Жители хутора Задонье оказались отрезанными от внешнего мира

На этой неделе жители Катангского района Иркутской области пожаловались на голод. Три тысячи человек остались без продуктов. В магазинах их просто нет.

Не достать консервы, муку, сахар, молоко, овощи и фрукты. Коммерсанты доставляют товары на самолётах. Моментально взлетают и цены. У прилавков - очереди. У касс - потасовки и драки за хлеб. Зимняя дорога в район откроется только в конце декабря. Жители просят МВД проверить, как местные власти потратили деньги, предназначенные для завоза продовольствия на Крайний Север.

Но и южнее не лучше. Полупустые магазины даже в тех посёлках, где нет транспортной блокады. А в некоторых деревнях магазинов и автолавок нет вовсе. И за это отвечают как бизнес, так и власть.

Владислав Корочкин, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России": "Это просто плохое управление, плохое планирование. Там есть и еще более глубокая тема - это когда в отдаленных районах и без всякой транспортной блокады в магазинах почти ничего нет. Просто потому что туда невыгодно везти продукты и торговать".

Леонид Шафиров, член Общественной Палаты России: "Вот те автолавки, которые приобретались за счет субсидий, их, конечно, не достаточно. Ну а, по большому счету, мы на федеральном уровне наложили столько ограничений на торговлю в малых населенных пунктах, столько запретов, что торговля свернута. Необходимо внести изменения в законодательство, либо всё можно легко ограничить целевой субсидией. Главное, чтобы Минфин захотел эту целевую субсидию посчитать и предоставить".

Ну а пока люди сами прокладывают дороги, строят подвесные мосты, покупают лодки и вездеходы.

В Якутии - в зоне вечной мерзлоты - большие расстояния можно преодолеть разве что на вертолёте и оленьих упряжках. В Ямало-Ненецком автономном округе по маршруту "Салехард – Лабытнанги" курсирует вездеход на воздушной подушке. Архангельские деревни с большой землёй связали аэросани.

Зимой - по льду, весной - на лодках добираются жители центральной России, Карелии и Калининградской области, а также южных регионов страны.

Задонье. Район Ростовской области. Попасть туда можно только на катере. Но ходит он редко - то неисправность, то ветреная погода.

Административно Задонье - городская территория, даже центр города Азова. Вот горадминистрация - в прямой видимости. Земельный налог островитяне платят по городским ставкам, и за электроэнергию - по городскому тарифу, 4 рубля 90 копеек. Хотя в соседних хуторах - тариф сельский, 2.60

В центре Задонья есть и начальная школа, и фельдшерский пункт. Но сегодня оба учреждения закрыты без объяснения причин.

Елена Тупикова, житель хутора Задонье: "Возможно, нету катера, и учительница не смогла приехать! Когда переправа есть - учительница приезжает, МЧС привозит. А когда нет переправы, и МЧС не может перевезти - у нас дети не учатся".

В изоляции Задонье оказывается регулярно и в любое время года. Рейсовые катера 69-го года постройки не любят речной качки, поэтому в сильный ветер их не выводят на большую воду. Зимой же Дон не замерзает настолько, чтобы по нему можно было проложить хотя бы пешеходную дорожку - в это время жителей поселка изредка выручает МЧС, предоставляя катер на воздушной подушке. Топливо, стройматериалы и технику на остров раньше доставляли паромом. В этом году грузовой паром не ходил.

Ольга Шевченко, житель хутора Задонье: "У нас угля нету! Весь хутор сидит без угля - нет парома! Паром забрали, не на чем было привезти уголь, и мы сидим без угля. Но нас сейчас переправа волнует - что мы будем зимой делать? Подушка у нас - один день ходит, неделю поломанная. Всё. Захотели, приехали, не захотели - не приехали"

Весной 2013-го шквальный ветер с Азовского моря вызвал нагонные явления - Дон вышел из берегов.

Сергей Квашин, житель хутора Задонье: "Наводнение было, да: мост сами делаем, ремонтируем, пристань - сами делаем, ремонтируем. Насыпаем дороги, такими вот машинками, вездеходов понаделаем. Все за свой счет!"

Осенью 2015-го технадзор запретил эксплуатировать ветхие пристани - и на правом, и на левом берегах реки. Несколько месяцев в хорошую погоду школьников на учебу в город возили задонские владельцы катеров и лодок. В плохую - ученики получали задания от педагогов по телефону. Тогда жители Задонья тоже не успели запасти на зиму уголь, картошку, капусту - на самом острове овощи не растут из-за постоянных подтоплений.

Светлана Добрынина, житель хутора Задонье: "На зиму запасаемся, все покупаем - и сухари, и муку и картошку. Морковь берем мешками в огромном количестве".

Сейчас единственный хуторской магазинчик "Островок" работает как стол заказов: задонские пенсионеры раз в несколько дней забирают здесь свои продуктовые наборы - мешки с сухарями по 15 рублей за килограмм. Когда кончится навигация, подвоза свежего хлеба не будет до весны.

Наталья Михайлова, продавец магазина "Островок" хутора Задонье: "Мы своими лодочками, катерами перевозим в магазин продукты! Пока мы переправим эти все продукты - мы мокрые, продукты мокрые тоже!"

Сейчас островитяне в неведении - на общественные слушания по зимней переправе их в администрацию не приглашали, и в районной прессе информации от муниципалитета нет. Вторую, резервную, "подушку" власти, хотя и планировали, но за год так и не приобрели.

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты