Александр Петриков: У бедности в России - сельское лицо

Гости
Александр Петриков
академик РАН, директор ВНИИ аграрных проблем и информатики, председатель общества «Энциклопедия российских деревень»

Рубрика «Аграрная политика». Сельская бедность: лечить деньгами или свободой бизнеса? В гостях у ведущего рубрики Игоря Абакумова - академик РАН, директор Института аграрных проблем и информатики Александр Петриков.

Игорь Абакумов: На фоне впечатляющих успехов отечественного сельского хозяйства, некоторым диссонансом смотрится тот факт, что наибольшее число бедных живет в сельской местности. Почему? Сейчас будем разбираться. Как будем лечить бедность, свободой бизнеса или заливать деньгами? У нас в гостях Александр Васильевич Петриков, директор Института аграрных проблем и информатики. Здрассьте, Александр Васильевич.

Александр Петриков: Здравствуйте, Игорь Борисович.

Игорь Абакумов: Академик российской академии наук. Александр Васильевич, сколько бедных в России и сколько и них в сельской местности?

Александр Петриков: Да, бедность в России имеет сельское лицо. Если в целом по стране доля населения с доходами ниже прожиточного минимума 5,4%, то в сельской местности 18,5%, в несколько раз больше. И если взять долю сельского населения в общей численности населения страны, это 26%. А доля села в численности малоимущего населения, то есть, населения с доходами, ниже прожиточного минимума это - 52%.

Таким образом, вот та задача, которую поставил президент Российской Федерации в майских указах, а еще ранее – в послании Федеральному Собранию, на 18-й год, сократить численность бедных в стране за десятилетие в 2 раза, имеет особую актуальность в сельской местности.

Игорь Абакумов: То есть, его слова были обращены, не называя, в сельскую местность, фактически?

Александр Петриков: Я бы так не утверждал, потому, что вот уже в майских указах мы видим две задачи, в области агропродовольственной политики. Первая задача, это задача увеличения экспортного потенциала страны. Вы помните эту цифру, к 24-му году увеличить объем экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия из России с 21 миллиардов долларов.

Игорь Абакумов: До 45-ти.

Александр Петриков: До 45-ти, в 2 раза. И вторая задача, это как раз развитие, социально ориентированная задача, развитее малого и среднего предпринимательства. И по отношению к селу там прямо сказано, создание благоприятны условий для развития фермерства и кооперации. Правда если первая задача формализовалась в национальный проект развития экспорта АПК, который стал частью государственной программы развития сельского хозяйства, то вторая задача по развитию, скажем, малого и среднего предпринимательства на селе и сельской кооперации, не оформилось в отдельный приоритетный проект.

Игорь Абакумов: Пока.

Александр Петриков: Пока, пока, да.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, я позволю себе чуть-чуть порассуждать. Вот самую малость. Вот смотрите. За последние 10 лет, от переписи до переписи, ну, так сейчас уже 12 лет, практически, да, с 2006-го года по 2016-й, когда вот перепись проводилась последняя, вы, как активный участник переписи и как самый главный аналитик этой переписи в сельском хозяйстве…

Александр Петриков: Спасибо!

Игорь Абакумов: Наверное, не можете отрицать, что у нас количество фермеров сократилось.

Александр Петриков: Да.

Игорь Абакумов: Сократилось. Причем изрядно сократилось. При этом количество личных подсобных хозяйств каким-то образом у нас выросло. Это – преобразование фермеров в личные подсобные хозяйства? Это первый момент, первый вопрос. Второй вопрос. У нас запрещен забой личного скот на подворьях. Так ведь, да?

Александр Петриков: Но он происходит.

Игорь Абакумов: У нас до сих пор, ну, происходит, не происходит, он запрещен. В любой момент могут оштрафовать, да? У нас строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Но, в любой момент, крючок-то висит, дамоклов меч. Потом, у нс до сих пор запрещено строить личные дома фермерам на своей земле. На своей собственной земле нельзя построить дом. Нужно жить в какой-то дальней деревне, чтоб потом ездить на это на свое поле, как на работу. Говорят, что в первом чтении уже обсуждается этот вопрос, но он обсуждается уже 10 лет. Много, много, много моментов, вот таких. Если их собирать в кучку, да, вроде бы никто не против фермерства. А если собирать эти все моменты в кучку, сложность с кредитами, с кредитованием, не хватает для фермеров кредитов, да. Потом, вот эта вот патентная система налогообложения вводится, на всех, так сказать. Кто не фермер, или не вполне фермер. Вот как то так вот у нас аграрная политика, вот она так и складывается. Вот она и чего так складывается? Почему она так складывается, как вы считаете?

Александр Петриков: Игорь Борисович, все те факты, о которых вы сказали, имеют место быть. Но осознание этих фактов я бы сказал, это первый шаг к решению названных вами проблем. Но я не сказал, что здесь все благополучно. И, например, если взять такую задачу вот перехода владельцев личных подсобных хозяйств в индивидуальные предприниматели, и в крестьянско-фермерское хозяйство, эта задача до сих пор не решена. Мы видели по переписи, что наоборот процесс происходит. И фермеры, особенно мелкие фермеры, переходят под статус ЛПХ, чтобы уйти от налогов и других регулирующих воздействий государства. Например, перепись показала, что численность крупных личных подсобных хозяйств, там с земельными участками более 20 гектаров земли, примерно на 45 тысяч возросла за десятилетие. За счет, опять таки перехода фермеров в мелкие, в личные подсобные хозяйства. Там, численность личных подсобных хозяйств с коровами, свыше 10 коров на семью тоже увеличилось где-то на 60 тысяч. Вот если это все сложить, то получится как раз то сокращение.

Игорь Абакумов: Фермеров.

Александр Петриков: Фермеров, которое зафиксировала перепись. И мы видим, что, значит, те программы, которые стимулировали переход владельцев личных подсобных хозяйств в разряд фермерских, они крайне, крайне недостаточные. Если говорить о доступности кредитов, о чем вы упомянули, то, вот например, 5% кредиты. По официальным данным, я сравнивал число получателей таких кредитов среди фермеров. И число крестьянско-фермерских хозяйств, и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность в 16-м году, это всего 3%.

Игорь Абакумов: Всего 3%?

Александр Петриков: 3% пятипроцентных льготных кредитов получили вот фермеры.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, но это же мизер.

Александр Петриков: Да. Но и среди сельхоз организаций таких немного. Процентов 10, но, тем не менее, больше, чем у фермеров.

Игорь Абакумов: Я прошу наших зрителей откликнуться вот на этот разговор и поучаствовать в нем. Потому, что мы хотим знать, какая ситуация в регионах. Наш телефон прямого эфира на экране, вы можете набрать спокойно, бесплатно и позвонить нам.

Александр Петриков: Но, сказать, что государство ничего не предпринимает, это тоже будет неправильно.

Игорь Абакумов: А мы не говорим, что оно ничего не предпринимает. Как раз предпринимает.

Александр Петриков: Вот, например, упомянутая вами патентная система налогообложения. Она сейчас в средствах массовой информации, с моей точки зрения, трактуется не совсем верно. Якобы речь идет об увеличении налогообложения на владельцев личных подсобных хозяйств. Ничего подобного. В законе и поправках, которые сейчас находятся в работе в Государственной Думе, сказано, что патентная система для индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве, но не для владельцев личных подсобных хозяйств. Сейчас индивидуальные предприниматели могут работать на общей системе налогообложения, могут платить единый сельскохозяйственный налог, и теперь, в соответствии с этим законопроектом, они могут пользоваться патентом. То есть, третьей налоговой системой, и более льготной, по сравнению с двумя ранее указанными. Почему, например, Минфин был против принятия этого законопроекта?

Игорь Абакумов: Почему?

Александр Петриков: Потому, что это речь идет о более льготном налогообложении индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве.

Игорь Абакумов: То есть, вы хотите сказать, что это – благо?

Александр Петриков: Для индивидуальных предпринимателей да, это расширение их выбора. Кроме того, не надо забывать, о чем в прессе не упоминается, не упоминается вообще, что уже сейчас, в действующем налоговом кодексе, патентной системой могут пользоваться индивидуальные предприниматели, которым, которые занимаются восемью видами сельскохозяйственной деятельности или обслуживанием сельского хозяйства. Ну, например, патент можно купить, индивидуальный предприниматель, занимающийся производством молока, к вашему сведению. Производством саженцев плодовых и ягодных растений. Предприниматели, которые занимаются обслуживанием сельскохозяйственного производства, предоставляющим, например, транспортные услуги, переработка сельскохозяйственной продукции. Но почему-то вот эта существующая патентная система, она не привела к тому, что у нас стали зажиматься, говоря народным языком, владельцы личных подсобных хозяйств. Это никак не сказалось на них.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, а где грань между предпринимателем и личным подсобным хозяйством? Где грань?

Александр Петриков: Да, и вот тут мы подходим, отвечая на ваш вопрос, к третьему аспекту, если говорить о патентной системе. Слава богу, грань такую никто не устанавливает, кроме той, которая прописана в действующем Федеральном законе о развитии личного подсобного хозяйства. Там, если посмотреть есть только ограничение по земле. То есть, максимальный размер владельца земельного участка…

Игорь Абакумов: 30 соток.

Александр Петриков: 0,5 гектара, и еще…

Игорь Абакумов: У нас телефонный звоночек.

Александр Петриков: Субъект Российской Федерации может в 5 раз увеличить эту площадь, то есть, до 2-х с половиной гектаров. Если владелец личного подсобного хозяйства пользуется больше площадью, то есть риск обвинить его в ведении незаконной предпринимательской деятельности. А купив патент, он избавляется от такой угрозы. И если вы. Игорь Борисович, помните, вот несколько лет еще назад от ряда Субъектов Российской федерации, например, от законодательного Собрания Ставропольского края исходила инициатива установить такие.

Игорь Абакумов: Ставропольский край - это особая статья.

Александр Петриков: Но они просили поправки в федеральное законодательство.

Игорь Абакумов: Там земли уже все меньше и меньше принадлежат жителям ставропольского края. Так, если мягко говорить. Да? Жителям соседних кавказских республик.

Александр Петриков: Но, тем не менее, они…

Игорь Абакумов: Идет постепенное вытеснение. У нас, извините…

Александр Петриков: Тем не менее, они просили поправку в федеральное законодательство.

Игорь Абакумов: Из Тверской области Вячеслав, здравствуйте, вы в прямом эфире «Аграрной политики», здрассьте.

Зритель: Добрый день. Я бы вот хотел задать вопрос, почему на сегодняшний день вот, не рассматривается вопрос о кредитовании «Россельхозбанком»? В «Россельхозбанке» сегодня они не дают кредиты. Почему бы сегодня не перестроить, допустим, те же Министерство сельского хозяйства в регионах, которое бы, не знаю, обеспечивали залог. Ни один предприниматель, ни одно сегодня уважающее себя крестьянское хозяйство не получит кредит в банке, если там не будет существенный залог. Залоги…

Игорь Абакумов: Вячеслав, понятен вопрос. Спасибо вам. Мое мнение таково, что у нас «Россельхозбанк» не является кооперативным банком. И фермеры не являются его сособственниками, не являются его пайщиками.

Александр Петриков: Да.

Игорь Абакумов: Именно поэтому, вот у нас так и происходит.

Александр Петриков: Это государственный банк.

Игорь Абакумов: Да.

Александр Петриков: Конечно. И он должен обратить на эту проблему кредитования мелких фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств, большее внимание, чем сейчас. Тут недавно был разговор об, в рамках «Золотой осени», и о уменьшении залогов со стороны личных подсобных хозяйств, и мелких фермеров. И установлении конечного перечня документов, которые необходимы при обращении к кредиту. Но, дело не только в «Россельхозбанке» или в других банках, кредитующих сельское хозяйство. Вместе они дают, вот продиктовали, я уже называл эту цифру, 5%-е кредиты…

Игорь Абакумов: 3%.

Александр Петриков: Получило 3% фермеров. Речь идет о развитии в стране широкой системы сельской кредитной кооперации. Если посмотреть на динамику сельских кредитных кооперативов, то она понижающая. И главный фактор…

Игорь Абакумов: Позиция Центробанка.

Александр Петриков: Позиция Центробанка.

Игорь Абакумов: У нас Юрий из ростовской области. Юрий, здравствуйте, мы вас слушаем.

Зритель: Здравствуйте. У меня вот, я держу коз. Но много не могу держать коз, я бы завалил бы молоком весь, наверное, город. Миллерово.

Игорь Абакумов: А почему вы не можете в Миллерово держать много коз?

Зритель: Ну, потому, что сбыт молочки нету, совсем. На козу 3 литра, 5 литров, я не могу вот продать это молоко. Вообще не берут.

Игорь Абакумов: А почем продаете, Юрий? Почем вы продаете?

Зритель: 100 рублей полтора литра. Никто не берет.

Игорь Абакумов: Козье молоко?

Зритель: Да.

Игорь Абакумов: Ну, это вопрос, наверное, потому, наверное, у людей просто денег нет. Юрий, правда? У людей, денег нет у людей?

Зритель: А вообще-то в других регионах 100 рублей литр.

Александр Петриков: Дело не только в цене. Дело в невозможности доставить эту продукцию к тем потребителям, которые могут купить это молоко. И речь идет о развитии в стране кооперативного сбыта. С помощью. Естественно, федеральных и региональных властей.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, мы с вами знаем друг друга уже много десятилетий.

Александр Петриков: Да.

Игорь Абакумов: И сколько мы с вами знаем, с 1985 года, если я так не ошибаюсь, приблизительно, да, все об этом идет речь. Что надо создавать кооперативный сбыт. Что надо создавать кооперативы. Но, дело в том, что вот вы стараетесь меня увести вот на обязанности государства что-то регулировать.

Александр Петриков: Надо не говорить, а делать.

Игорь Абакумов: Вот о чем! Кто будет делать?

Александр Петриков: Ну.

Игорь Абакумов: Кто будет нести ответственность за то, что не делается?

Александр Петриков: Только государство должно нести за это ответственность.

Игорь Абакумов: Вот. А в чьем лице, Александр Васильевич?

Александр Петриков: В лице не только Министерства сельского хозяйства, но и Минэкономразвития, и Федеральной антимонопольной службы. Например, как этим летом сотрудники нашего института проводили экспедицию в нескольких регионах России с целью изучения причин слабого развития кооперации. И в Вологодской области мы встретились с таким фактом. Когда мы стали спрашивать у местных лидеров кооперативов. Они сказали, что главное препятствие заключается в том, что в районных центрах и крупных селах Вологодской области открываются магазины «Пятерочки», которые продают пакетированное молоко. И на этом вы можете, резко сказали нам фермеры, поставить крест на Вологодской молочной кооперации.

Игорь Абакумов: Абсолютно точно.

Александр Петриков: Ну, так что, может быть ввести законодательно запрет на торговую деятельность крупных сетей в районных центрах и сельской местности?

Игорь Абакумов: Так для этого, собственно говоря, новый председатель Центросоюза к нам пришел. Товарищ Зубов. Он пришел как раз из системы ритейла крупного туда.

Александр Петриков: Да.

Игорь Абакумов: И вслед за ним туда пришла «Пятерочка».

Александр Петриков: Вместо, вместо политики поддержки кооперации, в том числе кооперативного сбыта, государство помогает и конкурентам, крупным торговым сетям. Например, вот если взять вопрос о создании овощехранилищ, хранилищ плодов или оптово-распределительных центров. У нас такие центры с помощью, с поддержкой государства может создавать крупный ритейл, запрета нет. По моему мнению, кооперативные оптово-распределительные центры и овощехранилища, картофелехранилища при поддержке государства должны создаваться только на кооперативной основе.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, а где вот точка консолидации? Кто, кто в государстве об этом печется? Прежде, чем будете отвечать, давайте последний звоночек мы примем. Как говорится, крайний в нашей программе. Сергей из Ставропольского края. Здравствуйте, вы в прямом эфире «Аграрной политики».

Зритель: Здравствуйте. Алло, здравствуйте.

Игорь Абакумов: Слушаем, слушаем вас, Сергей! Слушаем вас внимательно, вы в прямом эфире.

Зритель: Я вот живу в селе, в Ставропольском крае, да? Я хочу сказать что, я хотел бы высказаться на эту вашу тему. У нас сельского хозяйства в России, на мой взгляд, вообще нету.

Игорь Абакумов: Давайте говорить о Ставропольском, о Ставропольской крае будет говорить, хорошо?

Зритель: Да, да. Я вот говорю о Ставропольском крае, я еще в других вот регионах был, по России я езжу. И конкретно по Ставропольскому краю. У нас из года в год идет оно и то же производство зерна пшеницы. То есть, у нас сельского хозяйства нет, у нас только интенсивное производства зерна пшеницы. Тем более, семена покупаются за рубежом.

Игорь Абакумов: Не, не, не, не, Сергей! Я вас прерву, семена пшеницы у нас за рубежом не покупаются. Сергей, извините, вы не в курсе дела. Извините, я вас прерываю. Простите, давайте побережем уши наши зрителей, которые в курсе дела.

Александр Петриков: Но, тем не менее, вот эти два направления аграрной политики, поддержка экспорта, и развитие институтов, поддерживающих внутренний рынок, поддерживающих малые и средние предпринимательство, поддерживающих сельскохозяйственную кооперацию, будут конкурировать между собой. И за ресурсы, и за разработку законодательства и тут другого лица, кроме верховной власти в нашей стране нет, который бы поставил точку в этом вопросе. Точнее, придал новый импульс этому движению. Речь ведь, это известная инициатива, Алексея Васильевича Гордеева, вице премьера по агропромышленному комплексу, который вышел с инициативой разработки приоритетного проекта по развитию сельских территорий, включая вопросы занятости, повышения доходов сельского населения. Развитие малых и средних форм предпринимательства, сельскохозяйственной кооперации. Я думаю, что этот проект, по моему мнению, нуждается, должен быть принят. И тогда вся ведомственная политика, и Министерства сельского хозяйства, и Минэкономразвития, и ФАС будет перестроена в нужном порядке. К сожалению, действительность наша политическая так устроена.

Игорь Абакумов: Ну, дай да бог, Алексей Васильевичу! Мы будем держать все пальцы скрещенными, чтобы у него это получилось. Но мы с вами говорили о патентном налогообложении. Если я правильно помню, на излете сталинской эпохи, и в начале хрущевской эпохи, были попытки ввести налоги, на как раз, на частные подворья. Были попытки.

Александр Петриков: Да.

Игорь Абакумов: Да? К чему они привели? Люди начали вырубать сады. Люди начали резать коров. Резать кур, да, на которых тоже были налоги. Это привело к резкому падению производства в личных подсобных хозяйствах. Потом от этого отказались. На много десятилетий. И сказали, мы вас не трогаем, но и вы нас не трогайте. Мы вам не строим дороги, но вы нам не платите налоги. И был такой гражданский договор, между государством и народом. Что сейчас? У кого чего зачесалось? Скажите мне.

Александр Петриков: Слава богу, этот договор сохраняется и сейчас. В поправка к налоговому кодексу речь идет о распространении на индивидуальных предпринимателей, а не на владельцев личных подсобных хозяйств, возможности использования патентной системы. И эта система для индивидуальных предпринимателей более выгодна, чем единый сельскохозяйственный налог. И тем более выгоднее, чем общая система налогообложения. Поэтому, я бы здесь не раздувал вот эти страхи.

Игорь Абакумов: Не раздувал кадило.

Александр Петриков: Да. Но с другой стороны, но с другой стороны, надо отдавать отчет в том, что для малого и среднего предпринимательства, в том числе для и владельцев личных подсобных хозяйств, необходимо усиление государственной поддержки. В частности и законодательное регулирование необходимо совершенствовать. Например, Игорь Борисович, как так получается, что в России, крупнейшей аграрной стране до сих пор нет закона о семейной ферме?

Игорь Абакумов: Вот это, Александр Васильевич, как говориться, вопрос не по моей зарплате! Знаете, вот много наблюдаю за сельскохозяйственной аграрной политикой, но, к сожалению, как узок круг этих революционеров!

Александр Петриков: Да, я думаю, что…

Игорь Абакумов: Надеюсь, что в скором, в скором времени, с приходом Гордеева в Правительство, как-то вопросы будут потихонечку разруливаться. Потихонечку, да.

Александр Петриков: Необходимо такой федеральный закон о семейной ферме и целая система государтвенной поддержки семейных ферм в России.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, спасибо вам большое. У нас в гостях был Александр Васильевич Петриков, академик Российской академии наук, директор Института аграрных проблем и информатики имени Никонова. Это была «Аграрная политика». С вами был Игорь Абакумов. Увидимся на следующей неделе, в понедельник, в любую погоду.

Александр Петриков: Спасибо, Игорь Борисович!


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Рубрика «Аграрная политика»

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты