Россия за партой. Что изменилось для школьников в новом учебном году?

Гости
Юрий Крупнов
председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
Михаил Кушнир
член правления Лиги образования

Константин Чуриков: Наверное, для всех россиян на этой неделе главное событие – это начало осени. А для детей, родителей и учителей это еще и начало нового учебного года. В школу в этом году пошли 17 миллионов учеников. Что для них изменилось – расскажет Анна Тарубарова.

СЮЖЕТ

Рязанская область (60 тысяч школьников, 12 тысяч первоклассников)

Анна Тарубарова: Новый учебный год российские школы встретили не только привычным звоном колокольчика, но и новой традицией. Ее предложил министр просвещения Сергей Кравцов. Теперь День знаний начинается церемонией поднятия флага России. В остальном сценарий праздник зависел от эпидемиологической обстановки в разных регионах.

Москва (1 миллион школьников, 116 тысяч первоклассников)

Анна Тарубарова: Праздник в честь начала учебного года устроили не все московские школы. Это зависело не только от погоды, но и от решения руководства учебных заведений.

Где-то линейку провели только для первоклассников и выпускников. Где-то обделять вниманием никого не стали. А где-то и вовсе отказались от торжества. В школе 1503 линейка была эксклюзивной и скромной, для самых маленьких и старших, которые пришли их поздравить.

Даня Гущин, ученик первого класса: Я готов к школе. Буду выполнять свои обещания.

Анна Тарубарова: А если двойку получишь, расстроишься?

Даня Гущин: Да.

Анна Тарубарова: А родителям скажешь, что двойку получил?

Даня Гущин: Это будет секретом.

Калининградская область (121 тысяча школьников, 13,4 тысячи первоклассников)

Анна Тарубарова: В этом учебном заведении, кажется, двоек не бывает. Нахимовское военно-морское училище в Калининграде хоть и филиал, но День знаний встретило по-царски. И Петр Первый был, и глава ВМФ – настоящий.

Николай Евменов, главнокомандующий ВМФ России: Вы видели, что здесь были заброшенные казармы. Ну, в общем, такое неприглядное место. Теперь здесь… не буду говорить, что город-сад, но самое современное довузовское учебное военно-морское заведение.

Константин Чуриков: Это бывшая территория военного городка. Первый набор в училище был в прошлом году. Стартуют с пятого класса. Конкурс – четыре человека на место.

Екатерина Дортман, мама курсанта филиала Нахимовского военно-морского училища в Калининграде: Сын с детства увлекался военной тематикой. У нас папа военный. Мы жили и на заставах с самого малого возраста, буквально с пяти месяцев он уже был на танке.

Михаил Савенков, курсант филиала Нахимовского военно-морского училища в Калининграде: Я хочу стать военным дипломатом, военным атташе.

Константин Чуриков: Для будущих военных в училище еще продолжают обустраивать быт. В этом году открылся новый спальный корпус на 320 человек и вторая очередь столовой.

Самарская область (350 тысяч школьников, 40 тысяч первоклассников)

Анна Тарубарова: Модный танец шаффл и химическое шоу. День знаний в образовательном центре «Южный город» похож на опен-эйр – фестиваль на открытом воздухе. Только форма и таблички выдают, что это школа. Необычна не только своей атмосферой. На табличках – буквы вплоть до «Ш». 720 учеников в этом году впервые сели здесь за парту, 24 первых класса.

Наталья Лебедева, учитель начальных классов: Мы самые знаменитые в этой школе. У нас все спрашивают и все хотят увидеть, где же учитель 1-го «Ш» и где же дети, которые ходят в 1-й «Ш». Так что для нас это почет.

– Мы самые Шикарные!

Анна Тарубарова: И учеников, и учителей – полный комплект. Новый растущий район. Но это еще не рекорд.

Краснодарский край (725 тысяч школьников, 79 тысяч первоклассников)

Анна Тарубарова: Еще больше первоклассников в краснодарской школе № 94. В алфавите закончились буквы – 28 первых классов, от «А» до «Я», за исключением труднопроизносимых, например, «Щ» и «Ъ».

Ирина Попова, директор школы № 94: Это самый динамично развивающийся микрорайон. Это самая быстрорастущая застройка. У нас в основном приток тех людей, которые выбрали местом жительства город Краснодар.

Анна Тарубарова: Педагогический состав укомплектовали на 100% благодаря приезжим и Кубанскому государственному университету, специалистов пригласили оттуда.

Иркутская область (340 тысяч школьников, 35,5 тысячи первоклассников)

Анна Тарубарова: В селе Большой Кашелак о таком размахе даже не мечтают. Весь коллектив с учениками поместился на крыльце. Но праздник даже для шести школьников провели.

Валентина Ильина, директор Большекашелакской начальной школы: В первом классе – один, во втором – два, в третьем – один, в четвертом – ну, один по общеобразовательной программе и один по индивидуальному учебному плану. Это получается у нас как семья, обычная семья.

Анна Тарубарова: Учатся дети вместе одним классом. Пока младшим рассказывают об алфавите, старшие пишут сочинения. Так здесь было не всегда. Когда работал совхоз, село процветало, в классах было по 30–40 человек. Сейчас единственный первоклассник – Дима Валеев. Уезжать из родного села не собирается.

Дмитрий Валеев, ученик первого класса: Я хочу быть трактористом, работать в поле. Для этого надо хорошо учиться.

Магаданская область (16 200 школьников, 1 700 первоклассников)

Анна Тарубарова: Детям из поселка Снежный приходилось уезжать каждый день за 20 километров на учебу в Магадан. В этом году наконец не придется. Впервые за 35 лет не только здесь, но и вообще на Колыме построена новая школа – в рамках национального проекта «Образование». Рассчитана она на 50 учеников. Также здесь разместился детский сад на 30 человек. Но пока в новой школе будут учиться только младшие классы, поскольку учителей не хватает.

Анна Тарубарова, Сергей Зайцев и Дмитрий Каськов, ОТР.

Константин Чуриков: Из увиденного больше всего удивляют вот эти первые «Ш» и первые «Я» классы. Честно говоря, не очень понятно, почему это так радует, во всяком случае на камеру, родителей и учителей. Давайте еще раз посмотрим, что сказала директор в этом сюжете.

Ирина Попова, директор школы № 94: Это самый динамично развивающийся микрорайон. Это самая быстрорастущая застройка.

Константин Чуриков: Так вот, вопрос: можно ли считать, условно говоря, 1-й «Я» признаком развития? И вообще что за этим стоит – рост демографии или нехватка школ?

Юрий Крупнов, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития: У нас по стране, если взять только городские школы (отдельно сельские школы я еще не беру), у нас, соответственно, за 20 лет с 23 тысяч этих школ уменьшилось количество их до 17 тысяч школ. То есть четверть школ исчезла, просто исчезла.

Миграция. Повышенное число рождений в 2014–2015 годах. Соответственно, стройка агрессивная, когда просто важно построить, и пусть там сорокаэтажки в одном месте скучены, без социальной инфраструктуры. Вот эти все факторы вместе организуют то, что есть. И в этом смысле это, конечно, демонстрирует, что нет в стране ни одного органа правительства, который бы просто взял прогноз по демографии, взял количество школ, какие будут стройки в этом месте и так далее, и просто элементарно сопоставил и что-то стал планировать.

Михаил Кушнир, член правления Лиги образования: Буква класса никак ни на что не влияет. На мой взгляд, важнее, что дети делают при этом, что им надо, что им предлагается, насколько это им интересно/неинтересно. А по количеству – в общем-то, тут скорее имеет значение, сколько детей в классе. Хотя те же самые китайцы определили, что до 40 человек в классе для учителя, в общем, по качеству не влияет.

1 «Ы» и 1 «Я» классы... Это с демографией хорошо или со школами плохо?