Сельские школы отметили День знаний и столкнулись с постоянными проблемами

Для большинства россиян главная новость на этой неделе - начало учебного года.

В этот раз в школу пришли 15 с половиной миллионов детей. Это рекорд за последние десять лет. Причем, два миллиона - это первоклассники.

В сельской школе Михири - на Южном Урале - первоклассников не просто мало. Их всего один человек. Девочка. Всего в школе девять учеников. И на всех один педагог. Она же - директор. Она же - завхоз. Школьники учатся с восьми утра все вместе, выполняя разные задания. С первоклассницей Кристиной Черных педагог будет заниматься сначала индивидуально, а потом, когда девочка привыкнет, будет учиться с другими ребятами.

Ольга Егорова, директор и учитель младших классов: «Ну, конечно, минусы - это учителю большая очень подготовка, большое терпение нужно. Но, конечно, мне очень интересно работать».

Кристина Черных, первоклассница: «Я буду сидеть за партой, и учиться на одни пятерки. Моя учительница добрая, хорошая».

Антонина Черных, мама девочки: «Выходят они с этой школы крепкие, сильные».

Ольга Егорова работает в школе 25 лет, сразу после педагогического вуза. За эти годы она выпустила 18 классов - это больше сорока детей.

И примерно столько же учеников в школе села Весь во Владимирской области, куда отправилась наша съемочная группа.

Давайте посмотрим, какие проблемы в школах за пределами больших городов. Репортаж корреспондента ОТР Дарьи Терновской.

До первой линейки час. Где тут школа разобраться легко - нужно следовать за цветами.

Букеты с огородов, наряды - из Иваново и Владимира. В селе только небольшой продуктовый. За одеждой ездят в город - до Владимира 40 минут на автобусе.

- Девчонки, а что вы сравниваете?

- У нас одинаковые блузки!

Первоклассников двенадцать. Их легко определить в толпе по растерянному взгляду. В новом для себя здании первоклассник Али пока держится поближе к отцу. Но на словах уверен. Мол, вообще бояться-то нечего

- Страшно?

- Не-а

- Почему?

- Ну хорошенькая!

Школа с виду и правда отличная. По сельским меркам молодая, построена в 1990-м году. Большая - может принять 250 учеников. Пока этот резерв задействован лишь на четверть. В этом году на линейку собрались 65 ребят - из села Весь и окрестных населенных пунктов

Пятиклассникам рассказывают о новой жизни в этом учебном году.

На уроке:

- Пятый класс вы будете заниматься одни на всех предметах, а следующий класс они совмещенные, как вы знаете.

Совмещенные уроки - норма жизни для многих сельских школ. В этом кабинете вместе сидят первый и третий классы. Родители фотографируют расписание на первый учебный день, но в уме держат год и то, как он сложится.

Наталья Икаева, жительница села Весь: «Не хватает классов, два класса в одном - это вообще как-то нереально, раньше у всех было по классу, учитель у всех был один, а сейчас учитель на два класса и что какое знание будет у детей?»

В день знаний преподаватели объединили детей разного возраста одной игрой. Уместить два урока в одном сложнее - программы отличаются.

Тамара Михайловна: «Хотя мы сделали урок 45 минут все стараемся для детей, но все равно тяжело».

Учеников занимают по очереди - пока одни делают упражнения, другим объясняют новый материал.

Катя: «У нас есть кабинет информатики, в котором не так много компьютеров. Вот помню седьмой, и мы пятый класс были. Седьмой - они сидели за партой в книгах, а мы сидели на компьютерах, таблицы делали».

И спаренные уроки, и недостаток компьютеров - следствие скромного бюджета, он рассчитывается исходя из числа учеников. А от бюджета зависит и техническое оснащение классов, и размер педколлектива. На 60 с лишним учеников выделяется пять ставок. Районные власти пошли навстречу - разрешили оставить девять. И тех не хватает.

Директор школы: «На сегодняшний день в нашем штатном расписании нет, к сожалению, ставок социального педагога, нет ставок психолога. Этого бы хотелось. Подушевое финансирование - нет возможности нам эти ставки ввести».

И купить все, что нужно. На заявку в 260 тысяч рублей районные власти отвечают - есть 108. Часть переходит в раздел - мечты. И так из года в год.

Женя Швайбович: «Бассейн бы какой-нибудь сделал, не знаю, что ли».

Учитель английского языка: «Мне бы очень хотелось мультимедийный кабинет. Чтобы у меня была доска, компьютер. И еще у нас элементарно в школе нет словарей по английскому языку. Учебники дают, тетради, а ни дисков, ни словарей нет».

Тамара Михайловна, учитель математики и географии: «Чтобы все-таки у детей или планшеты были, например, куда-то заглянуть. Раз уж мы сейчас переходим к новым технологиям, то в сельские школы, будем говорит так, они еще не дошли полностью, эти технологии».

Зато, говорят педагоги, здесь проще дойти самим до дома ученика, если он пропустил занятие: время и расстояния позволяют и отношения в небольшом коллективе другие, почти семейные. Те, кто сравнил их с учебой в городской школе, нередко возвращаются.

Мама ученика: «Автоматом. Все бегом. Прошли программу, сделали, сдали. Дальше пошли, здесь же такое внимание твоему ребёнку. Учитель никогда не отходит, если твой ребенок не понял программу. Он обязательно останется с твоим ребенком, нам не приходится ни репетиторов, ни кого-то. дети выхолят из класса уже со знаниями. Чтобы я добавила - количество детей. Чтобы они не теснились в городе. Чтобы они приехали сюда, нашли здесь свое место, чтобы детки оставались, учились и приходили были преподавателями этой школы».

Эта мечта считай из несбыточных. После выпускного в девятом классе многие школьники продолжат образование в городе, а после останутся там работать и воспитывать своих детей.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты