Sukhoi Superjet 100: версии крушения и факты расследования

На этой неделе одним из главных событий оставалась авиакатастрофа в московском аэропорту Шереметьево. Погиб 41 человек. «Сухой Суперджет 100» летел из столицы в Мурманск. Пилоты совершили жесткую посадку и самолет загорелся. Все подробности и последние данные - в репортаже Татьяны Григорьянц.

Самолет Sukhoi Superjet 100, принадлежавший компании «Аэрофлот», вылетел из Шереметьево в Мурманск 5 мая в 18:03. Уже через 8 минут командир экипажа запросил разрешение на экстренную посадку.

Подробности сообщить не успел - радиосвязь пропала. В 18:20 борт начал снижение. Посадка была жесткой, самолет трижды ударился о землю, на авиационном жаргоне это называется «сделать козла». Во время одного из ударов у лайнера надломилась стойка шасси и пробила топливный бак. Начался пожар. По взлетно-посадочной полосе самолет ехал уже охваченный огнем.

После того, как машина остановилась, с обеих сторон были выброшены надувные трапы, по ним началась немедленная эвакуация пассажиров.

Многие из них спускались с ручной кладью. Потом это долго обсуждалось в соцсетях - не из-за этого ли многие пассажиры не

смогли вовремя покинуть горящий лайнер. Выживший в авиакатастрофе Олег Молчанов рассказал, что на самом деле происходило в самолете во время эвакуации.

- Весь дым, огонь бил в хвост. Если бы даже задние трапы открылись, думаю, у пассажиров не было шансов спастись, потому что, когда самолет остановился, было все в черном дыму, там было пекло... Насчет багажа - это были сумки пассажиров бизнес-класса, они не тормозили эвакуацию.

Через 10 минут прибыли пожарные и спасатели. Все это время людей из горящего самолета выводили бортпроводники. Один из них – Максим Моисеев - пытаясь открыть заднюю аварийную дверь, погиб. Из 78 человек, находившихся на борту, в живых остались 37.

В Мурманске объявили трехдневный траур. В местном аэропорту создали оперативный штаб, с родственниками погибших работали психологи. К стойке информации в первый же вечер после трагедии стали приносить цветы и игрушки. Позже стихийные мемориалы появились и в городе. Горожане через соцсети активно предлагают помощь близким пострадавших в катастрофе.

Андрей Чибис, ВРИО губернатора Мурманской области:

- Установлены родственники всех погибших, со всеми установлена связь, за каждой семьей закреплен сопровождающий от нашего областного комитета. Мы проговорили все детали, связанные с выплатами.

Мурманская область выплатит семьям погибших по 1 миллиону рублей, по 500 тысяч получат раненые. Такие же компенсации были назначены властями других регионов. За исключением Московской области – там обещают по 2 миллиона родственникам пяти погибших и по 110 тысяч на оплату похорон.

Одним из тех, кто летел злополучным рейсом из Москвы вечером 5 мая был Алексей Гультайчук. 27-летний военный, родом из Энгельса, служил в Мурманске.

Возвращался из отпуска в Сочи, через Шереметьево.

Его товарищи по футбольному клубу в Саратове, в котором Алексей играл центральным защитником, не могут поверить в случившееся.

Артем Наумов, руководитель футбольного клуба «Олимп» г. Саратов: «Всегда поддерживал ребят после поражений, был чемпионом в 2015 году в составе нашей команды, 9 мая как раз турнир проходил. Очень рад был парнишка».

У Алексея Гультайчука в Энгельсе осталась жена с двухлетним сыном.

Адвокат Михаил Зенин из Ярославля завести детей не успел: только недавно женился. Он тоже был на борту Sukhoi Superjet 100 вечером 5 мая. Сидел в хвосте самолета, откуда выйти никому не удалось.

Зенина хорошо помнят в 37-ой школе Ярославля - он был ее гордостью: выпускник с золотой медалью, участник многих юридических олимпиад.

Екатерина Евстратова, директор школы 37 г. Ярославля: «Конечно, мы все выражаем соболезнования и скорбим вместе с родственниками, сродными Михаила. Он еще недавно ходил, вместе с тобой общался, улыбался, радовался жизни... И вдруг что-то такое случилось. И его с нами больше нет. Утрата невосполнимая...»

На месте ЧП обнаружены два бортовых самописца. Возбуждено уголовное дело. Специалисты рассматривают несколько версий случившегося - техническая неисправность, неблагоприятные метеоусловия - по некоторым данным в самолет ударила молния – а также недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и работников, проводивших технический осмотр борта. Следствие также разбирается с наземными службами, которые, возможно, оперативно не отреагировали на ЧП.

Эта катастрофа пополнила список происшествий с самолетом «Сухой Суперджет 100» за 8 лет его эксплуатации.

Месяц назад борт не смог вылететь из Москвы в Воронеж из-за технического сбоя.

В октябре лайнер компании «Якутия» после приземления выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и получил серьезные повреждения.

В июле испытательный Sukhoi Superjet 100 сел без стойки шасси в подмосковном Раменском.

Аварийное приземление было и в 2013 - в Исландии во время испытаний самолет садился с убранным шасси и поврежденным правым двигателем.

А в Индонезии в 2012-м «Суперджет» потерпел крушение в ходе демонстрационного полета. Погибли 45 человек, причиной была ошибка пилотирования.

По данным на 2018 год в эксплуатации по всему миру были 138 самолетов этого типа.

Три четверти у российских компаний.

Больше всего таких лайнеров у Аэрофлота. Также их используют «Газпром авиа», «ИрАэро», «Ямал» и «Якутия». У компании «Азимут» весь парк – «Суперджеты». Несколько самолетов стоят на службе МЧС и МВД.

За рубежом самолет не пошел.

В феврале ирландская компания «СитиДжет» отказалась от «суперджетов» из-за технической неисправности и нехватки запасных частей.

А в марте мексиканская «Интерджет» приостановила использование лайнеров из-за проблем в эксплуатации.

После катастрофы в Шереметьево компания «Аэрофлот» отменила 30 рейсов с «Суперджетами». Представители авиаперевозчика ситуацию не комментируют.

Эксперты предполагают, что в компании идут навстречу клиентам - многие теперь боятся полетов на лайнерах этого типа.

А вот спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко еще в прошлом ноябре говорила о недоверии к авиационной новинке:

- Мы же великая авиационная страна. Нельзя разработать региональный самолет? Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну кому он нужен? Он не годится для региональных перевозок. «Аэрофлот» говорит: купили, стоит у борта. За рубеж никто не покупает. Самолет на самом деле на 80%, если не больше, зарубежный. И чего мы достигли? Сколько денег закачено. Где эффективность? Где самолеты?

Среди версий причин крушения «Суперджета» рассматривается человеческий фактор. По некоторым данным, пилотам «Суперджета» могло не хватить необходимой подготовки для посадки самолета в ручном режиме.

Известный летчик-испытатель Магомед Толбоев уверен - пилоты теперь больше напоминают айти-специалистов.

Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель России, герой Российской Федерации: «Это грубейшая посадка, грубейший подход к полосе и грубейшее построение маршрута на посадку. Для последних поколений летчиков это опаснейшая тенденция. Летчики разучились летать. Они стали операторами. Летчик - это который имеет мышечную память на любом типе самолета. А сейчас пилоты - это пилоты, которые знают, что тыкать, какие кнопки. Вот тогда-то вот это надо, потом это, потом это надо. А дальше они оторваны, они не знают, что дальше-то, если вдруг не так!»

Основная проблема самолета «Сухой Суперджет 100» в том, что он новый. Его сертифицировали и российские, и европейские авиационные ведомства - это исключает возможность системных ошибок конструкторов. А вот мелкие недостатки, как правило, устраняют еще несколько лет после начала массовых полетов. Правда, если недочеты приводят к катастрофам, то вряд ли их можно назвать мелкими. Но что стало причиной ЧП в Шереметьево - пока неизвестно. Эксперты говорят, пилоты «Суперджетом». довольны.

Игорь Дельдюжов, президент шереметьевского профсоюза летного состава: «Самолет новый, продвинутый, много таких технологий интересных, пилотам нравится - он удобный, комфортно на нем работать. А отказы - технике свойственно отказывать, особенно новой, самолет, какие-то бывают накладки. Но в этом вопросе как раз авиакомпании и завод-производитель должны работать совместно: следить, во-первых, хорошо, осматривать там чаще, выявлять, какие проблемы существуют, исправлять их, в том числе какие-то изменения в конструкцию вводить, изменения материалов делать и так далее».

Черные ящики потерпевшего крушение «Суперджета» целы. Сейчас их расшифровкой занимаются специалисты Межгосударственного авиационного комитета.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты