Сокращение чиновников. От кого избавятся прежде всего? И сколько они зарабатывают в небольших городах?











В России слишком много чиновников. Так решили в Минфине. И задумались о массовом сокращении госслужащих. Эта реформа в отрасли может стать третьей за десять лет.
Правда после прежних попыток сократить госаппарат он, как в случаях с неудачной диетой, только прибавлял.
Сейчас на государственной или муниципальной службе состоят почти два с половиной миллиона человек. Это больше 3% от всех работающих россиян. Окончательное решение о новых сокращениях пока не принято. Но как это сделать, в министерстве уже придумали.
Сокращения пройдут в два этапа. В следующем году планируют урезать штат федеральных органов власти на 10%, территориальных - на 5%. В 2021 году в регионах уволят еще 15% служащих.
Цель не сэкономить, заявили в Минфине. Если сохранить места всем чиновникам, то их зарплата будет расти всего на процент инфляции. Или придется тратить из бюджета по 100 миллиардов рублей в год, чтобы повышать ее до конкурентного уровня. Сейчас средний оклад федерального госслужащего - 130 тысяч рублей. Для сравнения средняя российская зарплата в три раза ниже. Тем, кто останется работать в органах госвласти, зарплату обещают повысить.
Россияне эти новости встретили язвительными комментариями в социальных сетях. Мол, наконец-то, искать новые места отправят не рабочих с завода, а чиновников. Но вот в небольших городах и селах уход служащего может стать ощутимой потерей. История из Северной Осетии.
В Хумалагском сельском поселении по официальным данным живут три с половиной тысячи человек. Еще полторы тысячи - беженцы из Южной Осетии. Со всеми проблемами в первую очередь они идут к главе администрации Артуру Салбиеву. Эту должность он занимает два года. И каждый рабочий день начинает с приема односельчан.
Артур Салбиев, глава администрации с. Хумалаг: «Самая большая проблема для нас, для сельчан - это водопроводные сети. Они проложены в 60-ых годах, и на 95 % они изношены».
На полную замену водопроводной сети Хумалага нужно около 180 миллионов рублей. Артур Салбиев много раз просил районные и республиканские власти помочь с реконструкцией, писал десятки официальных запросов.
Роза Гусалов, жительница с. Хумалаг: «Он, бедный, старается, но его не слушают. Горы обещают, но движения пока нет».
Проблем в Хумалаге много, говорит Артур Даурбекович. В Беслан жители добираются на частных маршрутках, правда, ездят они редко и без четкого расписания. Поэтому сейчас Салбиев пытается добиться от районных чиновников запуска в село общественного транспорта.
Годовой бюджет Хумалага 3 миллиона 105 тысяч рублей. Этих денег едва хватает на содержание административных зданий, зарплату сотрудникам и небольшие работы по благоустройству села. Поэтому Артур Салбиев старается договариваться о помощи с местными бизнесменами. Сейчас они спонсируют строительство колокольни и обустройство парка. А два года назад купили машину для вывоза мусора. Теперь рабочие несколько раз в неделю забирают его от домов жителей бесплатно. Хотя после запуска «мусорной реформы» этим должна заниматься только специализированная служба. Причем за деньги. Но ее работой в селе недовольны.
Артур Салбиев, глава администрации с. Хумалаг: «Нас обслуживает «Эко-Альянс». Они вывозят мусор в неделю один раз. Я не раз тоже звонил начальству. Не могу объяснить, что в корпусах вот человек живет в однокомнатной квартире и как ему складировать мусор неделю в квартире?»
Решать проблемы села Салбиеву приходится и в неурочное время. При этом, его зарплата всего 18 тысяч рублей. Кроме главы в администрации работают его заместитель, секретарь, бухгалтер и военно-учетный работник. Их зарплата немногим выше прожиточного минимума, а он в республике сейчас - 9958 рублей.
Правда в нашей стране чиновникам такого склада редко удается удержаться на своем месте. Как это недавно произошло в Соликамске. Одному из сотрудников администрации руководство предложило подписать техзадание для тендера на обслуживание уличного освещения. Чиновника возмутили нечестные условия.
Михаил Коновальчук, директор управления благоустройства администрации Соликамска с мая 2017 г. по август 2019 г.: «Я отказался подписывать данное техзадание, на меня началось давление. Заместитель главы по ЖКХ лишал меня премии, говорил, что я должен внести изменения, что я должен это сделать. Но когда он понял, что я не согласен с этим, мне сказали, что мы все решим без тебя. Меня уволили 5 августа без объяснения причин, просто вызвали в отдел кадров и сказали - ознакомьтесь с приказом об увольнении».
Новую реформу эксперты сравнивают с оптимизацией школ и больниц. Обещали, что зарплаты врачей и учителей вырастут, а работа станет эффективней. В итоге под нож оптимизации попали работники нижнего звена.
Ольга Моляренко, доцент кафедры местного самоуправления ВШЭ: «Вот то, как это анонсировано, как это выглядит. Кажется, что в первую очередь будут сокращать как раз низовых исполнителей, низовых специалистов. Без инвентаризации функций, без устранения дублирующих и избыточных функций. Порежут низовых специалистов и у меня есть ощущение, что в первую очередь. Это очень сильно ударит по рынку труда депрессивных территорий, сельских территорий. Есть ощущение, что эти люди вместе с семьями будут переезжать в столицы субъектов, Москву и так далее.
Насколько привлекательной для трудоустройства сейчас выглядит госслужба? Наши корреспонденты в разных городах страны спросили прохожих - а вы пошли бы в чиновники?
- Нет, не хотел бы я быть. Особенно сейчас, в это время - это надо воровать, иначе не проживешь. В советское время можно было быть, а сейчас за ними никто не следит за этими чиновниками.
- Нет, не хотел бы. В госучреждении большая бюрократия. Я работал не в госучреждении, а в большой корпорации, где чтобы заказать ручку - нужно было тысячу бумажек заполнить.
- Cкорее всего, министерство здравоохранения. Можно внести некоторые поправки, подкорректировать законы практически все, не очень круто составлены.
- Вообще во власть принципиально никогда бы не пошел и заниматься политикой не стал бы. Почему - это личные убеждения.
- С одной стороны хотелось бы чтобы можно было помогать кому-то, а с другой стороны понимаешь, что где-то что пойдет куда-то не так. Могут подставить.
- Нет, ответственности очень много, а я хочу спать спокойно.
- Не хотел бы. Ну как сказать, чиновники больше работают не для народа, как я понял.