Забастовка дальнобойщиков на юге России

Владимир Путин в понедельник призвал Минсельхоз активнее работать с регионами. Им нужно вовремя предоставлять средства по единой субсидии для производства зерна, молока и мяса.

Во время встречи в Кремле обсуждали и защиту потребителей от контрафакта и фальсификата с помощью системы электронных ветеринарных сертификатов. В апреле в нее включат готовую молочную продукцию.


Всего в этом году на поддержку сельхозпроизводителей государство потратит рекордную сумму - более трехсот миллиардов рублей. Это на 50 миллиардов больше, чем годом ранее.

По словам главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, сумму увеличили в основном для финансирования экспорта, как требует майский указ президента.

В этом году за рубеж отправят продукции примерно на триллион 700 миллиардов рублей. Это будет новый рекорд.

Дополнительные деньги потратят на развитие фермеров и сельской кооперации.

А урожай зерновых, по прогнозам Минсельхоза, в этом году будет чуть меньше чем в прошлом.

Минсельхоз планирует в этом году вывезти за рубеж не менее миллионов тонн зерна, чтобы закрепить позиции страны на мировом рынке. В том числе, продавая остатки урожая прошлого года.

Но его еще нужно довезти - от поля хотя бы до элеватора. А тарифы на доставку за год снизились почти в два раза. Перевозчики в шести регионах России - в основном Юга страны - объявили забастовку. Водителей требуют ввести единый тариф, чтобы исключить из ценообразования спекулянтов-посредников - диспетчерские конторы, занятые так называемой «логистикой». Репортаж нашего специального корреспондента в Ростовской области Дмитрия Андреянова.

На этой неделе такие пикеты стояли почти у каждого зернового пункта в Ростовской, Воронежской, Тамбовской, Волгоградской области, в Краснодарском крае и на Ставрополье. Более девяти тысяч водителей временно прекратили доставку урожая прошлого года. Требуют увеличить тарифы на перевозку зерна.

Вячеслав Горбань, водитель, участник забастовки: «Уже большинство встало - не работает. 70 процентов, если не больше. Все равно остались те, кто не понимает и готовы ехать… за «Доширак»! Там больше ни на что не остается! Там только, ну, на амортизацию машины, ужин какой-то домой - и это с расстояния 1000 километров».

В прошлом году перевозка одного килограмма пшеницы стоила рубль 55 копеек. Сейчас расценки упали до 80 копеек, и 30 из них забирают посредники - логистические компании. Ранее диспетчер удерживал максимум десять.

Алексей Величко, представитель логистической и транспортной компании «АзовЗерноТранс», г. Азов: «В этом году считаю, проблема цены на перевозку сложилась именно потому, что был не совсем тот урожай, который был в предыдущем году. И не было урожая кукурузы ни в одной области. Поэтому темпы перевозок после нового года снизились, и рынок отрегулировал так, как посчитал нужным».

Водители недовольны - работают себе в убыток, с Нового года увеличилась протяженность платных автодорог, подорожали запчасти, а главные затраты уходят на топливо.

В Ростовском порту очередь из большегрузов. Это владельцы крупных автохозяйств или сами экспортеры. Зерновые перевозки в регионе длятся до марта - обычно на этих стоянках нет свободных мест. Частники тоже подъезжают - но просят не показывать ни их лиц, ни номеров машин - боятся, что забастовщики порежут колеса. Кто-то взял заказ, потому что заключил долгосрочный договор с фермером, кто-то - от безысходности.

Иван, водитель: «Я вообще к забастовке - и да, и нет! Нет - потому что деньги нужны, кредит душит. А да - потому что это тоже не дело по такой цене ездить. Нету смысла. Машину не на что будет ремонтировать… Как-то так».

В среду в поселке Веселом прошел первый организованный сбор водителей. Решали, каким должен быть единый тариф, который устраивал бы и перевозчиков, и заказчиков.

Водители предлагают запретить или хотя бы ограничить деятельность посредников - они, уронив тарифы, стимулируют дальнобойщиков брать перегруз. Лишние 10-15 тонн в кузове страхуют от убытков при низких расценках: за рейс на взятки инспекторам на весовых постах и ГИБДД, бывает, уходит до 6 тысяч рублей.

Автотрасса Ростов-на-Дону - Ставрополь. Одна из самых зерновозных в регионе. И вот он - индикатор перегруза: асфальт продавлен, местами до образования глубокой колеи. Но только на запад, в направлении Ростова, крупных элеваторов и морских портов - сюда машины идут с зерном. А обратно, на восток - порожняком, и дорожное покрытие, как видно, не повреждено.

В пятницу в Тимашевске собрались дальнобойщики. Вопросы те же - транспортные расценки, отказ от услуг посредников и перегруза.

Пригласили представителей зернотрейдеров - из них никто не откликнулся. Пока водители зерновозов сформулировали предложения правительству и законодателям - как наладить отношения сельхозпроизводителей, транспортников и потребителей.

Александр Хуруджи, глава Ассоциации защиты бизнеса: «Они просят на 30 процентов поднять стоимость услуг по перевозке. Мы посчитали, это вполне реально, укладывается в цену, укладывается в экономику».

Региональный Минтранс заявляет, что никакой забастовки водителей нет, а протестуют нелегалы, так как государство ужесточило требования к сфере перевозок.