Жители Хабаровского края проголосовали против китайского завода











Ольга Арсланова: Демократия в отдельно взятом регионе. Жители Хабаровского края не прельстились инвестициями и рабочими местами – и проголосовали против нового предприятия. Китайцы хотели построить завод по производству метанола, но местным эта идея не понравилась. Александр Ильин с подробностями.
СЮЖЕТ
Хабаровский край, Аян
Александр Ильин: Побережье Охотского моря, почти край света. Тишь, гладь да тайга… На район размером со Швейцарию – две тысячи жителей. Последние громкие политические события здесь случались еще в Гражданскую, а тут – местный референдум, да еще и против стратегического инвестора, который хочет построить в поселке Аян завод по производству метанола.
Елена, житель села Аян: Депутаты сказали: «Мы не будем соглашаться на проведение этого референдума». Ну, как-то мы так пригрозили… не то что пригрозили, а сказали: «Вообще население большинством голосов против завода, а вы как избранники народа должны идти в одну сторону с народом. Если что-то будет против – значит, мы будем писать на вас в суд».
Александр Ильин: Депутаты перед таким напором не устояли и поддержали петицию. После этого на сторону жителей встали краевые власти и суд. Да и как не поддержать, когда в поселке, где зимой в минус 30 на улице, бывает, и не встретишь никого, люди стоят с плакатами на пикетах». Лишь прокуратура пыталась в одиночку оспорить законность референдума. А врио губернатора, которому в этом году предстоит идти на выборы, даже высказался в духе, что мнение людей для него важнее, чем дорога, газопровод, завод и 740 миллиардов рублей инвестиций, вместе взятое.
Михаил Дегтярев, врио губернатора Хабаровского края: Нельзя начинать большие проекты, не интересуясь, что об этом думают люди, которые живут на местах. Это стратегически неверный подход.
Александр Ильин: Соглашение о строительстве завода с китайской компанией подписали на Восточном экономическом форуме в 2019 году. Инвесторы вместе с проектировщиками приезжали в поселок в декабре того же года, чтобы осмотреться и подобрать площадки. Потом началась пандемия, и дальше обсуждения дело так и не сдвинулось. По проекту предприятие должно было перерабатывать в метанол газ из месторождений в Якутии и поставлять его в Китай. В Аяне собирались выпускать свыше 7 миллионов тонн метанола в год – это примерно 10% мировых объемов. Местным, кроме 4 тысяч новых рабочих мест, обещали также газопровод, реконструкцию порта и новую дорогу. Но аянцы решили, что жить рядом с заводом, где выпускают токсичное вещество, слишком рискованно.
Елена, житель села Аян: Производство метанола, хранение, транспортировка – это все экологически опасно и для природы, и для нас. Будут вести этот трубопровод, огромные лесные массивы будут вырубаться. Обмельчают реки, исчезнет рыба.
Александр Ильин: С такими настроениями в поселке предугадать исход аянского референдума можно было еще до его начала. В итоге явка – 60%. И 90% проголосовали против завода.
Марианна Волостникова, представитель инициативной группы жителей Аяно-Майского района: Люди пробудились. Им стало интересно, что происходит на их земле. Они хотят выражать свое мнение. Они не хотят больше, чтобы за их спинами что-то происходило без их ведома.
Александр Ильин: Но это не окончательная победа. Вместо метанолового завода в поселке собираются строить терминал по производству сжиженного газа. Как к этому относиться – аянцы пока не определились.
Александр Ильин, Хабаровский край, ОТР.
Ольга Арсланова: Ну а вообще обычно бывает так: где ни начни строительство чего угодно, часть местных жителей будет недовольна. Правда, тут есть еще одна проблема – трудно найти профессиональных независимых экспертов, которые могли бы оценить пользу и вред от запланированных работ. Обычно получается такой ответ, который нужен заказчику исследования.
Алексей Скопин: профессор Московского гуманитарного университета, экономист: Проблема в подготовке документов для разрешения строительства того или иного предприятия – она сейчас является системной проблемой и она действует по всей России. Естественно, что… Почему там местные руководители – руководители муниципалитетов, даже губернаторы и так далее – не хотят эту проблему прояснять? Потому что это коррупционная тема. Можно получить от бизнеса определенную мзду за лоббирование разрешения на строительство и на функционирование. И, соответственно, негативные эффекты получает население, а позитивные эффекты в виде взяток получает местное руководство.
Ольга Арсланова: Вот поэтому в Хабаровском крае и пришлось прибегнуть к референдуму.
Вообще-то, на местном уровне они происходят у нас довольно часто, но в большинстве случаев у людей спрашивают мнение по поводу изменения границ поселков или городов, либо согласны ли они скинуться на общественные нужды – например, скамейки в парке. Аян стал редким случаем, когда люди смогли выразить свое мнение по поводу экологии.