Нужно ли России массовое высшее образование?

В последнее время очень много говорят об избыточности высших учебных заведений и спорят о необходимости их сокращения. В прошлом году неэффективными и нуждающимися в реорганизации были признаны 136 вузов и 450 филиалов. В этом - 30 институтов и университетов, а также 262 филиала. Причем в Минобразования обратили внимание на то, что 103 вуза (в том числе 3 государственных) вообще не предоставили данные для мониторинга, часть вузов сфальсифицировала отчёты. 

Что происходит с российским высшим образованием сегодня? Какую ценность представляют вузовские дипломы? И вообще, оправдывает ли себя ставка на всеобщее и поголовное высшее образование?  

Можно ли с полной долей уверенности назвать человека с вузовским дипломом по-настоящему образованным человеком, интеллектуальной элитой общества? 

На сегодняшний день в вузы поступает порядка 80% выпускников школ – это повод для гордости? 

Существует ли сегодня статистика трудоустройства выпускников вузов – какой процент идёт работать по специальности, сколько вообще не могут найти работу? 

В качестве одного из критериев оценки эффективности вуза предполагалось именно оценка трудоустройства студентов. Но, с другой стороны, насколько такая мера может быть приемлема в условиях рыночной экономики? Как заполнить образовавшийся разрыв между требованиями экономики и тем, что предоставляет официальная система образования? 

Насколько сейчас система среднего специального образования отличается от советской? Соответствует ли действительности стереотип о том, что в ПТУ и техникумы идут одни неудачники и двоечники? 

В советское время рабочий получал больше, чем инженер-выпускник вуза. А сейчас как? 

Какую роль играют в нынешней системы высшего образования негосударственные вузы, нужны ли они? Коммерческий вуз – это возможность для молодых людей получить высшее образование или же торговля корочками? Что происходит, если у умного и талантливого студента коммерческого вуза вдруг исчезает возможность платить за обучение? 

Более 40% вузов имеют численность студентов менее 1 тысячи. Насколько эффективны такие вузы, где нет высокой концентрации лиц с учёными степенями, нет диссертационных советов, напрочь отсутствует научный сектор, а студенты имеют значительно меньший выбор в изучении различных дисциплин, не говоря уже о материально-технической базе? 

Насколько соответствует современное российское образование мировым стандартам? Почему за границей востребованы отдельные выпускники наших вузов, но не востребованы дипломы? 

Сейчас многие вузы практикуют систему дистанционного образования. Насколько успешным может быть это опыт для России? Это профанация или новаторство в образовательной сфере? 

Участники дискуссии

Жанетта Балева - председатель московского отделения Всероссийского женского союза "Надежда России", отличник народного просвещения 

Игорь Варьяш - профессор Финансового университета при Правительстве РФ, научный руководитель аналитического центра НИФИ 

Евгений Палкин - проректор Российского Нового Университета по инновационно-образовательной и научной работе 

Виктор Демин - президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России 

Олег Сергеев - эксперт Всероссийского фонда образования 

Виктор Болотов - академик Российской академии образования 

Сергей Бабурин - ректор Европейского института JUSTO, президент Ассоциации юридических вузов

 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Что происходит с российским высшим образованием сегодня? Какую ценность представляют вузовские дипломы? И вообще, оправдывает ли себя ставка на всеобщее и поголовное высшее образование?

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты