Мария Карпова: У нас на связи Светлана Орлова, репетитор по английскому языку, автор пособия по подготовке к ЕГЭ. Светлана, здравствуйте. Светлана Орлова: Здравствуйте, Мария. Мария Карпова: Светлана, скажите, вы сами замечаете, что учеников у вас стало больше и становится больше с каждым годом? Светлана Орлова: Это абсолютно верно. С каждым годом все больше и больше детей не справляются со школьной программой, или они приходят готовиться к ЕГЭ, или они хотят сдавать международные экзамены, чтобы поступать куда-то за границу. Мария Карпова: Так, это я могу понять, когда готовятся к ЕГЭ, к экзаменам каким-то определенным. Но почему ученики, школьники не справляются со школьной программой? Как вы можете это объяснить? Светлана Орлова: Школьные учебники по английскому языку, в частности, составлены так, что по ним очень сложно выучить язык и начать на нем говорить. Программа запутанная, и если родители не могут помочь своим детям в усвоении этого предмета, то они вынуждены обращаться к преподавателям, к репетиторам. Мария Карпова: Светлана, ну если честно, а должны ли родители и вообще репетиторы помогать школьникам учиться? Ведь в принципе современная система образования ну хотя бы старается быть нацелена на то, что (ну и психологи тоже это утверждают), что дети должны быть самостоятельными, они должны сами справляться со своими проблемами. Светлана Орлова: Конечно, по идее учить должна школа. Репетитор – это роскошь, это предмет роскоши. Все образование дети должны получать в школе. Но в двух ситуациях: либо ребенок не справляется со школьной программой, и у родителей нет возможности, времени или желания помочь, или когда выполнение домашнего задания приводит к ссорам и конфликтам, тогда лучше обратиться к репетитору. Или если ребенок хочет знать больше, чем предлагает школьная программа – это еще один вариант, когда люди нанимают специалиста. Мария Карпова: Вот я как раз хотела вас спросить, к вам больше приходят с запросом именно подтянуть по школьной программе или все-таки получить какие-то дополнительные знания? Светлана Орлова: Где-то 50/50. Очень часто люди приходят с запросом исправить оценку школьную, но здесь дело даже не в оценке, а дело в том, что человек может иметь в принципе нормальную оценку – «4» или «5», а знания у него будут достаточно низкие. Тогда здесь надо восполнять пробелы чуть ли не с самого нуля. Мария Карпова: Светлана, скажите, ну вот в моем представлении люди, которые идут в профессию учителей, они же конечно же в начале не мечтают о том, чтобы работать индивидуально, они мечтают работать в школе, в классе. Я предполагаю, что у вас тоже так было, когда вы начинали. Когда происходит эта смена? Почему вы не в школе, почему вы решили преподавать индивидуально? Светлана Орлова: Но я никогда и не работала в школе, я работала в ВУЗе. Очень многие уходят из школы, потому что очень много бумажной, административной работы возлагается на учителей, очень много требований от администрации школы, тяжелое взаимодействие с родителями учеников. То есть проблема не в том, чтобы преподавать, проблема в том, как вообще существовать в школьной атмосфере. И очень многие находят это сложным, и поэтому уходят в частное преподавание. Ну и по деньгам это, конечно, совершенно другая история. Мария Карпова: Как найти хорошего репетитора? Несколько советов. Светлана Орлова: Ну вообще я рекомендую обратиться к своим знакомым, у которых есть дети с такой же проблемой, задачей, смотреть, насколько у их детей улучшились результаты. Мария Карпова: То есть все-таки сарафанное радио, да? Светлана Орлова: Ну как на мой взгляд – это самый лучший вариант. Второй вариант – это посмотреть сайты-агрегаторы, которые объединяют частных специалистов, почитать отзывы, посмотреть, есть ли у человека профильное образование, и посмотреть, каких результатов достигают его ученики – это все тоже изложено в отзывах. Мария Карпова: Спасибо большое, Светлана. Это была Светлана Орлова с нами на связи, репетитор по английскому языку, автор пособия по подготовке к ЕГЭ. Светлана, спасибо большое.