"ВИМ-Авиа" задерживает рейсы по всему миру и имеет долги около 7 млрд рублей

Это были перемены в губернаторском корпусе. Но громкие отставки в ближайшем будущем могут быть и в правительстве. В среду Владимир Путин заявил, что министр транспорта Максим Соколов возможно зря занимает свою должность.

Владимир Путин: Десятки тысяч людей — десятки тысяч! — оказались в очень сложной ситуации. Ну хорошо, если бы это было в первый раз. Это же годами всё продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование, действенное и эффективное. Хочу министру сказать. Объявляю вам "о неполном служебном соответствии". Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим "неполным служебным соответствием". Если не справитесь, то тоже подумаем.

Ситуация, с которой должен справиться Максим Соколов, — это скандал с "ВИМ-Авиа". На этой неделе российская компания вошла в штопор. Перевозчик накопил долги, в том числе за заправку самолетов топливом, — около 7 миллиардов рублей.

Экономические сложности компании тут же обернулись проблемами для клиентов. Многочасовые ожидания в аэропортах по всей стране и за ее пределами, сон на полу, и никакой информации о том, что происходит.

В состоянии полной неопределенности разом оказались около ста тысяч человек по всему миру. Вот он, масштаб проблемы. Наши соотечественники застряли в десятках городов страны — от Магадана до Сочи. А кто-то ждет свой самолёт в Турции, Италии или Испании. Официально по объему перевозок "ВИМ-Авиа" последнее время занимала десятое место в рейтинге российских авиакомпаний.

А сейчас хозяин в бегах. Гендиректор арестован. Кто ответит за потерянное время, деньги и нервы пассажиров пока неизвестно.

Вместо турецких пляжей и барных стоек туристы штурмуют стойки регистрации "ВИМ-Авиа" в подмосковном аэропорту Домодедово. Обстановка накаленная: вылет снова и снова переносят.

Кто-то прилетел два дня назад, кто-то сегодня утром. И те, и другие боятся отходить от стоек информации туроператоров. Вдруг пропустят важные новости, например, о резервном рейсе. Представители турфирм с клиентами и журналистами общаются предельно лаконично.

На пять стоек один сотрудник. Спрашиваем, когда будет обещанная встреча

Горячего питания нет. "ВИМ-Авиа" выдает ваучеры по 400 рублей, но их принимают только в одном кафе с фастфудом

Екатерина Павлова, пассажир "ВИМ-Авиа": В общем, с шести часов была задержка рейса, в 21.00 нам дали ваучеры на питание. Все. Воду просто вышли и вот так кинули. Сказали, что ваучеры можно поесть на эти деньги либо в KFC, либо в кафе "Му-му", которое уже за паспортным контролем. Мы туда пришли, нам сказали, что они не обслуживают, у них нет договора с этой компанией.

То тут, то там спящие на чемоданах дети и сидя в креслах взрослые. На пятые сутки после того, как начались массовые задержки рейсов, пассажиры "ВИМ-Авиа" уже не устраивают громких скандалов — нет смысла. О том, что у перевозчика закончились деньги здесь все знают. В отличие от того, что теперь будет с их отпусками и оплаченными путевками.

Андрей Жерегя, пассажир "ВИМ-Авиа": Я пенсионер — работаю, целый год собирал эти деньги, чтобы поехать отдохнуть немножко, потому что все болит, кости болят. И что я имею? Что меня ограбили самым натуральным образом!

Еще через сутки он вместе с женой уедет домой в Каширу. Кто-то пытался запрыгнуть в уходящий вагон и купить билеты на курорт за свой счет, но "билеты так подорожали все в связи с этой ситуацией, что просто нереально — в районе 47 тысяч прямой рейс туда-обратно".

И почти те же без малого 50 тысяч за один из Симферополя: в продаже остался один бизнес-класс. Большинству из двухсот пассажиров застрявших в аэропорту по пути домой с отдыха и лечения не по карману.

- Всю ночь мы провели в скрюченном состоянии, сидя на стуле.

- Ни помыться, ни умыться, ни побриться. Люди ехали с лечения. А теперь - и не полечился, а наоборот, сам себе загубил

Всего на самолеты "ВИМ-Авиа" сейчас выкуплены почти 200 тысяч билетов. Это и на чартеры, и на регулярные рейсы. Почему компания продавала их, зная, что денег на оплату топлива нет, сейчас выясняет следственный комитет.

Светлана Петренко, официальный представитель СКР:  Задержан гендиректор компании. Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну и по имеющимся у следствия информации, находятся за границей.

Самым богатым на новости о судьбе пассажиров "ВИМ-Авиа" оказался четверг — следующий день после разноса на высшем уровне руководители Минтранса, Росавиации, аэропорта "Внуково", топливозаправочных компаний и Ростуризма провели в совещаниях. По их итогам, правительство выделило из резервного фонда почти 100 миллионов рублей на текущее обслуживание самолетов "ВИМ-Авиа" в аэропортах.

Жанна Терехова, советник министра транспорта РФ: В первую очередь, мы должны вывезти тех пассажиров, туристов, которые находятся за границей, прежде всего, это турецкая Анталья. Параллельно с этим будут осуществляться перевозки регулярных рейсов. И только после этого мы будем перевозить тех пассажиров, которые купили билеты, но дата вылета еще не наступила.

Последний регулярный рейс "ВИМ-Авиа" выполнит 15 октября. Тем, у кого нас на руках билеты с более поздней датой, их придется сдать. Деньги обещают вернуть.

В тот же четверг в Благовещенске журналисты брали интервью у пассажиров долгожданного рейса из Москвы. Больше ста человек, сутки ждали отправления — 8 часов провели в салоне самолета: "Просто стояли и всё — насмерть. И в общем-то поддерживали нас бортпроводники. Отличные ребята. Замечательные. Экипажи менялись. С третьим экипажем мы улетели".

В ожидании полета в разных городах страны всю неделю пассажиры обсуждали одно и то же: почему им приходится выбивать все положенное по закону — ваучеры на еду или деньги за пропавший отпуск.

И сколько раз еще должен повториться один и тот же сценарий, чтобы контроль за авиаперевозками стал жестче?

Владимир Федоров, пассажир "ВИМ-Авиа": Пять месяцев были проблемы у этой компании. И что у нас министр транспорта не знал об этой проблеме пять месяцев, для него вдруг пелена с глаз упала, что ли?

Первыми на задержки рейсов "ВИМ-Авиа" обратила внимание Генеральная прокуратура. К полудню понедельника она потребовала от перевозчика устранить нарушения. Заодно прокуроры внесли представление главе Росавиации за то, что ведомство недостаточно контролировало авиакомпанию и допустило нарушение прав пассажиров.

И только после этого в Росавиации решили внепланово проверить "ВИМ-Авиа". Хотя именно эта профильная организация должна была знать о растущих долгах.

Магомед Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, летчик-испытатель: Вопрос к Росавиации, к Минтрансу. Я предупреждал их 10 лет назад, чем может кончиться такое отношение к создаваемым авиакомпаниям, которые из рук в руки переходят. Заворовались! Вся эта система — воровская шайка. Все авиакомпании, которые прикрывает Росавиация. Они что, только сегодня узнали, что авиакомпания в таком состоянии была? Это позор! Надо разбираться не с авиакомпанией, а с той организацией, которая от имени государства несет ответственность за безопасность и благополучие пассажиров.

Дошло уже до того, что на этой неделе президент вынужден был предоставить для перевозки пассажиров "ВИМ-Авиа" два спецлайнера лётного отряда "Россия". На них летают первые лица страны.

Вообще, это далеко не первый случай, когда авиакомпания разоряется и прекращает полеты. За последние 10 лет таких было больше трех десятков. Только не всегда это сопровождалось скандалом такого масштаба.

Недавняя история банкротство Трансаэро в 2015-м году. На тот момент второй по объему перевозок компании в России. Тогда тоже были застрявшие в аэропортах тысячи пассажиров, которых довольно оперативно распределили на рейсы других участников рынка.

А в 2008-м году прекратил существование целый авиасоюз ЭйрЮнион, в который входили пять компаний. Самые крупные среди них — Домодедовские авиалинии и красноярский КрасЭйр. Как раз его пассажиры также подолгу ждали отправления по всей стране. Этот вопрос тоже решился быстро: Владимир Путин распорядился выделить топливо, на которое не хватало денег, из запасов Росрезерва.

Прекратит свое существование "ВИМ-Авиа" или останется на рынке, пока сказать сложно. В пятницу у компании появился новый генеральный директор, который должен в ближайшее время представить план по погашению долгов. Новая команда менеджеров, конечно, еще не гарантия спасения перевозчика, но попытаться стоит, считают некоторые эксперты. Банкротство принесет еще больше проблем.

Виктор Горбачев, генеральный директор Ассоциации "Аэропорт", член Общественного совета при Российском Транспортном Надзоре: Проблема же была — 10 тысяч специалистов остались в Трансаэро. Здесь будет, ну, пусть 3 тысячи специалистов. Куда девать летный состав, куда девать технический состав? Административный состав ну ладно, они найдут себе какую-то работу. А это же узкая специальность! Ну куда пойдет летчик?

Есть и другой, экономический, смысл сохранить "ВИМ-Авиа" на рынке пассажирских перевозок в России. Цены на билеты в авиации почти как нигде зависят от конкуренции. Уход крупного игрока позволит остальным компаниям поднять цены на освободившихся маршрутах. Впрочем, есть варианты, при которых этого можно избежать.

Олег Смирнов, председатель комиссии гражданской авиации общественного совета Ространснадзора: Если правильно распорядиться, билеты не подорожают. Как распорядиться: линии авиакомпании так распределить между другими авиакомпаниями, чтобы лучшие линии не забрал один монополист как это произошло при крушении Трансаэро, когда все лучшие "сливочки" забрал Аэрофлот. Вот этого нельзя допускать, это опять же задача государственного регулирования.

В чем точно нельзя упрекнуть "ВИМ-Авиа", так это в больших тратах на роскошный офис. Журналисты, которые поехали по юридическому адресу компании ожидали увидеть как минимум комфортный бизнес-центр, а обнаружили вот это — одноэтажный дом в поселке Богатые Сабы в Татарстане. И "ВИМ-Авиа" занимала здесь даже не все здание, а только одну комнату.

Когда смотришь на это, сразу возникает вопрос: почему это не смущало Росавиацию?. Или те шесть банков, которые выдали огромные займы "ВИМ-Авиа"? Тут, можно сказать, кредитная история налицо.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты