Справедливые зарплаты и справедливые налоги

На этой неделе Владимир Путин обратил внимание на крошечные зарплаты, иногда они преступно малы. МРОТ в России сейчас 12 130 рублей, зарплаты выше этой суммы дают бизнесу льготы, страховой взнос не 30%, а 15%, но они же просто недопустимы, напомнил президент на встрече с сенаторами.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Стараемся простимулировать бизнес повышать уровень заработной платы: уровень повысите, значит, ставка будет снижена; на уровень МРОТ останется, значит, будете платить по прежней ставке 30%. Но напомню, что в соответствии с новыми поправками в Конституцию платить ниже МРОТ является нарушением закона, причем основного закона страны, Конституции. Это просто недопустимо.

Для бедных в следующем году предусмотрены меры социальной поддержки, и Путин их перечислил. Для семей с низкими доходами ежемесячные выплаты на детей до 7 лет включительно. С января пенсии для неработающих пожилых россиян повысят на 6,3%, что, по словам президента, выше ожидаемой инфляции. Вырос размер материнского капитала, он теперь составляет 616 тысяч 617 рублей, а с 1 января увеличится почти на 23 тысячи. А для богатых, чьи доходы превышают 5 миллионов рублей в год, с января увеличится налог на доходы физических лиц – не 13%, как у всех, а 15%, – и это даст в бюджет дополнительно не менее 60 миллиардов рублей.

Проблема, мягко говоря, не нова. Россияне жалуются на низкие зарплаты (меньше МРОТ или чуть больше – какая разница?) уже много лет, в том числе и в наших эфирах, и наконец-то об этом заговорили на федеральном уровне. Изменится ли что-то и как выживают те, кто все еще получают крошечные зарплаты? Подробности в нашем репортаже.

СЮЖЕТ

Наталья Черноскутова, почтальон: Здравствуйте, бабулечка-красотулечка! Газетка вам.

– Спасибо.

Анна Сазонова: Наталья Черноскутова работает почтальоном в поселке Шабровский. Ежедневно обходит 600 дворов, разносит письма, газеты, пенсии и не только. Односельчане частенько просят Наталью принести что-то из магазина, она не отказывает: доставляет сладости, бытовую химию или канцелярские товары.

Наталья Черноскутова, почтальон: Допустим, если бабушки просят купить порошок, у нас на почте продается порошок, ну сколько он, ну 3 килограмма порошок, а остальное газеты, письма, шоколадки, конфетки, вот такое. То есть я не скажу, что это совсем уж тяжело.

Анна Сазонова: На почте Наталья работает 5-й год, пришла подменить знакомую на 2 недели, да так и осталась.

Валентина Воронкова, жительница поселка Шабровский: Пенсию дает, почту, и так, когда в поселке где в магазине, где по соседству видимся. Человек очень хороший, позитивный, всегда с улыбочкой, с настроением, и у нас поднимается настроение. Молодец!

Анна Сазонова: У Натальи двое детей 14 и 4 лет. Муж пока не работает. Зарплаты почтальона хватает только на оплату коммунальных услуг. Деньгами иногда помогают родители. Чтобы немного заработать, Наталья занялась разведением рассады, продает ее соседям. Деньги тратит только на самое необходимое.

Наталья Черноскутова, почтальон: Голодать мы не голодаем, в принципе поесть всегда все есть. Так, конечно, не хватает, мы не живем шикарно. Хватает, ну как бы живем средненько, не шикарно, не шикуем, ничего. А чтобы там на юга, конечно, ездить, такое, как некоторые люди живут, нет.

Анна Сазонова: Несмотря на низкую зарплату, Наталья увольняться пока не собирается, работы в поселке почти нет.

В Юрюзани, это Челябинская область, врачи вынуждены работать на 2–3 ставки, чтобы свести концы с концами. Специалистов в поликлиниках и больницах не хватает, медикам приходится перерабатывать. На один оклад в 8 тысяч рублей не проживешь, поэтому Станиславу Редькину приходится брать на себя обязанности еще двух коллег. Хирург с многолетним стажем сразу после операций спешит к пациентам в стационар.

Станислав Редькин, хирург: После дневной работы остаюсь на дежурство, еще 16 часов дежурю, и после этого работаю еще в день. Совокупная как бы продолжительность рабочего времени у меня составляет 32–34 часа. Вот у меня были периоды, когда я дежурил в понедельник, в среду, в пятницу и в воскресенье, плюс дневная работа с понедельника по пятницу.

Анна Сазонова: Не только почтальонам и врачам, даже муниципальным чиновникам в регионах часто приходится считать копейки. Ксения Тимофеева – сотрудница отдела культуры администрации Бийска. Выпускница вуза без опыта работы смогла устроиться на ставку чуть выше МРОТ, 12 800 рублей.

Ксения Тимофеева, сотрудница муниципальной администрации: Я имею возможность сходить в отпуск, когда мне удобно, уйти на больничный, если этого требуют обстоятельства.

Анна Сазонова: Многие жители Бийска временно соглашаются работать за зарплату на уровне прожиточного минимума, чтобы переждать зиму и дожить до весны, получая хоть какие-то деньги. Из-за пандемии на предприятиях большие сокращения, их бывшие сотрудники сейчас ищут работу – любую и за любые деньги. Анна Сазонова, Анна Исаева, Виктор Трошнев и Антон Лимонов, ОТР.

Что же делать людям с таким доходом? В суд идти бесполезно, потеряешь работу, об этом говорят эксперты, а для работодателя самое простое, на чем можно сэкономить, – это как раз зарплата. Оптимизация расходов проста: людям начисляют на пару сотен рублей больше МРОТ, и формально бизнес уже имеет законное право претендовать на льготы, либо зарплаты вообще уводят в тень.

Комментирует Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова:

«Что мешает компании нанимать на неполную занятость, платить, соответственно, абсолютно законно половину МРОТ, а то и четверть МРОТ, все остальное идет в конверте в руки, и дальше абсолютно никто не обязан платить налоги. Соответственно, вот вам, пожалуйста, зарплата, когда человек получает официально 4–5, 6–8 тысяч, при этом вроде как он ниже уровня проживания, но при этом он вполне себе существует, потому что зарплата-то у него по большому счету «темная».

По карману россиян бьют еще и налоги. На этой неделе эксперты и чиновники снова говорили о том, как поступить с налогами в нашей стране. Вот, например, премьер-министр Михаил Мишустин предложил обсудить вопрос повышения налога на доходы для некоторых граждан, а глава Сбербанка Герман Греф призвал власть сократить их число и снизить ставки по ним, это стимулирует экономический рост. И финансист считает, что государству лучше сократить расходы бюджета и увеличить объемы долгов.

Ну вот давайте разбираться, что у нас с налогами. Если взять налог на прибыль предприятий, то в России он 20%, не так уж много: как показывает мировая практика, наша страна не входит даже в топ-50 стран по величине этого показателя. Правда, во многих странах налог на прибыль компаний ниже, в Германии, например, 15%, в Венгрии 9%, в Объединенных Арабских Эмиратах и на острове Мэн (это владение британской короны) этого сбора с бизнеса вообще нет. Если мы возьмем НДФЛ, то вопрос, как его считать, только 13% с зарплаты или же нужно прибавить еще 30%, это страховые отчисления, которые работодатель заранее закладывает в оклад. Но и по этому показателю Россия далека от стран-лидеров.

Знаете ли вы, за что и сколько вы платите налогов? Мы спросили жителей нескольких российских регионов.

ОПРОС

Многие россияне не видят прямой связи между налогами и пакетом социальных благ, полученных взамен, поэтому и платить не хотят. По мнению экономистов, из-за кризиса, вызванного пандемией, власти могут пойти на непопулярные меры, девальвацию рубля и увеличение налоговой нагрузки для всех, а надо бы иначе.

Комментирует Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института Нового общества:

«Тут проблемой является налог на добавленную стоимость, потому что этот налог ставит в не очень удобное положение тех, кто производит сложную продукцию, продукцию высоких переделов, то есть разрабатывают обрабатывающее производство в России и при этом ориентируются на внутренний рынок, потому что если они ориентируются на внешний рынок, то они получают налоговые льготы, а если на внутренний рынок, ну что ж, тут люди заплатят».

Итак, главная идея главы Сбербанка, или как теперь после трансформации нужно его называть Сбером, – это сокращение расходов бюджета. Впрочем, с расходами у самого банка все иначе: финансовая структура с государственным участием, которую многие, кстати, называют монополистом, в тратах себя не ограничивает. Например, на внедрение нового бренда и логотипа банк потратил 2,5 миллиарда рублей; рекламируют кредитную организацию российские звезды, и это тоже недешево. Многие идею ребрендинга на этой неделе встретили весьма скептически: Сбербанк госбанк и вполне мог бы быть экономнее, особенно в кризисное время.