Александр Попов: У нас от жизни всегда отставали Почта России и допобразование. С первой хоть что-то решили, теперь вот решаем, как с детьми

Гости
Александр Попов
главный научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО)

Тамара Шорникова: Сейчас начнем обсуждать поддержку талантливых детей, молодежи. Их, слава богу, много. А вот денег на то, чтобы их как раз поддержать – отправить на фестиваль, на конкурс, купить инструмент, например, или инвентарь какой-то – хватает не всегда. Кто должен этим заниматься? Откуда должны изыскиваться резервы? И как собственно сейчас обстоит дело с помощью такой талантливой молодежи? Мы будем обсуждать это. Звоните и пишите к нам в прямой эфир.

А у нас в гостях – Александр Анатольевич Попов, главный научный сотрудник Федерального института развития образования, доктор философских наук. Здравствуйте.

Александр Попов: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Александр Анатольевич.

Давайте, прежде чем начать обсуждать эту важнейшую тему, как мне кажется, посмотрим небольшой сюжет. Собственно, почему мы решили именно сегодня ее обсудить? Потому что вот какая история произошла. Баянисты детской школы искусств № 1 из Мурманска съездили во Францию на международный фестиваль, прекрасно там выпустили, получили все возможные золотые медали, но выяснились две вещи. Первое – это то, что деньги на то, чтобы отправиться во Францию, собирали сами родители. И второе – инструменты, на которых этим детям приходится играть, они очень старые, и один инструмент, конкретно один баян порвался прямо во Франции. Давайте посмотрим сюжет, а потом обсудим.

СЮЖЕТ

Тамара Шорникова: Ну, прежде хочется все-таки поздравить ребят, родителей, педагогов. Это действительно выдающаяся победа. Здорово! Так держать, что называется.

Во-вторых, дорогие телезрители, расскажите, ваши дети куда ходят? С какими победами вас уже можно поздравить? И за чей счет они чаще всего случаются? Вы оплачиваете сборы, инструменты и так далее, или кто-то помогает? Позвоните и расскажите.

Виталий Млечин: Александр Анатольевич, вот посмотрели сейчас сюжет – замечательные ребята, молодые, прекрасно играют. В общем, их должно, по крайней мере, ждать блестящее будущее. Если они уже в столь юном возрасте в чужой стране получают золотые медали – значит, у них предпосылки, по крайней мере, к этому есть. Что нужно сделать для того, чтобы все эти предпосылки реализовались и чтобы их действительно в этой сфере ждало блестящее будущее?

Александр Попов: Ну, во-первых, хочу поздравить руководителя этого коллектива, которая без специального продюсирования и менеджмента, про который я сейчас…

Тамара Шорникова: Я бы даже сказала – вопреки.

Александр Попов: Вопреки, да. Без специальной работы, такой организационной, добилась таких успехов.

А во-вторых, я два слова скажу про свою позицию, чтобы было понятно телезрителям, откуда я говорю. С одной стороны, я работаю в структуре Федерального института развития образования при Министерстве образования, и у меня в некотором смысле такая как бы государственная позиция.

С другой стороны, я работаю в Московском городском педуниверситете, то есть я профессорствую и тоже занимаю муниципальную позицию. И я – что самое главное – генеральный директор автономной некоммерческой организации. Это очень важно. И эта автономная некоммерческая организация довольно-таки успешна в сфере образовательных услуг. Но у нас, в отличие от государственных организаций, нет ежегодного гарантированного финансирования. Вы понимаете, на что я сейчас намекаю, да? Понимаете.

Тамара Шорникова: Ага.

Александр Попов: Эту ситуацию я с какой стороны сейчас должен комментировать? Давайте я прокомментирую ее как продюсер, менеджер. Моему проекту, «Школе гуманитарного образования», 25 лет на сегодняшний день. Теперь заметьте, что произошло с этим коллективом. Это очень успешный коллектив, да, который добился больших результатов. Однако законодательно в нашей стране такого рода проекты на федеральном уровне поддерживаются по определенной схеме. Нельзя сказать, что они не поддерживаются.

Тамара Шорникова: А что это за схема? Расскажите.

Александр Попов: Расскажу сейчас про эту схему. Например, в Министерстве образования (здесь я ситуацию знаю лучше), если я не ошибаюсь, в этом году был приказ № 197 от 8 ноября, куда вошло более 200 мероприятий и инициатив участия в фестивалях разных коллективов.

Тамара Шорникова: Вы сейчас давите информацией. Давайте по сути.

Александр Попов: Подождите. Так это же и есть суть. То есть, если меня сейчас слышит руководитель этой организации, она должна понимать, видела ли она этот приказ, как она туда вошла, на каком основании, участвовала ли она в этом конкурсе. То есть процедура ведь создана. Понимаете, в чем дело? Со стороны Министерства образования эта процедура создана.

Тамара Шорникова: Какова? Любая организация может самостоятельно сказать: «Вот я хочу принять участие в этом приказе…» Как вы сказали?

Александр Попов: 197-й.

Тамара Шорникова: В 197-м.

Александр Попов: Конкурс, объявляется конкурс на всю страну. Он так и называется – мероприятия, конкурсы, фестивали и так далее. И Министерство образования только в последние годы сделало эту ситуацию довольно-таки такой открытой. Понимаете, в чем дело? Причем этот коллектив может участвовать как в конкурсах Министерства образования, так и в конкурсах Министерства культуры.

Далее. Это я сейчас хорошее говорю, а сейчас скажу плохое, сейчас скажу плохое. Теперь заметьте, следующая ситуация. В чем у нас есть сейчас некоторые… Ну, я перед эфиром консультировался с коллегами из Министерства куры и из Министерства образования. В чем у нас сейчас существует реальная проблема, связанная в том числе с этим коллективом? У нас, к сожалению, ограничен перечень мероприятий для участия в международных мероприятиях.

Тамара Шорникова: В сюжете уже сказали, что как раз вот такие мероприятия Минкульт не оплачивает.

Александр Попов: Потому что в перечне нет. Может быть, этот коллектив создаст прецедент, когда такого типа мероприятие войдет в этот перечень, и создаст своеобразный конкурс, когда эти ребята могут там участвовать.

Тамара Шорникова: А много таких историй было вообще, когда кто-то создавал прецеденты?

Александр Попов: Слушайте, я вам скажу такую вещь. Вот тот сюжет, который мы видели, не умаляя их заслуги, я вам скажу, что эта ситуация массовая, это массовая ситуация. Ведь вопрос заключается в следующем. Ну, смотрите. Есть ведь все равно определенный перечень, в котором можно участвовать. Но есть, например, в спорте виды спорта, их же бесконечное количество, или бесконечное количество искусств… А государство же все не может поддерживать, правильно? Ведь все же не может поддерживать. Вот они создали прецедент. Наверняка этот прецедент сейчас нужно будет поддержать. И хорошо, что мы вышли на сегодняшнее телевидение и показали, что это можно делать.

Поймите одну такую вещь. Вот заметьте, я буду держать все равно государственную позицию, так или иначе. Поймите такую вещь – нельзя быть всем. Да, мы позиционируемся как сильная страна, которая поддерживает многое. Но мы не можем поддержать все на свете. Понимаете?

Тамара Шорникова: Вы не поверите, вашу такую государственную позицию поддерживают многие телезрители, потому что к нам приходят SMS – например, Хабаровский край, Костромская область, Красноярский край. В общем-то, люди не видят необходимости от государства спонсировать подобные истории. Многие пишут про артистов, про спонсоров, про меценатов, которые должны заниматься этой историей.

Александр Попов: Конечно, конечно.

Тамара Шорникова: Поэтому я думаю, что мы можем сейчас уверенно сказать: дорогие спонсоры, если вы сейчас смотрите нашу передачу в прямом эфире про поддержку талантливых людей, если вы видели сейчас сюжет про замечательных и талантливых ребят из Мурманской области… Мы, возможно, не сможем помочь всем, но конкретно этим талантливым ребятам из Мурманска – можем. Поэтому…

Виталий Млечин: Обратите на них внимание, уважаемые спонсоры.

Тамара Шорникова: Обратите внимание. У нас есть все реквизиты. Если вы готовы оплатить им как минимум инструменты, мы подскажем, как это сделать. Давайте вместе поможем ребятам.

Виталий Млечин: Да. Мне кажется, это будет очень полезно.

Александр Попов: И заметьте, это вопрос… Вот руководителя показали, она замечательный человек. Я тоже научный руководитель своего проекта, но я еще во многом и продюсер. Плюс уже у меня есть как бы менеджеры.

Приведу пример, чтобы не про себя было. У нас, например, есть замечательный опыт. Их много, но я один назову. Дом пионеров и школьников Красноярского края – там замечательный коллектив «Орленок», который танцует. Они все конкурсы взяли в мире! Но заметьте – они не сидят на федеральном финансировании. То есть у них продюсерская система: что-то финансирует муниципалитет, что-то – регион, где-то, да, родители, где-то спонсорская поддержка. Понимаете, в чем дело?

Виталий Млечин: Найти спонсоров – это тоже некоторое искусство.

Александр Попов: Работа.

Тамара Шорникова: Хорошо, когда ты уже получил какую-нибудь медаль на олимпиаде или еще что-то.

Виталий Млечин: Хорошо, когда ты понимаешь, как это делается. А преподаватель музыки, все-таки его задача – преподавать и учить играть на инструментах, а не искать спонсоров.

Александр Попов: Правильно! А далее мы спускаемся на уровень чуть ниже. Теперь заметьте – дополнительное образование у нас… Хотел выступать сегодня как общественник, но все равно как государственник. Дополнительное образование у нас находится на муниципальном уровне. Региональное образование называется государственным образованием, на государственном уровне. И существует еще третий уровень власти – это федеральный уровень власти. Это все разное. Это достижение нашей демократии. И это очень хорошо.

А теперь смотрите. Первый момент – на муниципальном уровне найти поддержку. Второй момент – на государственном, то есть региональном уровне найти поддержку. И третий момент – на федеральном. Но федеральный уровень более сложнее. Почему? Потому что он уже регламентируется теми документами, на которые я начинаю ссылаться.

Виталий Млечин: Так кто же конкретно должен поддержку искать – сами ребята, у которых все время уходит на то, чтобы тренироваться, или кто-то другой?

Александр Попов: Я считаю, что очень простая вещь. Педагогика и образование должны иметь в своем составе не только педагогов, но и менеджеров, и продюсеров, так же как и в другой сфере. Мой коллектив очень много проводит кадровых школ, где мы начинаем готовить менеджеров и продюсеров образовательных программ. В этом весь вопрос заключается. А то мы так и будем, знаете, как в советское время, сидеть на шее у государства и постоянно государству говорить: «Мы сегодня на баянах играем, а завтра мы на лошадях будем ездить, а послезавтра – на яхтах. Дайте нам все».

Тамара Шорникова: Подождите. Мне кажется, что это мы тоже немного с конца заходим. Ну, пусть государству введет ставку конкретно в госучреждениях для продюсера, оплачивает ее. Я думаю, что музыкальные школы будут рады принять такого специалиста.

Александр Попов: А я вам хочу сказать, что, согласно закону «Об образовании», на сегодняшний день сами учреждения могут ввести такие ставки. Закон это позволяет, закон «Об образовании».

Тамара Шорникова: А бюджет при этом, соответственно, увеличивается.

Александр Попов: Подождите.

Тамара Шорникова: На выплату зарплаты этому специалисту новоприобретенному.

Виталий Млечин: А там даже баянов нет.

Александр Попов: Сегодня сама образовательная организация конструирует свой бюджет. Это закон «Об образовании» нам позволил сделать. Понимаете, в чем дело?

Виталий Млечин: Понятно.

Александр Попов: И во многом наша с вами дискуссия – она из 1992 года, потому что люди просто не понимают, что на самом деле на уровне учреждения дополнительного образования можно сконструировать такой бюджет. Если бы я сейчас туда поехал к ним, я провел бы консультацию с этим учреждением мурманским, посмотрел бы бюджет…

Тамара Шорникова: Миллионерами бы стали, да?

Александр Попов: А?

Тамара Шорникова: Миллионерами бы стали.

Александр Попов: Да мы бы нашли эти ресурсы!

Тамара Шорникова: Вы знаете, мы, к счастью или к сожалению, в реальности, потому что нам звонят обычные люди из того же допобразования, уже работающие на ставку, и говорят о своих зарплатах. Из них исходит, что новую ставку это конкретное учреждение допобразования часто потянуть не может. Может быть, и хотело бы.

Александр Попов: У нас, к сожалению, очень большая беда с финансированием дополнительного образования по отношению к финансированию общего образования на уровне заработных плат – ниже. И этот вопрос уже обсуждается и на уровне Администрации президента, и на уровне Государственной Думы уже несколько лет. И я думаю, что он в ближайшее время, я думаю, что в этот срок действия власти он будет решен. Это, конечно, большая ошибка. Здесь я, как говорится, снимаю шляпу, мы это признаем. К сожалению, этот момент у нас в стране есть, и это пережиток советского общества.

Виталий Млечин: Давайте послушаем Нину из Москвы. Нина, здравствуйте. Вы в эфире, говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, у меня есть баян, который на заказ еще сделан мужем. И он стоит, пылится. Пожалуйста, возьмите у меня его, отдайте этим детям. Как это можно сделать?

Виталий Млечин: Нина, вот так рождаются добрые дела в прямом эфире Общественного телевидения России. Спасибо вам большое. Вы, пожалуйста, оставьте свои контакты все – и мы, соответственно, вас скоординируем и, естественно, все это организуем.

Тамара Шорникова: Обязательно придумаем, как это можно сделать.

Виталий Млечин: Конечно.

Тамара Шорникова: Вот за это и любим нашу работу. Правда, Виталий?

Виталий Млечин: Да. Спасибо большое, Нина. Вот почаще бы…

Давайте теперь Якутию послушаем, Альбину. Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Может быть, второй баян приобретем во время эфира.

Виталий Млечин: Да, кстати. Хотите подарить баян?

Тамара Шорникова: Здравствуйте, Альбина, слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие. Здравствуйте, уважаемый гость Александр Попов. Меня зовут Альбина, я являюсь молодым руководителем, начальником управления культуры. Меня слышно, да?

Тамара Шорникова: Да, отлично.

Виталий Млечин: Да, прекрасно слышно.

Зритель: Алло.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Зритель: Начальник управления культуры Нижнеколымского района. Мы представляем Республику Саха – Якутия. Да, действительно, как Александр сообщал, у нас большая проблема с поддержкой талантливых детей. Все для детей, но, к сожалению, денежных средств на вывоз именно на такие конкурсы международные у органов местного самоуправления, у организаций, у родителей нет. У нас действует два учреждения допобразования. Не забываем, что это предпрофессиональное образование…

Тамара Шорникова: Проблемы со связью сейчас.

Виталий Млечин: Альбина, стало очень плохо вас слышно. Попробуйте еще раз нам свою мысль сформулировать.

Зритель: У нас действуют… Слышно, да?

Виталий Млечин: Да, вот теперь слышно.

Зритель: …учреждения допобразования. Мы забываем о том, что детские музыкальные школы – это организации предпрофессионального обучения наших детей. Получается, что два учреждения – школа искусств замечательная, где класс пианино, фортепиано, хор, а также у нас музыкальная школа, которая…

Тамара Шорникова: К сожалению, видимо, мы конец этой истории не узнаем.

Виталий Млечин: Проблемы со связью, да, к сожалению.

Тамара Шорникова: Расскажите нашему редактору. Возможно, мы…

Александр Попов: Ну, я примерно понял ситуацию. Ситуация в следующем заключается. Дело в том, что у нас дополнительное образование в нашей стране после советских времен до сих пор распределено на три ведомства – это ведомства образования, культуры и спорта. Понятно, да? И до сих пор этот вопрос не решен. В разных субъектах федерации он как-то решается по отдельности.

И получается так, что, может быть, вот эти баянисты, про которых мы говорили речь, мы же не поняли – они находятся в ведомстве культуры или образования (к сожалению, я опять как чиновник начинаю рассуждать), потому что это разные истории. А бывает такая ситуация, когда спорт у нас в дополнительном образовании.

Мне кажется, что наша слушательница говорит о том, что как раз у них в ситуации ведомства культуры финансирования недостаточно для поддержки выхода выше, чем муниципальный уровень, то есть это не заложено никаким бюджетом. Понимаете, в чем дело?

Но вопрос… Понимаете, как у нас устроена сегодня Конституция? У нас есть 141-й закон, если я не ошибаюсь, «О муниципальном самоуправлении», он закладывает бюджет на уровне финансирования своих ведомств. А дальше начинается уже региональная ситуация. Я, конечно, понимаю, что я сейчас раздражение вызываю у слушателей, потому что я как бы ссылаюсь на все законы. Скажут: «Вот опять государство неэффективное». Но у нас так это устроено. Мы не можем, понимаете, нельзя взять ребенка из муниципалитета, взять его и профинансировать с международного или федерального уровня сразу. Там должны быть люди, которые будут этим специально заниматься. А таких людей, к сожалению, сегодня просто нет. Есть талантливые педагоги и талантливые люди. И никто эту поддержку не осуществляет.

Вот ту программу, которую мы написали (я вам сегодня книгу принес свою про одаренных детей), и тот проект, который мы делаем сейчас с Министерством образования, – это три уровня поддержки одаренных детей. Первый уровень – это выделение этих детей. Второй уровень – прикрепление к ним этих тьюторов и менторов, которые их будут поддерживать. И третий уровень – когда они достигают успехов уже на федеральном уровне. Это другой проект.

Сейчас у нас в стране произошли в Министерстве образования довольно-таки существенные изменения на эту тему. У нас пришла, например, новый министр образования Марина Николаевна Ракова, которая осуществила очень грандиозный проект – кванториумы в нашей стране. Это очень успешный проект, который работает как на муниципальном уровне, так и на международном уровне. И она сейчас как раз и отвечает за тот приказ, на который я ссылался, по поводу всех этих мероприятий. То есть эта ситуация начинает меняться.

Тамара Шорникова: Не уверена, что все об этом вашем проекте знают. Давайте расскажем.

Александр Попов: А?

Тамара Шорникова: Не уверена, что все наши зрители знают об этом важном проекте, который вы называете таким красивым словом. Давайте расшифруем. Кванториумы.

Александр Попов: Кванториумы – это новый тип инженерных центров для детей, где дети получают новые технологии с помощью практического оснащения и конструирования. То есть это инженерное образование, это новый тип инженерного образования. И это на сегодняшний день сделано.

У нас в стране плюс сейчас создаются проектные центры в каждом субъекте федерации, которые в том числе будут заниматься выделением этих одаренных детей. Плюс у нас огромная инициатива в стране, связанная с инициативой президента Российской Федерации, – центр «Сириус», который… Каждый этап выделяет этих детей из регионов и начинает работать с их продвижением.

Поймите, здесь вопрос во многом муниципальных властей: кто там сидит на местах, как они про это думают, что они знают, как они описывают этих ребят.

Виталий Млечин: Ну, это самый главный вопрос: как его выделить?

Александр Попов: Ну конечно!

Виталий Млечин: И второй вопрос: достаточно ли этих самых тьюторов и менторов, о которых вы сказали?

Александр Попов: Их пока еще нет у нас в стране. Надо, чтобы они как-то появлялись. Но главное, что инструменты и механизмы создаются. Вы поймите, мы в известном смысле молодая страна. Ну, мы молодая страна, мы молодая демократия, мы молодая Россия. Дополнительное образование… Знаете, у нас «Почта России» отставала от всей жизни и дополнительное образование – вот два аспекта. С «Почтой России» мы хоть что-то решили, теперь мы решаем с дополнительным образованием. Сюда сейчас кидаются огромные менеджерские силы и огромные проекты, чтобы таких баянов сломанных у нас не было.

Тамара Шорникова: Про баяны. Эсэмэска пришла недавно из Москвы и Московской области, Елена: «Могу отдать аккордеон».

Александр Попов: О, дела пошли!

Тамара Шорникова: Елена, тоже свяжемся. Так и три соберем, в общем-то, я надеюсь.

Виталий Млечин: Так и надо три как раз. А потом дальше – уже 3 миллиона и так далее.

Мурманск. Ольга, здравствуйте. Мы слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Я тоже работала преподавателем в городе Мурманске. И за счет научно-исследовательских проектов дети могли выступать в Обнинске, где они занимали первые места. Но вывозили мы их на сегодняшний день за счет родителей. Найти спонсоров как для детей, так и для пожилых людей практически невозможно. Это первое.

Теперь – второе лукавство, которое мы слышим от наших чиновников. Тогда, когда дети занимают первые места, то, составляя календарь, таким педагогам говорят обычно: «Ну, мы же и ваших детей учитываем в этом календаре». И под этих детей берется на следующий год и на последующие годы финансирование. Но дело-то в том, что таланты-то эти проходят мимо – вот что страшно! А по отношению к тому, что на базе тех проектов, которые были на уровне Москвы, федеральные – это и экологическое воспитание, и были эксперименты с освобожденными классными руководителями, и гуманитарное воспитание – это все те проекты, которые на сегодняшний день (это мое личное мнение) и разрушили наше фундаментальное образование.

И если сейчас мы не будем вот этих талантливых детей по крупицам собирать из регионов, то восстановить даже моральные качества в нынешней школе практически невозможно.

Виталий Млечин: Ольга, кто этим должен заниматься, по-вашему? Кто должен собирать детей? И главное – как тому, кто должен собирать этих детей, узнать о том, что в таком-то регионе есть талантливые дети?

Зритель: Дело-то в том, что дети, когда выезжают, они сами себя заявляют уже, заявляют таким образом. Они уже попадают в разработки, допустим, научно-исследовательских работ Обнинска. Вот этих детей по музыке – их уже знают на международной арене музыкальной. А вот то, что должны быть эффективные планы…

Виталий Млечин: Понятно, Ольга. Спасибо вам большое, ваша мысль ясна. Я, правда, не очень понял вторую претензию. Вы поняли?

Александр Попов: Да.

Виталий Млечин: Объясните, пожалуйста, что там.

Александр Попов: Я понял ситуацию.

Виталий Млечин: Про деньги не очень понятно.

Александр Попов: Я, может, не напрямую отвечу, но я отвечу на вопрос. Я понял, в чем ситуация происходит. Это наша боль. У нас сейчас провисает ситуация между инновационной деятельностью федеральной власти и ситуацией в регионах. Давайте я вам перечислю, там три примера всего.

Я сказал уже про «Сириус», да? В каждом регионе, согласно инициативе Владимира Путина, создаются так называемые «Микро-Сириусы», которые занимаются этими детьми.

Первый момент – что там происходит, в этом Мурманске, на эту тему? Второй момент. Например, Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра художественного творчества, у нее в госзадании – создание портала одаренных детей. У меня вопрос: баянисты есть на этом портале или нет? Портал отрытый, можно на нее выйти.

Виталий Млечин: То есть можно добавить коллектив самостоятельно?

Александр Попов: Конечно! Так можно выйти к ним, Всероссийский центр художественного творчества. Почему она про это не знает ничего? Можно выйти и можно начинать работать. Сергей Лочан занимается краеведением, директор Центра краеведения и туризма Российской Федерации. Я могу перечислять. То есть мы на федеральном уровне сегодня стараемся. А чего вы там делаете, в территориях?

Виталий Млечин: Так может, вы недостаточно рассказываете об этом? Может быть, не доходит информация?

Александр Попов: Может быть. Я и говорю, что это моя боль. Но, вы меня извините, у меня по пять командировок в месяц в регионы. Мы все ездим, мы все это рассказываем, пятое-десятое. У нас нет в образовании менеджмента и продюсирования. У нас в образовании в этом смысле курятник, понимаете, натуральный. Потому что все сферы давно уже поняли, что, кроме педагогов, должно быть продюсирование и менеджмент, но в дополнительном образовании как у нас были педагоги дополнительного образования, так у нас больше никого и нет. Никто не мыслит про стратегию развития ребенка. Надо этим сейчас увлечься. Потому что мы федеральную надстройку сделали, довольно-таки достойную…

Слушайте, я вам скажу честно: дополнительного образования, такого как у нас в стране, в мире вообще нигде нет! В Англии вообще нет дополнительного образования, такого нет, такой надстройки, такой заботы. Почитайте Майские указы Путина, почитайте другие нормативные документы. Мы на федеральном уровне все стараемся сделать, но мы проигрываем, к сожалению, на муниципальном и региональном уровне. Это наша ошибка, это наша ошибка, я с этим согласен.

Тамара Шорникова: Знаете, экологи часто говорят, у них есть такой лозунг их движения и деятельности: «Мысли глобально, действуй локально».

Александр Попов: Да.

Тамара Шорникова: В то время, когда многие говорят про стратегии, про разработку стратегий, родители конкретные в SMS жалуются, что действительно не хватает денег, чтобы просто своего талантливого ребенка отвезти на конкурс, купить ему баян и так далее. Поэтому, возможно, нужно искать какой-то такой срединный путь, где бы соединились ваши стратегии с болью родителей.

Спасибо вам огромное. Надеюсь, что в следующей передаче мы вернемся к этому вопросу и, возможно, даже решим.

Виталий Млечин: Да. У нас в гостях был Александр Попов, главный научный сотрудник Федерального института развития образования Министерства образования и доктор философских наук. Александр Анатольевич, большое вам спасибо. Вернемся через пару минут в прямой эфир.

Александр Попов: Спасибо большое.