Церковь и государство в России: далеко ли до слияния?

В последнее время мы часто слышим, что церковь и государство сливаются, говорят о клерикализации всех сфер общественной жизни.

Что такое клерикализация? Можно ли так называть углубление взаимодействия общества и государства с религиозными организациями?

В чем разница между сращиванием церкви с государством и с обществом? Какой из этих сценариев развивается в нашей стране?

Должно ли Минобороны заниматься подготовкой военных священников? Могут ли батюшки в армии победить дедовщину, повысить боевой дух? Не нарушают ли они принцип отделения церкви от государства? Почему Сердюков был против института военных священников, а Шойгу активно поддерживает эту инициативу?

Должны ли основы религии преподаваться в общеобразовательных школах? Как удостовериться в том, что религия изучается с культурологических позиций, а преподают ее именно учителя, а не проповедники?

В России 170 православных школ, которые учатся по стандарту, рекомендованному РПЦ. Насколько это законно? Должно ли государство финансировать православные учебные заведения?

Чтобы устроить детей в такие школы, многие родители выстраиваются в очередь, но качество образования там может не соответствовать государственным стандартам. Учителя объясняют ученикам нелепость идеи происхождения человека от обезьяны. Часы математики урезаются ради “Закона божия”. Можно ли поступиться качественным образованием ради духовного воспитания?

При РПЦ сейчас функционируют десятки больниц и домов милосердия. Должно ли государство их финансировать?

Не противоречит ли принятый парламентариями закон о защите чувств верующих базовым принципам Конституции, подразумевающим светский характер государства? Разве чувства верующих важнее чувств неверующих?

В какой форме власти должны сотрудничать с церковью, чтобы не нарушать принцип светского государства?

Правомерно ли называть РПЦ политической силой?

Участники дискуссии:

Евгений ТЕТЕРЕВ - директор Центра правовых исследований Института инновационного развития.

Василий  ПИНКЕВИЧ - профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений МИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), доктор исторических наук.

Протоиерей Михаил ВАСИЛЬЕВ - настоятель патриаршего подворья при штабе ВДВ.

Михаил АНШАКОВ - глава Общества Защиты прав потребителей.

Амир ХУСАИНОВ (Амирджан) - представитель  Русской Пастафарианской церкви.

Дамир (Хазрат) МУХЕТДИНОВ - член Общественной Палаты РФ, первый заместитель Председателя Духовного правления мусульман европейской части России.

Алексей МАЗУРОВ - ректор московского областного социально-гуманитарного института.

Георгий ГОГИБЕРИДЗЕ - заведующий кафедрой этики и религиоведения Московского городского педагогического университета. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

В последнее время мы часто слышим, что церковь и государство в РФ - светском государстве - сливаются. В какой форме власти должны сотрудничать с церковью, чтобы не нарушать принцип светского государства?
  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты