Российская гражданская авиация: взлет или падение?

В этом году российская гражданская авиация отмечает свое официальное 90-летие. Юбилей проходит без пышных торжеств. И тому есть объективные причины: Россия не может похвастаться статусом мировой авиационной державы.

А ведь именно Россия – родина гражданской авиации. К концу своего существования СССР считался лидером в отрасли. Авиапром полностью обеспечивал нужды народного хозяйства, самолеты экспортировались в зарубежные страны, "Аэрофлот" в 1986 году перевез 116 миллионов пассажиров по всему миру. 

Развал СССР, эпоха 90-х – это время стало для отрасли ударом. По данным Росстата, пассажиропоток упал в 4 раза - с 90 (1990) до 22 миллионов человек (1999).

Что происходит с гражданской авиацией сегодня?

В 2012 году в коммерческом парке числились 950 магистральных и региональных самолетов. Из них самолетов отечественного производства  -  только 349. То есть, доля отечественных воздушных судов на нашем рынке составляет только 37%. Все остальное мы закупаем за рубежом.

Среди 349 самолетов, 82 самолета – это еще советские Ту-154 и Ту-134. Есть еще более старые экземпляры, вроде региональных самолетов Ан-26 и Ан-24. Последний начал выпускаться в 1959 году, то есть за два года до полета Гагарина в космос. Где же наши Ил-96, Ту-204, Ту-334, Ил-114?

Мало того, что большая часть отечественного самолетного парка устарела. Если раньше после 100 часов в небе самолет отправлялся на регламентные работы, то сейчас техника работает буквально на износ.

С 2002 по 2011 год на развитие авиастроения из федерального бюджета было выделено 119 млрд рублей. Куда делись эти деньги?

В ноябре 2012 года правительство приняло госпрограмму – "Развитие авиационной промышленности" на 2013-2025 годы. В ней сказано: "Россия практически не была представлена на мировом рынке новых гражданских самолетов".

Новая программа уделяет внимание уже только двум перспективным самолетам – МС-21 и SSJ-100. Означает ли это, что на семействе разработанных ранее машин, которые должны были составить наш авиапарк, поставлен крест?

Сейчас в авиации остро встал вопрос нехватки пилотов – вплоть до разрешения работать на внутреннем российском рынке пилотам из других стран. В чем причина нехватки? Как решается проблема – кроме квот на иностранных пилотов?

Наземные службы, наземная инфраструктура – важная составляющая обеспечения безопасности полетов. Каково сегодня состояние аэропортовой инфраструктуры по стране?

Как обстоят дела с обеспечением безопасности полетов?

Зачем правительство ликвидировало пошлины на ввоз иностранных самолетов? 

Как гражданской авиации коснется вступление России в ВТО?

Эксперты и работники отрасли - с каким настроением смотрят в будущее?

Участники дискуссии:

Виталий БОРДУНОВ  - эксперт Международной организации гражданской авиации ИКАО, эксперт Комитета по транспорту ГД РФ.

Екатерина СОБОЛЬ - заместитель руководителя отдела транспорта ИА "Прайм".

Андрей ЛИТВИНОВ - командир воздушного судна А-320, отличник "Аэрофлота".

Юрий КРУПНОВ - председатель Движения развития, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.

Борис ЕЛИСЕЕВ - ректор МГТУ ГА, доктор технических наук.

Олег СМИРНОВ - экс-заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, президент фонда "Партнер гражданской авиации".

 

Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

В свое время СССР считался лидером в авиационной отрасли. А что происходит с нашей авиацией сегодня? Как обстоят дела с пилотами, наземной инфраструктурой и безопасностью полетов? С каким настроением смотрят в будущее работники отрасли?

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты