В Госдуме сообщили о подготовке поправок к проекту "закона о платном въезде"

Во вторник в Госдуме сообщили о подготовке поправок к законопроекту, который журналисты уже прозвали "законом о платном въезде". Изначально документ давал право властям на местах брать плату за проезд по городским дорогам.

Теперь ее предлагают привязать только к историческим местам. Определять таковые сможет местное законодательное собрание. Эксперты говорят: с этим еще ох как придется повозиться.

А много ли городов могут претендовать на то, что у них действительно есть эти исторические места?

Вот что говорят наши корреспонденты из трех регионах страны.

В Самаре исторического центра города как такового нет. Но в районе Хлебной площади и площади Революции многие дома признаны памятниками архитектуры регионального значения. Например, вековой доходный дом крупного промышленника Челышева. Сейчас тут общежитие.

Среди памятников культуры федерального значения — здание реального училища, в котором занимался писатель Алексей Толстой, и гимназия сестер Харитоновых. Правда, оба дома сейчас пустуют — они в полуразрушенном состоянии.

Сергей Малахов, член Союза архитекторов России: "Как только происходят интенсивные дорожные строительства или прокладка инженерных коммуникаций, после этого наступают определенные последствия для состояния домов, потому что фундаменты начинают трескаться".

А вот местные краеведы считают, что для истории Самары не менее важны двухэтажные деревянные дома с резными наличниками и ставнями конца 19 века. Но они расположены в пределах 7-8 кварталов. Если и эту территорию считать исторической частью, то тогда бесплатно проехать на машине нельзя будет по четверти города.

Сейчас движение транспорта в центре Самары в часы пик сильно перегружено.

Если въезд в него станет платным, многие автомобилисты поедут в объезд по окраине города. Тогда заторов на дорогах станет еще больше — широких улиц мало, почти все они двухполосные.

Исторический центр Ярославля входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь 140 памятников архитектуры, которые находятся под государственной охраной.

Среди них храм Ильи Пророка, первый в России академический театр драмы Федора Волкова, Спасо-Преображенский монастырь, куда часто приезжал Иван Грозный и Знаменская башня.

Ольга Мазанова, градозащитница, член правления Ярославского отделения Союза архитекторов России: "Там была трещина, в которую руку можно было засунуть. Башня сейчас отреставрирована, укреплена. Любая транспортная нагрузка оказывает влияние на физическую сохранность памятника в плане динамических нагрузок".

Здесь проложены главные городские магистрали. Поэтому многие ярославцы против принятия законопроекта, разрешающего брать плату за въезд в исторический центр. Если его одобрят, людям придется парковать свои машины далеко от места работы или пересаживаться на общественный транспорт.

Если въезд в исторические центр города все-таки станет платным, тогда, говорят ярославцы, он очистится не только от машин, гораздо меньше здесь станет и пешеходов. Зону ЮНЕСКО будут посещать в основном туристы.

Азов всего на 50 лет моложе Ярославля. Вся территория города — историческая зона. Тут десяток культурных слоев от эпохи великого переселения народов до осады Азака войсками Петра Первого.

Четко обозначенной официальной историко-археологической территории в городе нет. Ученые говорят: история Азова под землей, а не на поверхности. Старинная застройка почти полностью утеряна и не представляет собой единого архитектурного ансамбля. И делать въезд платным в город-музей нет никакого смысла.

Андрей Масловский, старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника, кандидат наук: "Плата за въезд — это возвращение Средневековья. Если вы об охране памятников, то нужно не плату брать, а просто ограничивать въезд".

Если все же въезд в Азов станет платным, то это приведет к транспортному коллапсу. Ведь в центре города находится крупный морской и речной порт — отсюда вывозят миллионы тонн зерна юга России.

Сбор на историю станет дополнительным налогом для дальнобойщиков, а для портовиков — потерей объемов перевозок.

Специалисты по-своему определяют места, которые нужно охранять особо. Это, в частности, исторические поселения. При этом важно чтобы сохранилась историческая среда — когда можно увидеть улицу такой же, какой она была пару веков назад.

Определять такие власти могут только совместно с учеными. Быстро это сделать не получится, говорят эксперты. Если за принятием закона сразу последует массовое признание исторических мест, правомерность таких решений вызовет сомнения.

Элеонора Шевченко, действительный государственный советник РФ, советник Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, Кандидат Архитектуры: "Обязательно этому предшествует обосновывающая работа. И вот только когда работа будет предъявлена сообществу, доказательная работа, только после этого принимается решение о том, что вот в этом населенном пункте в таких-то границах вот нами выявлено и установлено историческое поселение или достопримечательное место, что тоже может быть. Он тоже может быть довольно крупным. Но границы, как того, так и другого, должны быть четко зафиксированы в реестре. Абсолютно. По закону это написано. Поэтому сегодня говорить о том, что в его административных границах населенный пункт может быть зафиксирован как историческое поселение — это неправильно. Это сможет быть опротестовано. Если вот такие будут приниматься меры, они конечно могут быть опротестованы".

Пакет поправок к закону о платном въезде, где и идет речь об исторических местах, Госдуме еще только предстоит рассмотреть. Предположительно, депутаты займутся этим уже этой весной.  


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты