Вторжение американского корабля в нескольких километрах от Владивостока. Почему США не признают государственную границу России?











Константин Чуриков: Еще одна новость, связанная с Приморьем, тоже тревожная, но уже международная.
Во вторник в 13:17 по местному времени эсминец флота США «Джон Маккейн» нарушил государственную границу России в заливе Петра Великого. Эсминец успел пройти по внутренним водам нашей страны 2 километра, пока не встретился с большим противолодочным кораблем Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов». Наши моряки по международному каналу связи предупредили американцев, что готовы пойти на таран. Размеры кораблей примерно одинаковые, длина каждого – около 160 метров. Поэтому «Маккейн» тут же развернулся и ушел в нейтральные воды.
Командование 7-го флота США заявило, что эсминец выполнял операцию по обеспечению свободы судоходства. Ее цель – напомнить, что Вашингтон не признает залив Петра Великого внутренними водами России.
МИД нашей страны в пятницу выразил Штатам решительный протест. Действия американского корабля дипломаты назвали откровенной провокацией. Москва призывает Вашингтон отказаться от подобных авантюр и оставляет за собой право на ответные действия.
По международному праву, внутренними водами считается полоса акватории вдоль берега шириной 12 морских миль, то есть 22 километра. К внутренним водам также относится любая бухта или залив, окруженные территорией одного государства. Но ширина входа в такую бухту не должна превышать 24 морские мили. Ширина входа в залив Петра Великого – 102 морские мили.
Вот для таких случаев в Конвенции ООН по морскому праву от 82-го года закреплено понятие «исторический залив» – это акватория, которая исторически контролируется одним государством и представляет для него особое значение. СССР объявил залив Петра Великого в Японском море своим историческом заливом еще в 1957 году. Россия дополнительно подтвердила такой статус акватории федеральным законом от 98-го года.
Вот только США не признали ни советскую декларацию, ни российский закон. То есть, с точки зрения Соединенных Штатов, вот эта часть внутренних вод России в заливе Петра Великого нашей стране не принадлежит.
Командование 7-го флота США обвинило Россию в незаконном присвоении акватории и в нарушении Конвенции ООН по морскому праву. Правда, сами Соединенные Штаты эту конвенцию до сих пор не подписали – что не мешает Вашингтону называть своими историческими заливами (а значит – внутренними водами), например, залив Санта-Моника со знаменитыми пляжами южной Калифорнии или Бристольский залив у берегов Аляски. Ширина этих акваторий тоже превышает 24 морские мили. Ну, тем не менее американцы наверняка будут возражать, если в качестве ответа на вояж «Джона Маккейна» возле пляжа Малибу в Санта-Монике появится, например, российский атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
Ну а если серьезно, то российские моряки не стали открывать огонь по «Джону Маккейну» – это могло привести к прямому военному столкновению двух ядерных держав. Как же тогда наша страна должна реагировать на подобные ситуации?
Константин Сивков, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук: Действия американского эсминца нашим боевым кораблем «Адмирал Виноградов» были пресечены очень мягким образом. Последовало жесткое заявление нашего МИДа. Но если не будут предприняты решительные и демонстративные меры, свидетельствующие о том, что Россия готова самым жестким образом пресечь подобные действия, вплоть до применения оружия, то это будет продолжаться.
Константин Чуриков: Ну, значит, надо действовать, как в 88-м, когда два американских корабля нарушили советскую границу в Черном море, а наши им устроили «красный таран». Это даже вошло в учебники по военному делу. Кстати, есть видео, американцы его тогда снимали со своего корабля. Давайте посмотрим.
12 февраля 88-го года. Ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» зашли в советские территориальные воды. Их начали сопровождать наши сторожевые суда «Беззаветный» и СКР-6. На все предупреждения американцы отвечали, что ничего не нарушают. Матросы и офицеры стояли на палубе и смеялись, показывали нашим пограничникам неприличные жесты.
Вот тогда наши два сторожевика, которые в разы меньше крейсера и эсминца, осуществили навал – это когда судно по касательной задевает борт нарушителя. В итоге американский крейсер был поврежден. У «Йорктауна» от трения загорелась краска. Потом – еще удар, еще пожар. Американцы побежали прятаться в отсеки.
В итоге корабли ушли, причем надолго. Провокации со стороны ВМС США после этого прекратились.