Задержание Голунова, подброс наркотиков полицейскими, Захарченко могут вернуть деньги

Главное событие этой недели - прекращение дела против журналиста Ивана Голунова. И в его поддержку в Москве устроили митинг на академика Сахарова.

Кстати, самого Голунова пригласили на митинг, но он не пришел.

По данным МВД в митинге участвовали примерно полторы тысячи человек.

Дело Ивана Голунова - это пример редкой в последнее время в нашей стране журналисткой солидарности.

Поддержка корреспондента «Медузы» в СМИ была беспрецедентной. Например, в понедельник три ведущие деловые газеты России вышли с одинаковой передовицей «Мы - Иван Голунов». О деле журналиста - репортаж Елены Тимоновой.

Иван Голунов освободился из-под домашнего ареста вот здесь - в здании Главного следственного управления МВД по Москве. Следователь вручил ему постановление о прекращении уголовного дела. На оформление документов потребовалось 4 часа.

Всё это время у проходной Голунова ждали 20 съемочных групп, десятки фотографов и журналистов.

Специальный корреспондент интернет-издания «Медуза» вынес коробку с личными вещами.

Иван Голунов, журналист:

- Это собственно вещи, которые у меня были изъяты и отправлены на экспертизу. И газета «Петровка, 38» со статьей о том, что граждане должны доверять полиции. И что не бывает везения, бывает опыт. У меня тоже появился опыт в этой всей истории. Надеюсь, что, собственно, как бы этот опыт поменяет практику и собственно больше таких ситуаций не будет повторяться ни с кем.

«Петровку-38» Голунов выпустил из рук только ради своей собаки - далматинца по кличке Марго. 50 метров от проходной до автомобиля бывший фигурант уголовного дела шел 10 минут. Журналисты пытались узнать, что же на самом деле происходило в день задержания.

- А кто вас бил?

- Оперуполномоченные. Оперуполномоченные, которые участвовали в операции. На грудь наступал один из оперуполномоченных. Мне показалось, что это не так сильно было. Но чего-то продолжает всё болеть.

А вот как развивались события в день освобождения Голунова. Утром адвокаты обжаловали его домашний арест. Затем на многочисленные процессуальные нарушения обратили внимание в Совете Федерации.

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ:

- Почему журналист Иван Голунов без решения суда был задержан более чем на 48 часов, почему были опубликованы фотографии из другого места, а не из его квартиры, где происходил обыск, почему во время обыска он не присутствовал? Знаете, либо это такой уже непрофессионализм, либо это головотяпство, либо это провокация.

В четыре дня наш телеканал получил официальный ответ МВД - практически на те же вопросы, которые задала Валентина Матвиенко. Нам рекомендовали перечитать пресс-релиз от 7 июня.

«Ваш запрос рассмотрен. Сообщаем, что информация по интересующей Вас теме опубликована на сайте ГУ МВД России по г. Москве 07.06.2019 г. в 22.40. Пресс-центр ГУ МВД России по г. Москве»

Юрий Титов, руководитель пресс-службы ГУ МВД по г. Москве:

- Некоторые представители СМИ сообщали, что при задержании сотрудники полиции избили подозреваемого. Повторяем, что это не соответствует действительности. Выражаем несогласие с утверждениями отдельных представителей СМИ о намеренных фальсификациях, допущенных в ходе предварительного следствия.

Ровно через час после «отписки» из МВД министр Колокольцев объявил: Голунов больше не обвиняется в попытке сбыта наркотиков.

Владимир Колокольцев, министр внутренних дел России:

- По результатам проведения биологических, криминалистических, дактилоскопических и генетических экспертиз принято решение о прекращении уголовного преследования гражданина Ивана Голунова в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления.

Следственный комитет уже проверяет действия полицейских, которые задержали Голунова.

В четверг Владимир Путин уволил их непосредственных начальников - руководителя Управления по контролю за оборотом наркотиков столичного управления МВД Юрия Девяткина и руководителя УВД по Западному административному округу Андрея Пучкова.

Илья Жегулев, специальный корреспондент интернет-издания «Медуза»:

- Наша победа - она должна стать началом для чего-то нового. Для того, чтобы изменились какие-то нормы. Чтобы не было у людей, имеющих такие возможности, не было возможности совершать такие чудовищные преступления. Я имею в виду подбрасывать наркотики. То, что совершили с Иваном.

Во вторник журналисты «Медузы» объявили об отмене несанкционированного марша за освобождение Голунова. Тем не менее в среду на акцию вышли, по данным МВД, 1200 человек. По данным организаторов, в два с половиной раза больше.

Мария Платонова, жительница Москвы: «Мы пришли сегодня на марш даже несмотря на то, что Ивана отпустили, потому что у нас в стране сейчас происходит непонятный произвол полиции. Не соблюдается Конституция».

Александр Марголин, житель Москвы: «Наши требования - за исполнение законодательства РФ. Это единственное максимальное требование. Больше ничего не надо».

Полиция задержала, по официальным данным, более 200 человек. По неофициальным - их было вдвое больше. В автозаки попали в том числе журналисты, а также семь несовершеннолетних. Иногда полицейские по ошибке выхватывали из толпы обычных прохожих.

Во многих городах страны проходили одиночные пикеты в поддержку Голунова.

Полина Ефимова, журналист: «У меня никак в голове это не укладывалось, что Ваню, такого доброго человека, которого я знаю лично, могли арестовать. Он удивительной доброты человек. И удивительной скромности. Я думаю, он нам не простит за то, что мы тут так активно за него воевали. Потому что он никогда не выпячивался».

«Медуза» обещает в течение месяца опубликовать расследование, над которым Голунов работал перед задержанием. Статья посвящена похоронному бизнесу в России.

Иван Голунов имеет право на возмещение материального и морального вреда. Об этом заявила уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова. Омбудсмен отметила: власть слышит гражданское общество. Она способна оценить ошибки и наказать виновных.

Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в РФ:

- Как говорится, одна ложка дегтя может испортить бочку меда, и вот такие ошибки, они, как мне кажется, не единичны, раз общество так остро отреагировало на это. Они, конечно, должны подвигнуть руководство к тому, чтобы очень серьезно обратить внимание на правоприменительную практику и необходимость строжайшим образом соблюдать закон при задержании и ведении уголовных дел.

За последние пять лет число наркозависимых в России выросло с 8-ми до 10-ти с половиной миллионов человек. В прошлом году каждое пятое преступление в нашей стране было связано с незаконным оборотом наркотиков.

Доля заключенных россиян, осужденных по «наркотическим» статьям, за пять лет увеличилась с 22-х до 28-ми процентов.

В прошлом году суды рассмотрели почти 91 тысячу дел по этому разделу уголовного кодекса. Оправданы при этом всего 27 человек.

Евгений Харламов, адвокат, экс-начальник криминальной милиции: «Мы как практикующие адвокаты-криминалисты полагаем, что чрезмерная жесткость в этих статьях. Надо снижать порог наказания. В разы надо снижать. Потому что ужесточение наказания, никогда не искореняло тот или иной вид состава преступления. Если все надлежащим образом проводится, задерживается, привлекается, а наркоманов все равно становится больше, тогда можно ставить вопрос о том, что что-то надо менять в системе. На сегодняшний день менять в системе нужно только одно: убрать коррупцию, фальсификацию в уголовных делах, убрать возможность самого факта заказа, извините за цинизм, привлечения к делу заведомо невиновных людей и направить всю эту силу, громадную силу, на поимку реальных сбытчиков».

После резонанса из-за дела Голунова депутаты пообещали в ближайшее время внести законопроект о смягчении ответственности за хранение наркотиков. Спикер Вячеслав Володин заявил - профильные комитеты Госдумы проанализируют, как на практике работают статьи Уголовного кодекса о фальсификации доказательств и результатов расследования.

Займутся этим и в Совете Федерации. Сенаторы уже запросили у Верховного суда информацию о лицах, осужденных по наркотическим статьям за последние три года.

Российские средства массовой информации за пять лет сообщили о 5 сотнях случаев уголовной ответственности полицейских за фальсификацию дел по 228-й статье. Из них примерно 100 случаев - это факты подбрасывания наркотиков задержанным. Это данные Института проблем правоприменения. Его эксперты также изучили, какие наркотики и в каком объеме изымают полицейские.

Например, марихуана. В большинстве случаев сотрудники МВД находили у подозреваемых чуть более 6-ти граммов запрещенного вещества. Это позволяло квалифицировать преступление по статье, за которую полагается уже тюремное заключение.

Следующий «пик» на 100 граммов. С этой отсечки срок заключения резко увеличивается. Получается, большинство подозреваемых носят с собой ровно столько запрещенных веществ, чтобы хватило на более «тяжелую» статью.

Авторы исследования считают это доказательством манипуляций со стороны полицейских.

Арсений Левинсон, эксперт Института прав человека: «Два мотива у сотрудников полиции для того, чтобы подбрасывать наркотики и фальсифицировать дела. Это, во-первых, коррупционный: начинать вымогать взятку. И во-вторых, это мотив - раскрытие тяжких преступлений. И особо тяжких. Основная отчетность полиции, их рост по службе, их зарплаты - зависят от того, сколько они в отчетный период раскроют преступлений. И таким образом - обнаружив наркотики у человека, очень просто показатели своей деятельности фальсифицировать фактически. И поэтому палочная система, то, что называется, к сожалению, несмотря на то, что руководство все время говорит, что от нее отказалось, она никуда не делась».

Опрошенные нами эксперты подчеркивают: полицейские чаще всего подбрасывают запрещенные вещества наркоманам. В таких случаях суды почти всегда принимают доказательства вины без лишних вопросов. Но, как показывает дело Ивана Голунова, с фальсификацией может столкнуться любой. Примеры - у Маргариты Твердовой.

Милена Андреева рассматривает фотографии сына Вадима. За полтора года она видела его всего несколько раз - в суде. Осенью 2017 года Вадим поехал на машине в Сочи. Через несколько дней его родителей разбудил странный ночной звонок.

Милена Андреева, мама Вадима: «Сообщили, что Вадим задержан на посту ДПС Магри в городе Сочи с большим грузом наркотиков. Нужно заплатить 300 тысяч рублей, тогда не будет заведено уголовное дело».

Родители Вадима решили, что звонят мошенники, и деньги переводить не стали. Вскоре выяснилось - сына и правда задержали. Во время осмотра у него якобы нашли рюкзак, а в нем - полкило белого порошка, который оказался амфетамином. Милена уверена - рюкзак сыну подкинули. Сразу после этого он загадочным образом исчез, и в материалах дела не упоминается.

Милена Андреева, мама Вадима: «Человек, который составлял протокол досмотра, ключевой свидетель, вообще сказал, что он не может ни подтвердить, ни опровергнуть показания, которые он дал ранее. Не было произведено обыска ни дома у него, ни в Москве, где он снимал квартиру. Не было ни смывов с рук проведено, ни ногтей никто не срезал».

Вадим уже полтора года находится в СИЗО. Его обвиняют в покушении на сбыт наркотиков.

У поста ДПС в Магри, где задержали Вадима, как рассказывают водители, дурная слава. Как и у поста в станице Кущевской. Тех, кто ехал на море, здесь останавливали сотрудники ДПС и начинали осматривать машину - заглядывали во все карманы и в бардачок, перетряхивали вещи. И часто находили наркотики. Чтобы про запрещенные вещества все забыли - предлагали заплатить - от нескольких десятков, до сотен тысяч рублей. Обыскали и координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова.

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»: «Меня выручило то, что в машине есть регистратор плюс со мной ехало двое пассажиров. Третий пассажир женщина, она начала снимать все на телефон, когда инспектор залез в машину и начал ковыряться везде. В этот момент времени он мог туда подбросить что угодно, хоть труп Саддама Хусейна».

В прошлом году МВД по Краснодарскому краю все же провело служебную проверку. После этого на посту в Кущевской установили видеокамеры и взяли на работу других инспекторов. Об историях с подбросом разных подозрительных веществ много рассказов в соцсетях. Вот одни из последних.

«После внезапной проверки документов у метро Электросила в Питере в обложке моего паспорта оказался маленький зиппак с неизвестным порошком белого цвета. Слава богу я успел его сбросить до того, как внизу эскалатора ко мне подошёл наркоконтроль».

«Моему знакомому подкинули наркотики в машину и вымогали взятку - у него хватило связей отбиться. А мальчик, с которым мы дружили в детстве, сел на семь лет, потому что ему подкинули героин, который он никогда не употреблял. Им всем даже никто не мстил, просто надо было для статистики».

Для статистики наркотики подбрасывали и ростовским таксистам - по одной и той же схеме. Сначала поступал заказ - перевезти сверток. По пути машину останавливали полицейские, водителю сразу одевали наручники. Потом находили наркотики - в автомобиле или в одежде. Таксист Сергей Жильников заметил, как в его карман подложили героин.

Сергей Жильников, таксист: «Когда приехали, у меня ж руки в наручниках, за спиной, он мне сунул коробку в левый карман. Я - что ты делаешь, а он прям коробку сует в карман куртки. И типа обыск, дежурный капитан сразу с этого кармана и начал».

В изоляторе временного содержания Сергей познакомился с двумя другими таксистами - у них тоже якобы нашли наркотики. Тяжба длилась почти год, в конце концов Сергея и его коллег оправдали. Правда все свои сбережения они потратили на адвокатов. Теперь уголовное дело возбудили против сотрудников полиции - правда, пока они обозначены как «неопределенный круг лиц».

Что делать, если вам подбросили запрещенные вещества? Советы адвоката.

Марат Аманлиев, адвокат, президент общественной организации «Коллективная защита»: «Сразу же включать либо телефон с видеокамерой, либо диктофон, если под рукой нет видеокамеры и видеозапись не может производиться. Чтобы фиксировать ход диалога. После этого нельзя ничего трогать в принципе - на то, что указывает сотрудник полиции, как на наркотики, нужно требовать привлечения понятых до того, как начинают ваш личный досмотр - после этого нужно обращать внимание понятых на действия сотрудников полиции. Если вы считаете, что что-то было сделано незаконно, вы имеете право в протокол об обыске и выемке и личном досмотре вписывать свои замечания».

И еще об одном резонансном уголовном деле. В понедельник Пресненский районный суд Москвы приговорил бывшего замначальника антикоррупционного управления МВД Дмитрия Захарченко к 13-ти годам колонии строгого режима и к штрафу в 118 миллионов рублей.

Бывший полковник признан виновным в получении взятки. Захарченко и его соучастник получили от владельца сети ресторанов скидочную карту в обмен на прекращение проверок. На бонусах Захарченко сэкономил более трех миллионов рублей. Но судья сочла недоказанной его вину в получении прямой взятки в 800 тысяч долларов от того же бизнесмена.

В приговоре нет ответа и на вопрос, откуда у Захарченко взялись 8 миллиардов рублей. Эти деньги следователи нашли в квартире его сестры в 16-ом году. Помимо миллиардов, у Захарченко, его родственников и знакомых конфисковали 13 квартир, 14 машиномест и четыре автомобиля.

Валерия Туникова, адвокат Дмитрия Захарченко:

- В настоящем судебном заседании именно денежный эпизод не нашел своего подтверждения, как мы видим. Есть карточка, да. Проедены были деньги. Но по факту получения каких-либо денежных средств в наличной форме, на которые он мог бы приобрести это имущество или что эти денежные средства, найденные в квартире, имеют отношения к преступной деятельности Захарченко, своего подтверждения не нашло.

Теперь адвокаты Захарченко попытаются отменить конфискацию восьми миллиардов рублей. Если это удастся, бывший полковник получит сумки с деньгами назад и сможет потратить десятки килограммов наличности после возвращения из колонии.

Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ в отставке: «Есть некая виртуальная субстанция, которая передала ему деньги. Что это: банк, конкретные лица, общак какой-то. Вот до этой темы следствие так и не дошло. И это самая серьезная проблема. Потому что если мы с вами посмотрим, если мы возьмем за основу, так сказать, сотрудника среднего милицейского звена, который обладает восьмью миллиардами, да, то никто не гарантирует, что есть и другие сотрудники, других звеньев, в силовых структурах, которые обладают еще большим капиталом. Сегодня легко заблокировать счет у человека, который перевел 10 тысяч рублей дочери. Но вот когда мы имеем дело с такими суммами, то все остальные усилия государства навести порядок в кредитно-банковской системе, они в общем-то выглядят достаточно карикатурно».

В мае стало известно, что рекорд Дмитрия Захарченко побит. Во время обысков следователи изъяли у начальника банковского отдела службы экономической безопасности ФСБ Кирилла Черкалина и двух его бывших подчиненных наличные и ценности на 12 миллиардов рублей. Сейчас Черкалин под арестом по делу о крупной взятке.