За кого-то погасят долги, а кому-то дадут кредит. Регионам обещают помочь в трудное время. Как будут тратить средства на местах?

Гости
Дмитрий Журавлев
научный руководитель Института региональных проблем

Ольга Арсланова: А вообще особое внимание в послании президент уделил жизни российских регионов. Федеральный центр выдаст на крупные региональные проекты триллион рублей на три года, – заявил он. Деньги пойдут, например, на строительство опорных магистралей. Трассу Москва – Казань продлят до Екатеринбурга. Плюс регионы получат финансовую помощь. Президент предложил покрыть коммерческие долги субъектов за счет бюджетных денег. А у тех, кто не влезал в долги, будет возможность взять инфраструктурный кредит на созидательные проекты. Государство выделит в общей сложности полтриллиона рублей по низкой ставке – не более 3% на 15 лет.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Приоритетами станут автомобильные дороги, обходы городов, обновление систем жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.

Обращаю внимание: инфраструктурные и бюджетные кредиты будут предоставляться под полным контролем Федерального казначейства и только под конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне.

Здесь сразу хочу обратиться и к руководителям регионов, и к Правительству: послушайте, давайте только работать ритмично и четко, чтобы… Ну не хочу здесь, с этой трибуны, произносить жестких или грубых слов, но своевременно надо все делать, готовить надо эти проекты, не прибегать просто с картинками в Правительство. Понимаете? А Правительство должно их быстро перерабатывать.

Ольга Арсланова: Регионы будут сами решать, куда тратить деньги. Вот что предлагают построить жители Новосибирска, Якутска и Нового Оскола.

ОПРОС

Новосибирская область, Новосибирск

– Мне кажется, побольше парков, чтобы люди хоть отдохнули, пришли. А то у нас парков совсем нет, все позастраивали точечной застройкой.

– Больницы нужны. У нас в Северо-Чемском одна больница. Построили много домов, а одна больница. Так не делается. Попасть к врачу очень тяжело.

– Дороги очень не радуют нас, невозможно ездить. Не знаю, мне кажется, задуматься и посмотреть, правительству проехаться.

– Дороги, я считаю. Ну и метро, конечно, нужно было в эту часть города прокинуть, потому что уже хорошо развивается Кировский район и туда.

– Городу, конечно, просто необходимы велодорожки. Их практически, я думаю, нигде, ну, кроме набережной, по-моему, больше нигде и нет велодорожек.

Республика Саха (Якутия), Якутск

– Хорошие дороги, естественно. Хорошая взлетная полоса, потому что эта проблема с якутским портом поддостала, естественно, всех. Ну и как можно больше социальных учреждений.

– Я считаю, что нужны чистые объекты, без выхлопов. Вот в этом направлении. Я хотел бы, чтобы здесь прошла троллейбусная линия, которая планируется до моста и, скажем, до соседних поселков.

– Ну, самое главное для нас – мост. Вот сейчас нет с той стороной связи – и все, все встало. Почти не идет, все лежит.

Белгородская область, Новый Оскол

– Больше нужно строить оздоровительных каких-то центров, открывать кружков дополнительного образования, спортивные школы.

– Детских игровых площадок нам надо побольше, чтобы они были поинтереснее и разнообразнее для детей.

– Пусть спорт приходит не только в центральные районы, скажем так, в наши населенные крупные пункты, но и села не забывают.

– Мне кажется, нам всего хватает. Мы счастливые люди, нас все устраивает, нам хватает абсолютно всего.

Ольга Арсланова: Сейчас с нами на связи научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Дмитрий Анатольевич, здравствуйте.

Дмитрий Журавлев: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Мы с вами в эфире Общественного телевидения уже не один год обсуждаем колоссальный разрыв в уровне жизни российских регионов. Вот кредиты и послабления, о которых говорил президент, могут потенциально изменить расстановку сил?

Дмитрий Журавлев: Только вместе. По отдельности данные средства скорее дадут обратный эффект. И очень хорошо, что президент предложил сразу два вида кредитов. Потому что кредиты на замещение задолженности дадут выгоду тем регионам, у которых большая задолженность. И тогда исчезнет стимул к развитию. Потому что зачем развиваться, когда бедному лучшему помогают? Кредиты же инфраструктурные позволяют давать прямо противоположный эффект – они помогают тем регионам, которые не имеют задолженности или имеют очень маленькую. Таким образом, появляется стимул. Первые кредиты не ведут к развитию, но они замедляют падение, они создают ту нулевую отметку, с которой можно это развитие начинать.

Ольга Арсланова: Дмитрий Анатольевич, опять мы видим, что все замыкается на центре: кому давать кредиты, чьи долги гасить. Как вам кажется, власть принципиально не делает явных шагов по укреплению самостоятельности регионов, в том числе и самостоятельности в зарабатывании денег?

Дмитрий Журавлев: Ну, с одной стороны, конечно, все-таки какой-то алгоритм объявлен. Нельзя сказать, что сидит министр финансов и говорит: «Этому дам, а этому не дам». Сказано, что если большая задолженность, то кредиты одного типа, а если ее нет, то кредиты другого типа. И объявлена общая сумма.

С другой стороны, конечно же, федеральная власть не очень заинтересована в усилении независимости регионов, потому что федерация держится именно экономическим единством, не политическим, не военным. Мы армию по регионам не рассылаем для контроля над регионами. Наш главный контрольный инструмент – это именно федеральный бюджет, через который мы регионы поддерживаем и тем самым их к себе прикрепляем.

И здесь очень сложный вопрос: до какой степени нужно экономическую свободу регионов увеличивать? Не превратится ли федерация в этом процессе в конфедерацию? Это с одной стороны. А с другой стороны, мы увеличиваем экономическую свободу регионов, а компетенции региональных чиновников не увеличиваются автоматически. Вот сейчас они исполнители. Им сколько Москва денег прислала – столько они и сделали.

Ольга Арсланова: А если вдруг федеральный центр разрешит часть налогов, которые сейчас отправляются в Москву, оставлять в регионе, то они не будут знать, что с ними делать, вы считаете?

Дмитрий Журавлев: Нет, были бы деньги, а что с ними делать – всегда найдется. Вопрос-то в другом: будет ли эта деятельность на пользу региона или только его начальства? Вот где вопрос. «Потратить-то деньги? Мы найдем как. Это мы умеем!» Понимаете, дело даже не в том, что человек украдет. Дело в том, что он может… По низкому уровню компетенций он никогда ничем реально не распоряжался, а тут у него деньги появились. Вот как он ими распорядится? Он, может быть, думает, что он делает благо, а делается не благо.

Но эта проблема – временная. Это просто задача, которую нужно выполнить. Нужно повышать эффективность компетенций региональных чиновников. Пока просто нет такой надобности, потому что… Как говорил Буратино: «Когда у меня было пять золотых, я имел считать до пяти». Вот когда у них появятся деньги, они вынуждены будут учиться считать. Только главное, чтобы они учились не на убытках, а на прибылях.

Все зажать, все централизовать – ну, тогда работает принцип золотого петушка. Помните проблему царя Дадона? Он везде опаздывал, потому что он из одного центра всем руководил. Пока он решал проблему на одном конце царства, возникала на другом.

Ведь суперцентрализация плоха не самим своим фактом, а тем, что она резко снижает эффективность управления – просто не успеваешь. Поэтому в каком-то смысле, в стратегическом, вы правы, мы обречены на увеличение свободы регионов. Но это в стратегическом. А тактически, я думаю, многим очень не хочется, чтобы эта свобода наступала сейчас: «Вот давайте чуть попозже. Вот не при мне, а при следующем чиновнике пусть она наступит».

Ольга Арсланова: Спасибо. Мы беседовали с научным руководителем Института региональных проблем Дмитрием Журавлевым.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)