. Эксперты говорят, что от администраций много что зависит.

Игорь Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности: «Если становится понятно региональным властям, что Газпром свои обязательства выполнил, привел трубу к населенному пункту, а дальше уже дело за ними, естественно, должна быть заявка в федеральный центр, чтобы выделить дополнительные деньги из федерального бюджета. Регион должен пробивать эту историю, требовать выделения денег. Газопровод - это не только экономическая единица. Это фактор, который влияет на качество жизни. И если государство хочет поднимать качество жизни, чтобы газопровод был доступен для всех как некий элемент социальной справедливости, то нужно выстраивать программу по повышению доступности газопроводов».