Расплата за долги "Трансаэро". Судьба второй авиакомпании в стране и трудности ее пассажиров

Расплачиваться за долги "Трансаэро" на этой неделе пришлось пассажирам. Десятки тысяч человек улетали с задержкой, опаздывали на стыковочные рейсы. Многие просто покупали новые билеты, естественно, за большие деньги. Тамара Шорникова -  о трудностях перелета и судьбе российского авиаперевозчика № 2.

Из города Актау в Казахстане эти пассажиры вылетели лишь вечером следующего дня - местный аэропорт почти двое суток не выпускал самолет "Трансаэро", ждал, пока перевозчик отдаст поставщикам топлива долг в 10 миллионов тенге - это больше двух миллионов рублей. Руководство терминала уже заявило, что обслуживать лайнеры компании будет только после получения предоплаты.

Это не единственный случай, когда люди оказываются заложниками ультимативных переговоров "Трансаэро" с обслуживающими компаниями. Самолеты простаивали из-за долгов и в Магадане. У пассажиров рушились планы и пропадали билеты на стыковочные рейсы. 

"С Москвы до Ростова мы летим, и был транзитный рейс. И нас заранее предупредили, за неделю, что наш рейс отменяется. Пришлось сдавать билет, покупать новый билет уже на другую авиакомпанию. Дороже. На восемь тысяч", - говорит Ирина Потюник, пассажир компании "Трансаэро". 

Когда затрясло вторую по размаху авиакомпанию в стране, жителей Колымы ударило сильнее других. Единственный прямой рейс из Магадана в Москву и обратно был как раз у "Трансаэро". После того, как перевозчик прекратил продажу билетов, пассажирам пришлось искать альтернативные пути, как добираться в столицу - с пересадками и дороже.

Решение проблемы удалось найти - по этому маршруту с середины октября 4 раза в неделю будут летать самолеты "ВимАвиа", один раз - Аэрофлот. Позже к ним присоединится "PegasFly", и, возможно, UTair. Городов, которые с центром или друг с другом связывала только "Трансаэро", не один, и не два - перевозчик осуществлял рейсы по 133 направлениям в стране и за ее пределами. Эксперты уверены, что когда такой игрок уходит с рынка, цены на авиабилеты могут прибавить до 30 процентов.

"Трансаэро" у нас перевозила где-то примерно 14 миллионов пассажиров. Ну это туда-сюда по кругу, то есть 7 миллионов. Кто перехватит этот поток? Ведь такого парка нет ни у "Аэрофлота", ни у "ЮТэйра", ни у "Сибири". Значит, начнется ажиотаж. А когда ажиотаж, вот как говорят - больше некем. Больше нечем. Значит, что? Значит, взвинчивание билетов пойдет", - сказал Виктор Горбачев, генеральный директор ассоциации гражданской авиации "Аэропорт", в интервью программе "ОТРажение". 

Сейчас в "Трансаэро" проводит ревизию Росавиация. Результаты внеплановой проверки станут известны на следующей неделе, и от них будет зависеть дальнейшая судьба компании. Разным организациям она должна в общей сложности четверть триллиона рублей. Среди кредиторов - банки и обслуживающие организации.

Например, топливно-заправочная компания "Кольцово", которая обслуживает самолеты в аэропорту Екатеринбурга, требует взыскать с перевозчика 173 миллиона рублей. Другая компания, "РН Аэро", требует около 3,5 млрд рублей.

Уже второй иск к "Трансаэро"подал и Всероссийский банк развития регионов. В этот раз - на 800 миллионов. Вдвое больше в сумме требуют представители "Альфа-Банка" и Финансовой корпорации "Открытие".

Объясняя, как одна из крупнейших авиакомпаний в стране долетела до таких цифр, эксперты чаще всего говорят: слишком быстро и высоко шла в неподходящее для таких виражей время. Доходы в кризис упали, а вот расходы на лизинг и на обслуживание кредитов выросли. 

"Главный риск заключается в очень быстрых темпах роста. Когда вы непрерывно прибавляете по 20-25 процентов в год, вы должны вкладывать в парк, в обучение, в освоение линий, и это как азартная такая гонка. Если она слишком долго продолжается, то удача может отвернуться", - считает Александр Фридлянд, профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации. 

Правительство приняло решение обанкротить "Трансаэро". Сценарий до конца не ясен. Как и судьба многих пассажиров компании, которые заранее купили билеты или турпакеты. Правительство обещает не оставить их в беде

"Билетов продано много, и мы будем готовы оказать поддержку "Аэрофлоту", чтобы все билеты были обеспечены перевозками, то есть обманутых людей, которые заплатили за билет не должно быть", - говорит Игорь Шувалов, первый заместитель председателя правительства РФ.

Точно перевезут всех, у кого рейсы до 15 декабря - это около 600 тысяч человек. Пассажирам, у которых на руках билеты на более поздний срок, обещают отдать деньги, но не уточняют, кто это сделает и когда. Уже сейчас некоторые онлайн сервисы отказываются от выплат. Можно обращаться напрямую к перевозчику, но если его признают полным банкротом, возможно, взять с него будет нечего. 

Свои вопросы к "Трансаэро" есть и у сотрудников авиакомпании. Они говорят, что из-за отмены рейсов теряют деньги. Если за месяц бортпроводник не совершит ни одного вылета, он получит голый оклад в 5 тысяч рублей плюс разные выплаты - всего 22 тысячи. При обычной загрузке бортпроводники получают гораздо больше - около 80 тысяч рублей...Что делать сотрудникам в этой ситуации? Искать работу, не только в Аэрофлоте, но и в зарубежных авиакомпаниях.

"Подход будет индивидуальный: кого-то возьмут, кого-то нет. Могут быть трудоустроены пилоты "Боинга-737, пилоты "Боинг-777", потому что такие типы есть в Аэрофлоте. Остальные пилоты могут найти частично работу в "Эйрбриджкарго". Компания развивается бурно, берет самолеты 747-е, а в "Трансаэро" есть пилоты, летающие на этом типе", - считает Игорь Дельдюжов - президент независимого Шереметьевского профсоюза летного состава.

Многие летчики "Трансаэро" уже начали искать работу за рубежом: в Китае, Вьетнаме, Корее и Турции. Зарплата там в два раза выше российской и шансы трудоустроиться с хорошим налетом и авиационным английским - неплохие. А вот наземному персоналу найти работу будет сложнее.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты