Президент посмотрел, как работает центр для координации работы регионов и обращений россиян. Поможет ли он людям в далеких регионах?

Гости
Дмитрий Журавлев
научный руководитель Института региональных проблем

Ольга Арсланова: Через несколько дней президент обратится с посланием к Федеральному собранию. Подготовка к этому событию шла и на этой неделе. Президент продолжал изучать обращения россиян и обстановку в российских регионах. По словам Владимира Путина, власть должна получать не «причесанные», а объективные данные о проблемах граждан. Такое заявление он сделал во время посещения Координационного центра Правительства.

Экскурсию по центру провел премьер-министр Михаил Мишустин. Благодаря современным технологиям в центре можно оперативно связаться с представителями любого региона и быстро решать разные проблемы. Например, именно тут Кабинет министров организовывал выплаты дополнительных пособий на детей, контролировал получение доплат медработниками и курировал вопрос горячего питания в школах.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Это, безусловно, очень современный инструмент управления. Все очень наглядно, дает возможность реагировать на происходящие события, обмениваться информацией, получать обратную связь и корректировать действия Правительства. Нужно наладить эту работу, наладить, чтобы нужная информация, именно нужная, не «причесанная», не красиво оформленная, а именно объективная информация поступала в соответствующие структуры, накапливалась и обрабатывалась.

Ольга Арсланова: В Координационный центр поступают и обращения россиян со всей страны. Их можно отправить через Портал госуслуг или через сайт национальныепроекты.рф – там есть специальные вкладки «Задать вопрос» и «Сообщить о проблеме».

Сейчас россияне, чьи проблемы не решаются на местах, обращаются напрямую к президенту. И для этого они используют все доступные способы. Например, записывают видеообращения и выкладывают их в Интернет.

Подробнее расскажет мой коллега Мереке Ульманов.

Алтайский край, Боровой

Светлана Рыжкова, жительница села Боровой: Здесь душевая кабина была. Вот натяжные потолки были. Где они? Их нет. Все растащили.

Мереке Ульманов: Ладно потолки. Выломали даже окна вместе с подоконниками. От квартиры остались только голые стены. Три года назад этот дом в алтайском селе Боровой признали аварийным и жильцов попросили на выход.

Наталья Суворина, жительница села Боровой: Тут зимой все промерзало, блестело все, вообще лед блестел. Здесь постоянно сыпалась штукатурка. У меня стояла стенка, чтобы просто этого не видеть.

Мереке Ульманов: Взамен этим квартирам районные власти предложили людям комнаты в общежитии в соседнем селе – мол, больше некуда.

Светлана Рыжкова: Комната – 12 квадратных метров. У меня не было двери в комнате. И фанерой было застеклено.

Мереке Ульманов: От такого жилья люди отказались. 23 семьи разбрелись по съемным квартирам. Три года они писали жалобы в администрацию Бийского района и прокуратуру, требуя нормальную крышу над головой. Бесполезно! А неделю назад взяли да и записали видеообращение президенту.

– В этом году они решили снести наш дом и выписать нас оттуда. А значит – сделать нас бомжами. Обращаемся к вам. Вы – наша последняя надежда. Помогите нам, пожалуйста!

Мереке Ульманов: Через три дня в Боровом появились представители Следственного комитета, а сельсовет пообещал выплатить переселенцам компенсацию. Специально для этого там даже наняли специалиста за 50 тысяч рублей, который оценит стоимость квартир.

Курская область, Кукуевка

Мереке Ульманов: А вот жители курской деревни Кукуевка отправили президенту картофельный крик о помощи. Поле – 40 соток. Буквы – от 3 до 9 метров. Обращение, которое буквально цвело и зрело, люди высадили год назад. Все из-за того, что их собственные земли стали частью заповедника. Это почти 2 тысячи участков и 600 уже построенных домов.

Владимир Кузнецов, житель Кукуевки: В 2018 году Государственный заповедник имени Алехина поставил на кадастровый учет охранную зону – до 3 километров. С этого времени здесь строительство запретили. И начались наши проблемы, дома перестали регистрировать.

Мереке Ульманов: Два года люди обращались в правительство области, к депутатам Госдумы, даже у сенаторов были, но никто не решал их проблему. Тогда жители придумали такой креативный ход. Как только картофельное обращение появилось в Сети, вопросом занялся лично глава Следкома Бастрыкин. С людьми встретился курский губернатор Старовойт, но решить проблему он не смог – заповедник федеральный.

Владимир Кузнецов: Урожай отдали в детский дом. После этого, поскольку проблема не была еще решена, мы решили поддержать эту надпись в дальнейшем и посадили рожь, которую мы видим сейчас на заднем плане. Сейчас весна, она активно начала расти.

Мереке Ульманов: Месяц назад в Кукуевку приезжал федеральный министр природных ресурсов. Договорились, что область отдаст заповеднику 800 гектаров своей земли, а тот разрешит людям строить дома.

Александр Козлов, министр природных ресурсов и экологии России: Это не просто, условно, сейчас придумал что-то, а потом сказал: «Не получилось». Это проговорено. Это согласовано с нашими ведомствами.

Мереке Ульманов: Тем временем рожь поднимается и скоро начнет колоситься. Но убирать надпись жители Кукуевки пока не будут. Возможно, лишь поменяют фамилию президента на губернаторскую, чтобы не забыл про них, когда придет время строить школу, дороги и детские сады.

Мереке Ульманов, Дмитрий Дробышев, Татьяна Симоненкова, ОТР.

Ольга Арсланова: Кстати, наш канал и, в частности, программа «ОТРажение» – тоже своего рода центр сбора жалоб. Мы получаем тысячи звонков, SMS и писем из разных регионов ежедневно. И одна из наших рубрик – «Дорогая передача» – целиком посвящена обращениям телезрителей. Мы передаем их профильным ведомствам. Чаще всего наши зрители жалуются на отсутствие дорог, плохие коммунальные условия, недоступную или некачественную медицинскую помощь, проблемы с положенными выплатами и бездействие чиновников.

Куда жаловаться эффективнее всего? Об этом поговорим прямо сейчас с научным руководителем Института региональных проблем Дмитрием Журавлевым.

Дмитрий Анатольевич, здравствуйте. Как вам кажется, будет ли толк от этого центра, который посетил президент?

Дмитрий Журавлев: Все новое – хорошо забытое старое. В принципе, идея ситуационного центра при первом лице еще в советское время была, просто сейчас она реализуется до конца, полно. Но это не новая модель управления. Решения все равно будет человек принимать, в данном случае президент. У него просто будет более удобный способ работы с информацией – не только быстрый, но и более эффективный. Но само решение, как всегда, будет принимать человек. И в этом смысле система управления не меняется.

Ольга Арсланова: В последние годы россияне из регионов со многими проблемами обращаются напрямую к президенту, потому что на местном уровне не могут никак эту проблему решить. Это Прямая линия, это жалобы президенту. Все к президенту: не так лечили, местные чиновники обидели, с дорогами проблемы. Можно ли сказать, что это проблема структурная, как проблема госуправления в России? И решит ли эту проблему как раз Координационный центр?

Дмитрий Журавлев: Конечно же, это проблема госуправления. Люди обращаются к президенту, до которого не просто достучаться и который находится от них далеко, порой на расстоянии половины диаметра Земли, потому что у них уже никакой надежды получить внятный ответ на месте. Если бы они шли со своей лампочкой к тому, кто должен закручивать лампочки, и он бы ее закручивал, то не надо было бы писать президенту. Просто у нас всем понятно, что если первое лицо обратит внимание, то все забегают, а если не обратит, то не забегают.

Вот главная проблема – проблема мотивации чиновников. Им не очень хочется выполнять свои обязанности. Им гораздо интереснее получать за это зарплату. Как в том анекдоте: «А что, тут и работать надо? А казалось, только зарплату будут платить». Поэтому все действительно сводится к центру.

Полностью решить эту проблему не сможет ни Координационный центр, ни какой-то другой электронный механизм. Он позволит президенту обратить внимание на большее число событий, может быть, значительно большее. Но все равно на каждую лампочку даже с этим центром президента не хватит. Поэтому главное – это именно решение структурной проблемы. Если на каждом уровне чиновник будет заинтересован в выполнении своих задач, то такого количества жалоб в Москву не будет.

Ну, все равно этот центр полезен, потому что если раньше президент мог, грубо говоря, ответить десятерым, то теперь он сможет ответить тысячам. Все равно не 149 миллионов, но лучше, чем десять.

Ольга Арсланова: Дмитрий Анатольевич, а федеральные чиновники в Москве вообще понимают, чувствуют, как люди живут в регионах? Насколько помощь может быть адекватна отсюда?

Дмитрий Журавлев: Здесь нужно разобраться с терминами. Понимать – понимают. Почувствовать из Москвы это невозможно. Мы живем очень по-разному. Я не могу сказать, что чиновники тупые, не понимают. Но у них понимание такое количественное. Понимаете, очень сложно из окна собственного Rolls-Royce разглядеть ямку на соседней дороге – Rolls-Royce быстро едет.

Ольга Арсланова: А почему тогда нет ротации? Почему бы этих чиновников из Москвы время от времени не засылать в регионы, например, на какие-то должности? Может быть, и регионы бы подтянулись в таком случае.

Дмитрий Журавлев: Вы понимаете, вы говорите «засылать», а я уверен, что чиновники скажут «ссылать». Им-то зачем туда ехать? Латать дыры в региональном бюджете, которого, как его ни латай, все равно на всех не хватит? У нас-то в вице-губернаторы народ не сильно рвется. Куда вы его будете посылать? У нас и губернаторами-то не все уже хотят быть.

А в Москве – федеральный бюджет, огромные средства. Все в твоих руках! Кто же захочет ехать? Помните, как герой говорил в «Забытой мелодии для флейты»: «Нас в колхозы нельзя. Колхозы жалко, мы их развалим».

Ольга Арсланова: Спасибо. Мы говорили с Дмитрием Журавлевым.

Кстати, качество жизни в российских регионах и качество работы их руководителей будет оцениваться в рамках ежегодного рейтинга, основанного на мнении местных жителей. Об этом заявил Владимир Путин на заседании Президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив. Так что слушать жалобы граждан и реагировать на них чиновникам все же придется.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)