Мария Черенкова: Государство должно признать, что многодетные семьи социально менее защищенные, поэтому поддерживать все-таки нужно

С 2010 года в разных регионах России растет число многодетных семей. Только в Москве и только за последний год их количество увеличилось на 10%, а за последние 5 лет – более чем на 50%. Начал меняться и распространенный стереотип о неблагополучии большой семьи. Сегодня многодетными родителями становятся политические и общественные деятели, бизнесмены, артисты театра и кино. Большая и дружная семья становится примером укрепления семейных ценностей и залогом успешного будущего страны.

Мария Черенкова: Есть такая пословица: "С кем поведешься, от того и наберешься". Вот почему-то, когда у меня был один ребенок, с моей дочерью в одной группе в детском саду оказалась девочка из семьи, где четверо детей, я очень захотела с ними подружиться. Потом мы жили в пятиэтажке, и там было очень много семей с тремя детьми – наверное, семей шесть или семь на одну вот среднюю московскую пятиэтажку. Мы ходили все по очереди на молочную кухню, годами это все продолжалось. Нас так и звали: колхоз с Бойцовой улицы. А когда мы сюда переехали, здесь еще больше, потому что у нас, например, двумя этажами выше семья с десятью детьми, на двенадцатом этаже у нас семья, там пять или шесть человек детей. Во всем микрорайоне тоже у нас также много. Причем мы здесь живем 13 лет, пошла уже такая тенденция, что дети из этих семей вырастают и заводят свои семьи, либо те, кто въезжали сюда школьниками, тоже заводят семьи и тоже становятся многодетными родителями. У нас в доме такая живет семья: девушка въехала еще школьницей, а теперь у нее шестеро детей.

Мария Валентиновна Черенкова – многодетная мама, воспитывает девятерых детей. В 2014 году была отмечена организационным комитетом Общегородского конкурса "Традиции московской семьи" за прекрасное воспитание детей. В 2016 году за заслуги в воспитании детей и укреплении семейных традиций удостоена государственной награды – ордена "Родительская слава".

Мария Черенкова: Маленькая я думала, что у меня будут дети, коляски какие-то. Но маленькими мы думали, что у нас какая-то профессия будет. Нас же как ориентировали? – будешь космонавтом, будешь ходить по Луне. Я дружила с одним мальчиком, нам было три года, мы сидели с ним в песочнице, смотрели на Луну и говорили: "Вот на Луну надо полететь, надо стать космонавтом". Но больше об этом говорила я, а мальчик нянчил полено. В итоге мы выросли: мальчик действительно стал космонавтом, действительно он слетал, а я вот стала многодетной мамой. Вот сейчас я вот эту сцену вспоминаю.

А когда замуж выходила, я даже не думала об этом. То есть я любила человека, мне хотелось быть с любимым человеком вместе. И вот уже 24 года вместе.

Рассказать про семью – это можно очень долго про каждого. Мой муж, Черенков Игорь Владимирович, я и дети. Светлана – старшая – ей 24 года, она заканчивает университет ПСТГУ, будет она учитель начальных классов. Ира у нас – ей 19 лет – она будущий архитектор, учится в 26-м колледже на факультете архитектуры. Полина у нас заканчивает 11-й класс, параллельно занимается конным спортом, у нее звание кандидат в мастера спорта по выездке. После Полины у нас Николай – он учится в кадетском классе, 8-й класс кадетский и параллельно занимается греко-римской борьбой, у него первый юношеский разряд, побеждал на разных соревнованиях московского уровня. Дальше Галина, ей 12 лет, она в 6-м классе, любит петь и мастерить что-то руками, всякие поделочки, клеить что-то, вышивать. После Галины у нас Мария, Мария у нас очень ответственная девушка: она не ляжет спать, пока не сделает уроки. Как и Галя, она в двух школьных хорах поет: в школьном хоре и в хоре воскресной школы. После Марии у нас идут дошкольники. Федор – он из тех, которых зовут самыми умными. Всем интересуется – машинами, вулканами, горами, пещерами. После Федора у нас Петя, он у нас маленький, хрупкий цыпленочек. Знает, что о нем все думают, что он такой маленький и болезненный, и пользуется этим, исподтишка хулиганит. После Пети у нас Анна, она у нас принцесса; вернее, она считает, что она королева, очень любит корону, пышные платья, ей 3 года, это самый возраст, чтобы носить пышные платья. Ну и самая маленькая у нас Ксенечка, ей 10 месяцев. У нее сейчас очень важная задача – она уже начинает ходить и дальше собирается совершенствоваться в этом направлении.

Младшие берут пример со старших – это классика. Поэтому здесь важно очень со старшими. Например, если Петру я говорю что-то: "Петр, надо что-то сделать", он кричит: "Нет!" Значит, Анна тоже на него глядя будет говорить "нет". То есть мне надо здесь взаимодействовать с Петром, чтобы Петр себя вел как-то правильно: если я сказала, чтобы он сам оделся, и на него глядючи, Анна уже оденется. Так же, в принципе, и старшие. То есть если старшие учатся, играют на каких-то музыкальных инструментах, то и младшие тоже будут тянуться. Я не называла – у меня же три старшие дочери закончили музыкальные школы по классу арфы, и поэтому за ними тянутся и Галина, и Мария. Хотя в музыкальную школу и не пошли, но они поют в двух хорах, они играют уже, музицируют для себя. Николай сам для себя немножко музицирует – просто для удовольствия.

Я дружила с одним мальчиком, нам было три года, мы смотрели на Луну и говорили: "Вот на Луну надо полететь, надо стать космонавтом". Но больше об этом говорила я, а мальчик нянчил полено. В итоге мы выросли: мальчик действительно стал космонавтом, а я вот стала многодетной мамой. 
 

Очень многие занятия детей требуют затрат. Например, девочка занимается выездкой, она кандидат в мастера спорта. Очень дорогие взносы за соревнования. Мы платили за аренду лошади, это очень дорого. Куда-то поехать мы не можем. Девочки занимались арфой, то есть инструмент мы купили: ирландскую арфу не концертную, потому что это очень дорого. Многодетным действительно труднее, например, те же самые взносы за соревнования. Когда один ребенок одним видом спорта занимается, другой другим… Если в семье один ребенок, то на одного тратится, а мы тоже тратимся на эти взносы за соревнования, но мы умножаем на число детей, которые занимаются этим. Поэтому я думаю все-таки, что государство должно признать, что многодетные – это социально менее защищенные, чем 1-2-детные, поэтому поддерживать, я считаю, все-таки нужно. Так как я являюсь активисткой организации многодетных "Солнечный круг", очень много общаюсь с многодетными, я вижу, что самая острая проблема многодетных – это жилищная. Раньше была, когда мы вот эту квартиру получили, была очередь, отдельная для многодетных, причем была отдельная для семей с четырьмя детьми, простоявшими на очереди не менее 2-х лет, льгота на первоочередное обеспечение жильем. Сейчас этой льготы нет. Есть такой 29-й закон города Москвы, который всех уравнял, как мне позавчера говорила чиновница по фамилии Курзина, что "у нас в стране все равны, у нас всеобщее равенство, поэтому многодетные ничуть не равнее других, поэтому и льготы для многодетных нет и не будет". Касательных права многодетных на жилье – то есть сначала была вот эта льгота, потом сказали, что нет, будут давать коттеджи, обещали построить 800 коттеджей, построили около 200, их засели и все, программа закрылась. Потом сказали, что будут давать субсидию – сколько-то там, по-моему, в 2012 году давали субсидию, потом прекратили. Сейчас многодетным ни субсидии не дают, ни коттеджей, ни квартиры. То есть все полностью остановилось, это яма. Я писала, естественно, и депутатам нашим. Наш депутат – Инна Святенко ее зовут, очень приятный человек, приятная женщина, я надеюсь очень на ее помощь. Писала Петру Олеговичу Толстому, общалась с его помощниками, и с ним лично общалась. Я надеюсь, что изменят как-то так Жилищный кодекс, чтобы можно было изменить 29-й закон вот это. Вот я надеюсь, самое главное, что надежда – одна из самых главных добродетелей.

Общественная работа у нас в "Солнечном круге" в основном… Чем занимаемся? Взаимодействием наших районных властей и населения. Я как бы официально даже считаюсь общественным советником районной управы, доносим некоторую информацию: например, сейчас идет касательно диспансеризаций населения, общественных слушаний, проинформировать людей об общественных слушаниях. У нас некоторые объекты строятся – физкультурный комплекс. Еще вот сейчас мы хотим начать заниматься "Солнечный круг" совместно с приходом храма Донской иконы Божьей Матери (у нас же здесь рядом дом построили, храм прямо под окном почти что). Мы хотим начинать собирать подписи среди местных жителей за запрет абортов, чтобы это законодательно запретить и еще несколько условий. Во-первых, надо, конечно, население воспитывать, чтобы люди знали, что аборты – это убийство. Но я не знаю, насколько об этом наши поликлиники информируют, мы будем писать в департамент, чтобы поставили стенд специальный. В какой-то мере это может быть с какими-то оговорками, но надо это запретить. Как говорят священники, очень много женщин потом приходят, женщины в возрасте, раскаиваются, очень многие плачут, когда об этом рассказывают. Это не идеологическое, это просто понятие, что если есть ребенок, что если он уже зачат, значит, он есть, он живой. И просто это такое же убийство, как и уже родившегося человека убийство.

В этом году нас отметили очень на высоком уровне. Президент подписал указ с вручением нам награды "Родительской славы". Это орден, это самая высокая из родительских наград. Их очень мало, от трех до десяти наград в году бывает. И вот мы попали в число награжденных. Два года назад мы собирали документы, собрали, отдали в районную управу ну и как бы забыли. Весной мне сказала одна из сотрудниц управы, что "твои документы у Путина". Я говорю: какие документы? Все уже все забыли. Может быть, все-таки в Правительстве Москвы? Она говорит: "Не знаю, мне сказали, что у Путина, значит, у Путина". Это было весной. Опять забыла я уже об этом. А 8 ноября – у нас почему-то каждый год в этот день что-то происходит, хорошее или плохое: или вдруг работу какую хорошую найдем, либо кто-то очень тяжело заболеет, у нас такое было. В этом году 8 ноября я проснулась с мыслью: "Что день грядущий мне готовит?" И начались звонки: приезжайте, распишитесь здесь, приезжайте, распишитесь там, на премию написать заявление, чтобы вам перечислили премию с этими данными счета банковского. Так вот удивительно все это было. Мы были на мероприятии в Кремле, был очень красивый праздник "Планета в маминых руках", был концерт хороший, дети выступали из какого-то центра творчества. Перед этим была торжественная часть, перед концертом, на которой мэр наш Сергей Семенович Собянин вручил нам вот этот орден, вот эту награду, букет. Очень красиво все это происходило. Причем, вот знаете, говорят, что награды за сколько детей дают? – там не написано, что за сколько-то детей, за то, что ты родила. Там написано, что это "За заслуги в воспитании детей". Эта грамота написана рукой президента. Ну я ему благодарна за то, что он оценил. Я… Знаете, как раньше говорили, что "Сталин обо всех думает в Кремле", сейчас говорят, что президент обо всех думает в Кремле. То есть я действительно в такие вещи как бы не верила (где мы, а где он), а оказывается, действительно, такое вот существует. Действительно удивительно.