«Эти глаза напротив»

Александр Ф. Скляр: Это наши любимые песни!

Почти полвека назад, в 74-м году, концерт Валерия Ободзинского посетил мэтр советской музыки Никита Богословский. После он написал рецензию. В ней говорилось: «В программу было включено небольшое попурри из недавних шлягеров Ободзинского. И нужно сказать, что оно прозвучало на фоне новых работ Валерия Ободзинского довольно бесцветно. Ясно, – добавил Никита Богословский, – что “Эти глаза напротив” отошли в прошлое». В 2023 году можно сказать только одно: даже великие ошибаются. Песню «Эти глаза напротив» поют и сегодня самые знаменитые исполнители. А написана она была в 1970 году композитором Давидом Тухмановым на стихи его жены Татьяны Тухмановой, которая сочиняла стихи под псевдонимом Татьяна Сашко.

Алексей, что вы думаете, почему эта песня живёт и в наше время? Что в ней такого особенного?

Алексей Осичев: Это песня того времени, а песни того времени, я думаю, будут жить всегда в наших сердцах, и поэтому с удовольствием всегда их исполняем.

Александр Ф. Скляр: Но вот вы необычную внесли нотку в аранжировку этой песни, исполнив проигрыш на саксофоне. Расскажите, пожалуйста, про этот инструмент. Мне кажется, он с историей.

Алексей Осичев: Да, саксофон – это большая история, это любовь моя, и я считаю, что саксофон – это же тоже инструмент, похожий на человеческий голос.

Александр Ф. Скляр: Конечно.

Алексей Осичев: Поэтому через саксофон можно выразить просто огромное количество своих каких-то ощущений в музыке, переживаний. Это, я считаю, один из самых популярных инструментов духовых и самых красивых по звучанию, наверное.

Александр Ф. Скляр: Мне тоже это очень нравится, тем более я вспоминаю своего одного из любимых исполнителей Дэвида Боуи. Он тоже бывало брал саксофон, и это украшало всегда песню, тем более когда это делает не посторонний музыкант, а сам же вокалист.

Алексей Осичев: Да-да.

Александр Ф. Скляр: И это очень красиво.

Алексей Осичев: Это красиво, да.

Александр Ф. Скляр: Татьяна Сашко была первой женой Давида Тухманова. Она – мама их общей дочери, автор слов ряда песен, написанных на музыку Давида Фёдоровича. А ещё она была для композитора тем, что сегодня называется «продюсер». Впрочем, в те времена никто этого слова не употреблял. Познакомились они ещё в 60-е годы, работали вместе в коллективе «Современник» Донецкой филармонии. Молодой музыкант Тухманов им руководил и играл на электрооргане, Сашко была солисткой. Но в 67-м году они покинули коллектив. Впереди их ждали 20 лет совместной жизни и творчества.

Супружеских творческих тандемов в истории нашей отечественной песни не очень много, но, в частности, конечно, мы не можем не вспомнить длинный плодотворный творческий тандем Пахмутова и Добронравов, но также Давид Тухманов и Татьяна Сашко. А вот вы считаете, вообще тандем интересен для того, чтобы создавать произведения? То есть как бы совместное долгое такое содружество мужчины и женщины, двух творцов помогает созданию песен?

Алексей Осичев: Я думаю, что безусловно, потому что это разные миры, и когда ещё люди привносят своё что-то в музыке, создают вместе что-то одно, я думаю, что музыка обретает какой-то особенный, особенный вкус, наверное.

Александр Ф. Скляр: Но тут же ещё, Алексей, очень важный момент, что эти люди вместе живут как муж и жена, понимаете?

Алексей Осичев: Что вместе живут, да.

Александр Ф. Скляр: Которые, создавая свои песни, мне кажется, немножечко и подразумевают самих себя. Вот что ещё здесь может быть.

Алексей Осичев: Да, самое главное счастье – когда люди не завидуют друг другу.

Александр Ф. Скляр: Да.

Алексей Осичев: При том, что они оба музыканты, и мне кажется, что это вообще супер. И при этом они создают музыку, это вообще здорово, да.

Александр Ф. Скляр: Давида Тухманова в Советском Союзе считали экспериментатором. Вот вам как молодому человеку в наше время что слышится такого необычного, экспериментального в этой песне?

Алексей Осичев: Опять же то, что мы сделали в этой песне – абсолютно поменяли формат, сделали её босанова, и я считаю, что эту песню можно по-разному интерпретировать, разные форматы. Я думаю, что угодно можно сделать.

Александр Ф. Скляр: То есть эта песня может быть сделана по-разному?

Алексей Осичев: Конечно, абсолютно.

Александр Ф. Скляр: Текст песни «Эти глаза напротив» не был быстрым творением поэтического озарения. Татьяна Сашко писала его больше недели, оттачивая каждое слово, создавая лирический образ и особенное настроение этой песни. Не быстро рождалась и мелодия у Тухманова. Зато, когда всё было готово, Татьяна, обладающая удивительным продюсерским чутьём, поняла, что это хит. Предложили песню Валерию Ободзинскому, недавно взлетевшему на вершину славы с «Восточной песней» того же Тухманова. Ободзинский, говорят, взялся за работу над исполнением этой песни поначалу без особого энтузиазма. Мог ли певец тогда знать, что именно «Эти глаза напротив» станет его визитной карточкой на всю жизнь? Песня была записана на пластинку, зазвучала на радио, под неё танцевали на всех танцплощадках страны.

Первым эту песню исполнил Валерий Ободзинский. А для вас его исполнение каноническое или вам кажется, что были другие исполнители, хорошо исполнившие эту песню?

Алексей Осичев: Естественно, для меня его исполнение – номер один, наверное.

Александр Ф. Скляр: А вы вообще считаете, что в творчестве Валерия Ободзинского эта песня, действительно, занимает особое место или у вас есть какие-то его другие любимые песни из его репертуара?

Алексей Осичев: Конечно, есть, насколько я помню, «Восточная песня», у него есть ещё ряд других песен. Но эта песня всегда как-то была на слуху у меня и именно в его исполнении, опять же повторяюсь, очень мне очень нравится, действительно. Она именно подходит к его голосу, и наверное, неспроста эта песня была первой в его исполнении.

Александр Ф. Скляр: Сегодня имя Валерия Ободзинского обросло легендами. Говорили о том, что тогдашний министр Екатерина Фурцева его запрещала, мол, чиновники видели в нём западничество. Сам Ободзинский однажды заявил: «Как певец я был не похож на советского человека. Никогда не исполнял песни про партию, про Ленина. Я не шёл на это, у меня была своя тема. Я певец любви». Он был уверен, что за это ему не давали телевизионных эфиров, отстраняли от выступлений на радио. Кто знает?.. Документальных свидетельств о запрете творчества Ободзинского нет, но судьба его, действительно, сложилась драматически. Уже к середине 70-х годов певцу приходилось лечиться от алкогольной зависимости. В 80-е он распрощался со сценой и устроился сторожем на галстучную фабрику. На 56-м году жизни певца не стало. Но зрители навсегда запомнили его именно таким трепетным и лиричным, каким он был в те года, когда пел «Эти глаза напротив».

Хочу сказать спасибо всем, кто присылает письма на нашу почту, всем, кто рассказывает о том, какие песни хочет услышать, всем, кто делится своим творчеством. Если вы любите песни прошлых лет, если исполняете их, даёте им второе дыхание, присылайте ваши видео (pesnya@otr-online.ru). Возможно, вы будете следующими в нашей студии и вас услышат. Всего доброго!