Россия – XXI век: Как живет отрезанная от цивилизации российская глубинка?

Россия – XXI век: Как живет отрезанная от цивилизации российская глубинка? | Программы | ОТР

Добраться до этих сел можно только при хорошей погоде, а то и только по воздуху

2018-04-22T19:53:00+03:00
Россия – XXI век: Как живет отрезанная от цивилизации российская глубинка?
Реальные новости. Какие еще события запомнились жителям нашей страны за прошедшую неделю?
Прощай, великий футболист! Кто после Марадоны сможет забивать так же?
Вторжение американского корабля в нескольких километрах от Владивостока. Почему США не признают государственную границу России?
Последствия урагана в Приморье. Зима пришла, как всегда, неожиданно
Барон Хэмптонский и Сибирский. Кому пожаловала титул сама королева Елизавета Вторая?
«Не в деньгах счастье». Настольная игра от Минфина
Массовый подхват ковида. Когда Россия выздоровеет? И как за нами «проследят» по камерам, через телефоны, через Интернет?
Что случилось с ценами? Реальные цифры - нереальные цены. Как под конец года всё пошло вверх
ОТРажение недели. Полный выпуск. 29.11.2020
Дистанционка на берёзе. Смелый поступок студента из Омской области

А теперь - почти о неразрешимой проблеме. Об отрезанных от цивилизации деревнях и посёлках. Дорог нет, медицины нет… Да много чего там нет. А людям за это и спросить не с кого. Региональная власть – далеко, а муниципальные органы ничего не решают.

Александр Денисов - о традиционном укладе русской глубинки в нашей рубрике "Россия - 21 век".

Это для обычного водителя, привыкшего к трассам и асфальтовому покрытию, знак "Скользкая дорога" актуален больше в зимнее время. А вот для автовладельцев из деревни Дувановка он актуален всегда.

- Этот участок от Юрьевки до Дувановки, 17 километров, если только брызнет дождик, и это летом ни проедешь, ни пройдешь.

В Дувановке есть примета: брызнул дождь - рейсового автобуса не жди, водитель попросту не рискнет везти пассажиров по размокшей, скользкой грунтовке.

- Бывает, ну вот даже почта ко мне шестого числа не хотела ехать, потому что дороги вообще не было.

- Умерла у нас мама 13 марта, и первого апреля хоронили. Это было нечто, мы еле-еле плыли, просто плыли на кладбище. Поэтому у нас душа болит, а сердце плачет.

Как только дорога подсыхает, обитатели Дувановки начинают пылить по ней в сторону Юрьевки, ездят туда за продуктами - в Дувановке магазина нет, отвозят и забирают детей из школы.

- Ну, я долго-то не задержу тебя, пять минут, где ты есть, давай, я подскочу.

Сергей Малий завел свою шестерку, чтобы ехать на встречу с главой Юрьевского сельского поселения Владимиром Табачниковым. Глава согласился неохотно, потому что у Малия репутация человека, что называется, неудобного, вечно пристающего с неприятными вопросами.

- Маленько подсохло, сейчас мы начали маленько ездить.

Между Дувановкой и Юрьевкой, считай, всего одна полоса. Малий особо не разгоняется, потому что приходится уступать дорогу встречным машинам.

- Вот, еду по встречке, а как? Куда деваться, ехать надо? Надо.

Глава как чуял, что не хотел встречаться с Малием, тот сразу затевает неприятный разговор: когда дорогу ремонтировать будете?

- Мы не отвечаем за эту дорогу, эта дорога принадлежит области.

- Чего-то обещаете, когда тебя выбирали.

- Не тебя, а вас.

- Ну, вас, вас, ладно…

- Восемьдесят лет вам Советы не построили, вы хотите, чтобы она сейчас взялась откуда-то дорога, ну если у меня нет в бюджете этих средств…

Глава Сергей Табачников показывает Малию бумаги, которые он отправляет в область - с просьбами отремонтировать дорогу, потому что даже всего бюджета поселения не хватит на эту трассу.

- Нет такого количества имущества, чтобы люди заплатили, и у меня в бюджете оказалось 80 или 90 миллионов, чтобы построить дорогу.

Чтобы окончательно, что называется, доконать главу, Малий пустил недавно слух: мол, деревня присоединится к Казахстану - до него тут рукой подать.

- Говорю, может проще к Назарбаеву присоединиться, может, там лучше будет, и он нам поможет и дороги сделать.

- Это нереально - к Казахстану присоединяться, это просто шутка такая.

- Я преданный россиянин, и это я не пойду туда, это просто было так, чтобы их просто напугать, может, они возьмутся, задумаются.

Почтальон Лариса Мухина не оценила такую шутку Сергея Малия.

- Вообще, не знаю, кто такую ерунду сказал.

- Это я сказал.

- Я не собираюсь в Казахстан, может, если он хочет - пусть.

- Да не собираюсь я.

Лариса дала свой совет, что делать, когда дороги нет.

- Плохая - мы, получается, сидим дома.

Такой дороге, как в Дувановке, точно бы позавидовали обитатели трех иркутских сел - Нерхи, Верхней Гутары и Алыгжера, запрятанных глубоко в тайге среди склонов Восточных Саян. Этой край именуется Тофаларией - от названия коренной сибирской народности - тофалары. Добраться сюда можно либо на вертолете из Нижнеудинска, либо - по зимнику, на "Уралах" и "ГАЗах", обутых в цепи.

Путь по льду сибирских рек, конечно, опасен, особенно весной, водитель рискует провалиться со своим многотонным грузовиком. Не менее коварны эти реки и летом. Брата Юлии Каморниковой, который в прошлом году отправился на охоту, мгновенно затянуло быстрым течением Нерхи. Тело нашли, привезли в поселок, и еще пару недель не могли похоронить.

- Пришлось бальзамировать, так как тело начало разлагаться.

В поселке нет патологоанатома, поэтому всех умерших приходится доставлять в Нижнеудинск для освидетельствования, а после получения бумаг на погребение везти обратно. Чтобы нанять для перевозки тела вертолет, требуется 250 тысяч, таких денег у Юлии не было. В итоге помог участковый - договорился с местным водителем, который и повез брата на "Урале" через тайгу в Нижнеудинск.

- Приходится искать, как вывезти с лесу, как довезти до города, чтобы сделать вскрытие, а когда вскрытие сделают, приходится назад, не можем добиться, чтобы привезли.

Тофаларию как-то описал Валентин Распутин в своем цикле рассказов "Край возле самого неба", что здесь цитата "два средства передвижения - олень и авиация". В те годы, самолет Ан-2 курсировал между Нижнеудинском и селами как рейсовый автобус - два раза в день. Сейчас вертолет отправляется раз в неделю, и то если погода хорошая. И получается, для передвижения остался лишь один надежный вариант - олень.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)