Есть ли сегодня в России внятная национальная политика?










Согласно Конституции, россияне - единый народ. Но межнациональные конфликты в стране происходят регулярно. Достаточно вспомнить Кондопогу, Сагру, Пугачев…
В прокуратуре нас убеждают, что почвой для конфликтов становятся в основном бытовые проблемы. Но можно ли списать на это события, подобные “Пугачевскому восстанию”? Какова реальная подоплека межнациональной напряженности?
Среди других причин межнациональных конфликтов часто называется тяжелое социально-экономическое положение. Можно ли поддерживать межнациональный мир в стране, регионы которой сильно отличаются друг от друга в социально-экономическом развитии?
Не секрет, что на поддержку народов Северного Кавказа из федерального центра идет средств в 40 раз больше, чем на жителей среднерусского региона. Можно ли решить проблему укрепления единства российской нации при таком подходе?
Можно ли говорить, что конец «дружбе братских народов» пришел с развалом СССР? А была ли на самом деле эта дружба?
Существует ли вообще «российская нация»? Или есть просто многообразие народов, с грехом пополам объединенное вокруг одного основного – русского?
Подходит ли современной России территориальное деление по национальному признаку? Возможно, нам стоит разделить территорию с точки зрения экономической целесообразности? Каковы риски подобных изменений?
В Башкирии, Татарстане, Туве, Чечне и т.д. давно уже на официальном уровне реализуется принцип приоритета коренной нации. Как решать проблему сепаратизма в национальных республиках? Как сохранить русскую культуру на «окраинах»?
Что сегодня происходит с малыми народами России? Соблюдаются ли их интересы? Как сохранить их культуру и национальную идентичность в рамках большой страны?
В августе правительство утвердило Федеральную целевую программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". До 2020 года власти планируют потратить на это порядка 7 миллиардов рублей. В чем основная суть этой программы? Удастся ли с ее помощью сформировать "общероссийскую гражданскую идентичность"?
Какой должна быть национальная политика России, чтобы единство многонационального Отечества укреплялось на деле, а не на бумаге? Что нужно сделать, чтобы люди чувствовали себя прежде всего гражданами России, а уже потом бурятами, ингушами, русскими, дагестанцами?
Участники дискуссии:
Александр ЖУРАВСКИЙ - директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития
Григорий ТРОФИМЧУК - руководитель Департамента политического консалтинга Русско-Азиатского Союза Промышленников и Предпринимателей
Максим РЯБЧИКОВ - представитель марийского сообщества г. Москвы
Гейдар ДЖЕМАЛЬ - председатель Исламского комитета России
Владимир ТОР - лидер Национал-демократической партии
Валерий РАШКИН - депутат Госдумы
Маргарита ЛЯНГЕ - президент Гильдии межэтнической журналистики
Максим ШЕВЧЕНКО - член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям
Константин БОРОВОЙ - политик, бизнесмен