Сахарный диабет и щитовидная железа
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/saharnyi-diabet-i-shchitovidnaya-zheleza-89422.html
Анастасия Семенова: Каждую среду мы с вами говорим о нашем здоровье и сегодня поговорим о железе щитовидной, ведь в это воскресенье ее всемирный день.
В студии у нас Екатерина Анатольевна Трошина, заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России, директор Института клинической эндокринологии, член-корреспондент РАН.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Анастасия Семенова: Доброе утро, здравствуйте.
Екатерина Трошина: Доброе утро.
Анастасия Семенова: Очень рады вас видеть, Екатерина Анатольевна.
Всемирный день щитовидной железы почему возник, по чьей инициативе? И как вообще отмечается этот праздник в России?
Екатерина Трошина: Всемирный день щитовидной железы отмечается в мире с 2008 года. Отмечается он по инициативе европейского сообщества врачей, которые занимаются патологией щитовидной железы, Европейской тиреоидологической ассоциации. Российская Федерация подхватила эту инициативу очень быстро и также, естественно, отмечает этот день.
Этот день ориентирован в основном на людей, на пациентов. Задача этого дня – привлечь внимание людей к проблемам заболеваний щитовидной железы, рассказать о профилактике заболеваний щитовидной железы, научить, как нужно себя вести и что делать, чтобы не заболеть самыми разными болезнями, которые связаны с щитовидной железой.
Анастасия Семенова: А что сделать, чтобы, вот как вы сказали, не заболеть, узнать, что у тебя есть или нет какие-то проблемы? Кроме диспансеризации, о которой вы каждый раз говорите, что нужно раз в год проходить?
Екатерина Трошина: Что сделать? С учетом того, что заболевания щитовидной железы – это очень распространенная проблема, возникает вопрос: почему на земном шаре практически у каждого 5-го человека есть какие-то проблемы с щитовидной железой, или нарушения ее структуры, или нарушения ее функций? Почему так много людей?
Анастасия Семенова: Ага.
Екатерина Трошина: Потому что заболевания щитовидной железы, 90% из них, связаны с хроническим дефицитом йода в питании. Поэтому основной способ профилактики заболеваний щитовидной железы – это использование йодированной соли в питании. Весь мир пришел к тому, что это наиболее эффективный, дешевый и доступный метод профилактики: обычную соль у себя дома нужно заменить йодированной. С ней можно готовить еду, с ней можно консервировать. Сокращать количество потребления соли очень важно...
Анастасия Семенова: Вот, да, а то сейчас пересолим всю еду.
Екатерина Трошина: Но, сокращая количество соли, нужно, чтобы та соль, которую вы употребляете, была йодированной. Этого вполне хватит для базовой йодной профилактики.
Огромное количество стран мирового сообщества, которые столкнулись с проблемой йодного дефицита, распространенностью заболеваний щитовидной железы, давно приняли законодательные акты, которые регламентируют йодную профилактику в этих странах с использованием как раз йодированной соли.
Использование йодированной соли называется массовой, или слепой, йодной профилактикой, потому что и в питании, и в пищевой промышленности используется только йодированная соль. Как хлорированная вода: мы открываем кран, пьем эту воду и не задумываемся, что мы защищены от заболеваний дизентерией, например, и т. д.
Анастасия Семенова: Кишечными.
Екатерина Трошина: То же самое, если соль будет йодированная, мы будем защищены от зоба в первую очередь.
Анастасия Семенова: А как часто нужно проверять щитовидку, если вроде бы чувствуешь себя хорошо... ?
Петр Кузнецов: Никаких симптомов... Давайте сначала о симптомах поговорим.
Анастасия Семенова: Да, симптомы, болит не болит.
Петр Кузнецов: Какие сигналы дает организм?
Екатерина Трошина: Поскольку заболеваний щитовидной железы много разных, они могут проявляться разными симптомами.
Самое частое заболевание щитовидной железы – это диффузный нетоксический зоб. Что это такое? Ничего не болит, функции щитовидной железы не нарушены, но сама по себе щитовидная железа имеет объем больше, чем это должно быть в норме. Человек может увидеть у себя т. н. появление толстой шеи, какую-то деформацию шеи. Если этот зоб разрастается до большого объема, человек может ощущать некоторый дискомфорт в области шеи.
Анастасия Семенова: То есть может нарушение дыхания быть?
Екатерина Трошина: Может быть нарушение дыхания, глотания, становится неприятно носить водолазки какие-то...
Анастасия Семенова: Как будто бы душит тебя, да?
Екатерина Трошина: Как будто бы да. Есть ощущение вот такого вот дискомфорта. Но увеличение щитовидной железы не всегда проявляется вот так, как я говорю. Врач пальпирует щитовидную железу и в ходе вот этой пальпации, ощупывания шеи, понимает, есть ли увеличение щитовидной железы или нет.
Если врач заподозрил, что щитовидная железа увеличена, он отправит такого человека на ультразвуковое исследование, на УЗИ щитовидной железы, и врачи УЗИ измерят объем щитовидной железы. В норме объем щитовидной железы у женщины не должен превышать 18 миллилитров, у мужчины не должен превышать 25 миллилитров. Все, что выше, называется словом зоб.
Но увеличения щитовидной железы бывают и с нарушением функций, и тогда речь идет о т. н. проявлениях вот этой нарушенной функции, синдромах гипотиреоза («гипо» – это «снижение») либо тиреотоксикоза, когда много гормонов щитовидной железы, их слишком много циркулирует в организме человека.
И гипотиреоз, и тиреотоксикоз уже имеют собственные симптомы, проявления.
Если это гипотиреоз, если это некомпенсированный, давний гипотиреоз, человек будет прибавлять массу тела, ему будет все время хотеться спать, у него будет ощущение зябкости даже в нормальном по температуре помещении. Может быть отечность лица, может быть пожелтение кожи, замедление пульса, какая-то апатия и т. д., и т. д.
Анастасия Семенова: Ну прямо как будто бы пассивный человек становится.
Екатерина Трошина: Абсолютно вот такое вот.
Если, наоборот, гормонов щитовидной железы много, если есть тиреотоксикоз, все будет с точностью наоборот: это будет сердцебиение... И вообще, вот тахикардия, учащение сердечного ритма, – это очень характерное проявление тиреотоксикоза. Это будет снижение массы тела, причем, как правило, при повышенном аппетите. Человек хочет кушать, он ест много, но при этом он не прибавляет вес, а, наоборот, теряет его. Ему все время жарко, у него может быть ощущение внутренней дрожи, пациенты сравнивают это с дрожью телеграфных проводов...
Петр Кузнецов: Адреналиновое такое состояние?
Екатерина Трошина: Да.
Анастасия Семенова: Когда волнение.
Екатерина Трошина: В ряде случаев тиреотоксикоз может сочетаться с изменением глаз, и тогда это чаще всего бывает при т. н. болезни Грейвса, это отдельное заболевание, которое сочетается с эндокринной офтальмопатией, и вот это вот увеличение глазных яблок, их выпячивание, покраснение, слезотечение практически в 50% случаев сопровождают аутоиммунные заболевания щитовидной железы.
Помимо дефицита йода, в основе заболеваний щитовидной железы лежит еще и поломка в иммунитете. Иногда бывает так, что собственные антитела, собственный иммунитет начинает воспринимать щитовидную железу как чужеродный орган.
Анастасия Семенова: Враг.
Екатерина Трошина: Да, и стараться либо ее приглушить, и тогда возникает гипотиреоз и функция снижается, либо вырабатываются другие виды антител, которые через определенные механизмы заводят щитовидную железу на более активную работу, возникает тиреотоксикоз.
Помимо аутоиммунных заболеваний щитовидной железы существуют еще и опухоли, которые также в ней могут развиваться. Рак щитовидной железы, доброкачественные опухоли, узловые образования – все это отдельный спектр патологий щитовидной железы.
Но это еще не все.
Анастасия Семенова: Это же наша батарейка. Мы так плохо к ней относимся...
Екатерина Трошина: Совершенно верно.
Существуют еще и вирусные инфекционные заболевания, и пандемия новой коронавирусной инфекции еще раз продемонстрировала, что щитовидная железа – это достаточно уязвимый орган в этом отношении, и такие болезни, как подострый тиреоидит, они сейчас более часто встречаются вследствие столкновения человеческого организма с новой инфекцией. Ну и те вирусы, которые вокруг нас, условно говоря, циркулируют, тоже могут быть причиной таких патологий.
Поэтому огромный спектр заболеваний, каждое из них заслуживает отдельного разговора подробного. В любом случае в той же диспансеризации, в порядок диспансеризации заложена обязательная пальпация щитовидной железы, должны пропальпировать, прощупать, должны оценить вот эти самые простые симптомы: посчитать пульс, измерить массу тела... И вот по клиническим вот этим вот признакам если врач-терапевт заподозрит, что что-то не так, он обязательно такого человека направит к эндокринологу.
Анастасия Семенова: Тут многие спрашивают, что бывают узелки в щитовидной железе, и часто, вот даже женщина написала: «У меня нашли узел, а потом через год он рассосался». Такое бывает?
Екатерина Трошина: Узлы в щитовидной железе бывают. Чаще всего они тоже связаны с хроническим дефицитом йода в питании.
Анастасия Семенова: То есть это такой первый звоночек, да?
Екатерина Трошина: Да. Речь идет про узловой коллоидный зоб. Это не опухоль, это вот такое вот образование в щитовидной железе. Они бывают разных размеров. И иногда, если вот эти узелки маленькие, если они до сантиметра, если они включают в себя много жидкости, они могут появляться, а потом самостоятельно исчезать, потому что эта жидкость может рассосаться внутри ткани щитовидной железы.
Но если сформировался узел достаточно крупный, если имеется капсула вокруг него, он никуда не рассосется. Его нужно посмотреть на ультразвуке, определить признаки возможного неблагополучия с точки зрения злокачественности и при необходимости провести пункцию.
Петр Кузнецов: Екатерина Анатольевна, мне кажется, к главному сейчас: я надеюсь, что щитовидка – это не приговор...
Екатерина Трошина: Конечно.
Петр Кузнецов: Комплекс лечения что в себя включает? Понятно, что вы сейчас сказали, с разных сторон она нас атакует, и такая есть, и такая [патология], но если вот общий комплекс, сколько... ?
Екатерина Трошина: Все заболевания щитовидной железы можно либо вылечить, либо компенсировать. Сегодня в нашем арсенале есть фармакотерапия, это таблетки, медикаментозные препараты. Есть хирургические методы лечения, и они очень разные, но все они основаны на принципе безопасной хирургии эндокринных органов, это важно. И третий способ – это лечение радиоактивным йодом, йодом-131-м, и этот метод успешно применяется для лечения тиреотоксикоза, рака щитовидной железы и прочих форм патологий. То есть это лечится, надо просто вовремя обратиться к врачу.
Петр Кузнецов: Вовремя обратиться.
Наследственность здесь тоже присутствует?
Екатерина Трошина: Присутствует. Наследственность присутствует, особенно когда речь идет про аутоиммунные заболевания щитовидной железы: болезнь Грейвса, про которую мы говорили, хронический аутоиммунный тиреоидит, еще одно аутоиммунное заболевание, которое может наследоваться.
Заболевания щитовидной железы аутоиммунные могут у человека встречаться совместно с другой аутоиммунной патологией и формировать т. н. аутоиммунный полигландулярный синдром. Это тоже, как правило, наследственная история.
Анастасия Семенова: То есть надо смотреть по женской линии? Например, вот я себя возьму: я смотрю на маму, на ее маму, на бабушку? Или по папиной, по отцовской линии тоже нужно смотреть?
Екатерина Трошина: Нужно смотреть и по линии отца, и по линии матери, но по женской линии это передается чаще.
Анастасия Семенова: Чаще.
Петр Кузнецов: Несколько вопросов, многих очень заинтересовала йодированная соль, и тут про альтернативы. «Что можно йодировать кроме соли?» – из Архангельской области вопрос. И из Москвы: «Использование морской соли заменяет йодированную соль?»
Анастасия Семенова: И про таблетки. Ну, мы не будем их называть, часто их нам назначает терапевт.
Екатерина Трошина: Йодировать можно много чего, но смысл этого стремится к нулю. Соль выбрана как средство профилактики, соль невозможно переесть, соль дешевая...
Петр Кузнецов: Самое простое.
Екатерина Трошина: Самое простое, это отработано, весь мир уже...
Следующий вопрос – это...
Петр Кузнецов: ...морская соль.
Екатерина Трошина: Морская соль относится к естественной йодированной соли, но содержание йода в ней меньше, чем в промышленной йодированной соли. Для нашей страны содержания йода в морской соли не хватит, для того чтобы обеспечить вот этот нижний профилактический порог.
Анастасия Семенова: И третий вопрос про таблетки.
Екатерина Трошина: Таблетки назначает врач по показаниям.
Анастасия Семенова: В качестве профилактики же назначает, да?
Екатерина Трошина: И в качестве профилактики их назначают в группах высокого риска развития йододефицитных заболеваний, это в первую очередь беременные женщины и кормящие женщины.
Анастасия Семенова: Тут еще один вопрос есть: «Помогают ли янтарные бусы при зобе?»
Екатерина Трошина: Янтарные бусы создают хорошее настроение, это всегда помогает. Но надеяться на то, что зоб пройдет, – конечно, нет.
Анастасия Семенова: Идите к врачу.
Петр Кузнецов: Янтарные бусы – это уже мост к нашей следующей теме, которая будет после новостей. Надежда пишет: «Почаще показывайте такие полезные, познавательные передачи!»
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое!
Петр Кузнецов: Обязательно. Каждую среду не пропускайте, Надежда.
Спасибо! Екатерина Трошина, врач-эндокринолог, директор Института клинической эндокринологии, у нас был в гостях. Спасибо большое!
Екатерина Трошина: Спасибо!
Анастасия Семенова: Спасибо!
Далее у нас новости.