Транспортные тарифы в России: станут ли билеты, наконец, дешевле?











Доступность транспортных услуг является важнейшим фактором, определяющим качество жизни населения, а также показателем уровня развития экономики страны. Можно ли сказать, что транспортные услуги доступны большей части населения России?
В будущем, 2014 году, тарифы на железнодорожное сообщение в России будут заморожены. Станут ли билеты, наконец, дешевле? Кого и в какой мере коснется заморозка тарифов?
Уже не первый год ФАС подступается к РЖД, но пока безрезультатно. Почему? В чем суть претензий антимонопольной службы к РЖД? Между кем идет в действительности это противоборство?
Можно ли назвать компанию “Аэрофлот” естественной монополией? В результате чего “Аэрофлот” стал монополистом? Насколько сегодня сильны его позиции как монополиста на авиарынке?
Почему на большинстве европейских направлений, где у пассажира есть выбор из нескольких авиакомпаний, билеты Аэрофлота практически всегда дороже билетов всех остальных авиакомпаний, летающих в данном направлении?
Недавно у “Аэрофлота” появилась “дочка” под названием “Добролет”, которая представит на рынке авиауслуг сильно недостающий сегмент авиарынка в России – лоукостер. Цены “Добролета” будут на 20-40% ниже обычных аэрофлотовских за счет снижения сервисных издержек. К чему может привести появление лоукостера на рынке перевозок?
Все чаще потенциальные клиенты РЖД или “Аэрофлота” выбирают автомобиль как способ передвижения в пределах страны и даже за ее границами. Может ли эта ситуация привести к снижению транспортных тарифов у монополистов?
Все ли регионы России в одинаковой степени имеют транспортную доступность? С какими регионами транспортное сообщение слабое? Почему? Кто и как решает эту проблему?
Участники дискуссии:
Владимир КАЛЯПИН - первый заместитель генерального директора ОАО “Федеральная пассажирская компания”
Максим ШНЕЙДЕР - начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО “РЖД”
Лев РУЗАВИН - эксперт-аналитик отдела исследований пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий
Олег ПАНТЕЛЕЕВ - глава аналитической службы агентства “АвиаПорт”
Роман СУРИНОВ - председатель правления Группы компаний “Агент.ру”
Михаил БРЯЧАК – депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по транспорту
Кирилл ЯНКОВ - председатель Союза Пассажиров
Максим ПОБЕРЕЖНИК - генеральный директор онлайн-агентства Aviacassa.ru, директор по маркетингу авиакомпании “Скай-Экспресс”