Зима без центрального отопления. Почему в России XXI века бабушки носят на себе тяжелые дрова?











Зима в России всегда начинается внезапно. В этот раз она пришла, не дожидаясь конца сентября. В большинстве регионов на этой неделе начались холода, а кое-где пошёл снег.
Первым встретил ненастье Дальний Восток. В начале недели циклон принес туда резкое похолодание, пронизывающий ветер и первый снег. На несколько недель раньше обычного он выпал на севере Амурской области.
В городе Нерюнгри на юге Якутии образовались сугробы. Автоинспекция из-за гололёда рекомендовала водителям поставить зимнюю резину. А на севере республики высота сугробов достигала 30 сантиметров.
К пятнице 20 сентября температура упала в Сибири и в европейской части страны. Волна холода накрыла огромную территорию от Тюмени и Челябинска - до Краснодара и Ростова-на-Дону.
Ухудшение погоды сопровождалось штормовым ветром. В Курганской, Омской областях и Якутии без света остались тысячи жителей.
Ну а первый снег уже видели не только в Мурманске и Архангельске, но и в большинстве регионов Центральной России.
Несмотря на холода, отопительный сезон начался пока лишь в нескольких регионах. Со дня на день отопление дадут в Брянске, Петербурге и Москве. Но новость эта греет далеко не всех.
Тысячи домов в нашей стране по-прежнему отапливаются дровами и углём. Но зато там уже тепло. И это не в деревнях или райцентрах. Дрова нужны и в крупных городах.
Ярославль
В Ярославле отопительный сезон начнется на следующей неделе. Но уже сейчас по ночам температура воздуха опускается ниже нуля. Тепло в домах только там, где печи.
Жительница частного сектора Тамара Бабина уже вовсю топится дровами.
Тамара Бабина, жительница частного сектора: «Вот у меня полная печка. Сейчас разгорятся, и температура будет 20-21 градус».
Тамаре Бабиной 82 года, она учитель французского. Дом ей достался от прабабушки, ему, как минимум, 140 лет - столько здесь живет семья Бабиных. Пенсионерка говорит, что на ее улице в Красноперекопском районе нет не только центрального отопления, но и газа, воды и канализации.
Тамара Бабина, жительница частного сектора: «Уже XXI век - век космических полетов и цифровых технологий. А мы всё печь топим, как мои предки, как прабабушка, бабушка, мама, и мне вот досталось. Шесть поколений продолжаем топить печь».
В этих местах, говорит Тамара Дмитриевна, дровами отапливаются почти 200 домов. Некоторые соседи с других улиц подключили газ, провести его к дому стоит почти 500 тыс. рублей. Еще 100 тыс. уйдет на газовое оборудование. Накопить такие деньги с пенсией в 17 тыс. пожилая женщина не может.
Тамара Бабина, жительница частного сектора: «Хотелось бы жить в многоквартирном доме с центральным отоплением, чтобы не пачкаться в саже и не иметь дела с дровами. Но приходится довольствоваться тем, что имеем».
В прошлые годы Тамара Дмитриевна за зиму тратила на дрова до 12 тыс. рублей. В этом году покупать их не пришлось: неподалеку разобрали старый сгоревший дом, от него осталось много досок. Теперь каждый день женщина ходит за ними с телегой.
- Седьмой раз езжу. Самое-то страшное - это везти. Они спадают, приходится их поднимать. А еще и машины едут навстречу. Очень сложно.
И хотя пенсионерка сэкономила деньги, но теперь ей приходится выполнять тяжелую мужскую работу - рубить, пилить и таскать дрова в сарай.
Тамара Бабина, жительница частного сектора: «Вот и фитнес мой таков! И рубка, и опиловка, и прочее! Зато здоровье у меня отменное в мои годы!».
Женщина уже полностью запаслась дровами на зиму и хранит их в полупрогнившем сарае, чтобы хоть как-то уберечь от дождя.
Всего в Ярославле больше 4 тыс. многоквартирных домов, 76 из которых с печным отоплением. А вот сколько в городе дровяных печей в частном секторе неизвестно -такой статистики власти не ведут.
Чита
Центральное отопление в городах Забайкальского края включили на этой неделе. А вот деревни, сёла и частный сектор в городах до сих пор отапливаются дровами. Реже - углём.
Чтобы протопить небольшую однокомнатную квартиру в деревянном бараке Валентина Ефимова каждый сезон покупает до шести машин дров, каждая из которых обходится в 4,5 тыс. рублей. А пенсия - 14 тыс. рублей. На дрова Валентина Степановна берет кредит или просит помочь сыновей.
Валентина Ефимова, жительница Читы: «На дрова очень много надо. В этом году еще больше, чем в прошлом».
Носить охапки дров от поленницы до квартиры Валентине Ефимовой тяжело. Нужно еще подняться по лестнице на второй этаж. С ишемической болезнью сердца, после двух операций, каждая растопка печки превращается в испытание. Но и с печью жить в доме холодно.
Валентина Ефимова, жительница Читы: «У нас дом-то видите какой?! Штукатурки-то нет. Внутри сами ремонт делаем. А снаружи у нас - что истопишь, то выдувает! Утром встанешь и одеваться неохота, из-под одеяла вылезать. В XXI веке живем, а у нас такие условия. Все удивляются как мы живем здесь. Какой газ, когда у нас холодной воды нет. С колонки носим».
Покупают дрова жители Читы в пригороде на Каштаке или в селе Смоленка. Там обычно стоят частники, продают за 4,5 тыс. рублей грузовик с готовыми поленьями, 7 тыс. рублей - за чурки, которые еще нужно расколоть. Заготавливают дрова чаще всего не по правилам, без лесобилетов, поэтому продавцы не хотят показывать лица.
Константин, продавец дров: «Берут конечно. Как без дров?! Так-то немного людей возят дрова - это тяжелый труд. Брать негде, гоняют везде».
Министерство энергетики России и компания «Газпром» признали газификацию Забайкальского края нецелесообразной. Чтобы протянуть сюда трубу от газопровода «Сила Сибири» нужно сделать крюк в 800 километров. Это обойдется государству 180 млрд рублей. Поэтому регион дымит печными трубами, как и столетия назад.
У нас примерно треть страны отапливается по старинке - дровами и углём. Газ туда не дошёл, потому что или не провели магистраль, или людям не по карману подключение.
Для сравнения, Украина, куда мы «гоним» топливо, газифицирована на 73%, Узбекистан -на 77%. Совсем всё хорошо в Азербайджане (96%), Армении(96%) и Белоруссии (97%).
Россия, согласно данным из открытых источников, по этому показателю обгоняет Казахстан: 68,6% против 50%, соответственно.