Финансовая грамотность в школах

Гости
Игорь Липсиц
доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ
Арслан Хасавов
главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ

Иван Князев: Учись считать деньги с детства: российских школьников в обязательном порядке начнут обучать финграмотности начиная с 1-го класса. Это новые федеральные стандарты, они заработают со следующего года, но по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем.

Марина Калинина: Ну вот чему конкретно будут учитывать, вообще какой процент школьных предметов должен иметь прикладной характер, а сколько научный? Вопрос к вам, кстати, какой предмет вы считаете нужным и какой вы бы убрали из школьной программы на сегодняшний день, позвоните, расскажите или напишите.

Ну а пока представляем нашего эксперта. Это Игорь Липсиц, доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского института «Высшая школа экономики». Здравствуйте, Игорь Владимирович.

Игорь Липсиц: Здравствуйте.

Иван Князев: Приветствуем вас. Игорь Владимирович…

Марина Калинина: Ну, поздравляем, во-первых, вас с началом нового учебного года, с 1 сентября.

Игорь Липсиц: Спасибо. Да, это обязательно, спасибо.

Иван Князев: Это прямо отдельные, отдельные предметы будут по финграмотности?

Игорь Липсиц: Да. Мы в свое время по просьбе Министерства финансов России в издательстве «Вита-Пресс» сделали очень большой комплект пособий, уже несколько лет учим преподавателей со всей страны, как этот курс преподавать, и вот потихоньку этот курс начинает входить в российские школы, что нас очень, конечно, радует.

Иван Князев: Тут еще важно понимать, что такое финграмотность. Я думаю, даже не только дети, многие взрослые не особо понимают, о чем идет речь. Просто чему будут учить?

Игорь Липсиц: Ну, начиная с самого простого, откуда берутся доходы в семье, как делать семейный бюджет и какие тут могут быть засады. Дальше мы рассказываем, как взаимодействовать с банками, со страховыми компаниями. Все это прямо связано с жизнью человека, этого избежать и от этого уклониться нельзя, надо знать, чтобы ребенок понимал, что такое микрофинансовые организации, что для него будет означать взять там кредиты, какие будут для него последствия. Всему этому надо ребенка учить, чтобы он, в общем, не пропал в мире денег, в мире экономики, в мире хозяйства, вот этому и будем учить.

Марина Калинина: Хорошо бы такие уроки сделать совместно с родителями иногда…

Игорь Липсиц: А у нас там есть и пособие для родителей, пособие для учителей. Мы как раз все сделали, такой комплект полностью. Очень красивый, кстати, детям нравится и учителям нравится.

Марина Калинина: Да, с картинками?

Игорь Липсиц: Обязательно, еще какие красивые!

Марина Калинина: Игорь Владимирович, хватит ли специалистов? Вообще кто эти люди, которые будут обучать детей?

Иван Князев: Это же не просто математики, учителя русского языка…

Игорь Липсиц: Мы в Высшей школе экономики уже несколько лет делаем специальные курсы для преподавателей школ. Они приезжают на эти курсы, мы им даем пособия, мы им читаем лекции в объеме большем, чем будут пособия, чтобы они были готовы. Можно научить преподавать, это читать. Мы когда-то так вот подготовили преподавателей экономики, когда в девяностых вводили это в школу, мы собирали целые семинары большие, большие курсы проводили. Научили, появилось прекрасное поколение российских преподавателей экономики школьных, с которыми я до сих пор прекрасно общаюсь. Так что можно научить, учим.

Марина Калинина: А кто эти люди? Какое у них образование, какой возраст? Вот кто это?

Игорь Липсиц: Ну, это, как правило, опытные преподаватели школ самые, кстати, разные, вот разные предметники, и в этом смысле это и географы, и иногда математики. Очень разные преподаватели. Школа же сама решает, кто может быть, кто способен освоить что-то новое. Не всякий преподаватель может освоить новое, поэтому тут нужно…

Иван Князев: Игорь Владимирович, смотрите, тут же вот какой вопрос. У нас вообще сколько школ-то в России? Это же сколько педагогов нужно будет отправить на повышение квалификации, чтобы они научились давать вот такие вот знания? Как это можно будет сделать? Есть ли в регионах, я не знаю, вузы, где этому можно научиться? Высшая школа экономики в Москве – это, конечно, хорошо…

Игорь Липсиц: Ну вот мы собираем уже несколько лет со всей страны и будем продолжать это несколько лет делать, так что мы взяли на себя такую работу. Беда в том, что не всюду можно учить учителей, нужно, чтобы сам педагог, который входит в аудиторию вузовскую и учит преподавателей школ, был достаточно грамотен, с этим тоже есть проблемы. Ну вот Высшая школа экономики по просьбе Минфина уже несколько лет такие курсы ведет и будет продолжать такое обучение еще несколько лет, а что остается делать.

Марина Калинина: Ага.

Игорь Липсиц: Так вот и учим.

Марина Калинина: А как вы вообще составляли вот это пособие? На основе чего? Чем вы пользовались, как оно рождалось, вот этот курс?

Иван Князев: Методику преподавания как составляли, как делали?

Игорь Липсиц: Ха-ха. Ну, на самом деле мы, в общем, отнюдь не первые в мире, кто этим занимается. Мы…

Марина Калинина: То есть все равно на западный опыт как-то, да, вы оглядывались, пользовались?

Игорь Липсиц: Да, и не только западный, по всему миру детей давно учат, с 1-го класса. Мы посмотрели, что делают в мире, посмотрели, как работают наши иностранные коллеги, сделали специальное такое пособие, концепцию, как мы будем учить. Долго это обсуждали с Мировым банком, который, в общем, дал кредит российскому правительству на подготовку такого комплекта, обсуждали это с Минфином. И в общем, в итоге вот создали такой набор знаний, понятий и инструментов, который должен знать каждый человек, который живет в России, чтобы он здесь не пропал.

Иван Князев: Ну вот смотрите, что пишут нам наши телезрители. Из Московской области такое жесткое достаточно сообщение: «Будут учить, во-первых, детей воровать и не попадаться». Еще одно сообщение из Москвы: «Детям финграмотность? Будут растить новых кредитных рабов». Пока такое предвзятое отношение родителей к этому нововведению.

Марина Калинина: Ну, как ко всему новому, наверное.

Иван Князев: Как их разубедить?

Игорь Липсиц: Ну, это понятно, потому что кажется, что это новое, нас этому не учили, а мы, дескать, жизнь прожили. Только ведь прожили не очень хорошо, посмотрите, сколько в России людей, которые берут деньги в микрокредитных организациях, что, конечно, создает большой потом круг проблем в своей семье, которые потом попадают в беду. Люди не очень знают, как работать с деньгами, их этому никогда не учили, а учиться надо. Как бы ты ни крутился, все равно ты будешь связан и с банками, ты будешь с ним общаться, ты должен знать, как ты управляешь своими денежными средствами, можешь ли ты как-то накопить деньги на старость. Этому всему надо учить, потому что мы попали в мир, где государство теперь ничего тебе не гарантирует, ничего не обеспечивает, ты отвечаешь сам за себя и за свою семью, значит, ты должен научиться, как проложить свою дорогу в этом мире денег, чтобы не пропасть. Это обязательно надо, куда без этого?

Марина Калинина: Да. Игорь Владимирович, скажите, пожалуйста, а вот как часто эти уроки будут проходить? То есть раз в неделю, раз в месяц? Как рассчитано?

Игорь Липсиц: Раз в неделю, хотя бы раз в неделю, ну вот примерно так, ну вот это то, что мы сейчас… Все-таки есть огромная нагрузка на ребенка, уж очень сильно его обременять… Дети и школы хотят учиться прикладному. Вот мы сейчас начинаем, с сегодняшнего дня начинается большой проект второй, это обучение детей предпринимательству. В Подмосковье очень много школ, тоже подмосковное правительство приняло наш еще один комплект пособий по предпринимательству. Дети очень хотят, детям интересно, это не то что мы там навязываем, а дети хотят, они хотят найти свою дорогу, научиться зарабатывать, обеспечить благополучие. Значит, мы их учим и как вести бизнес, и как распоряжаться деньгами. Мы готовим людей, которые будут лучше понимать в этом мире, как свою дорогу проложить и не пропасть.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Да, спасибо вам большое! Игорь Липсиц, доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского института «Высшая школа экономики».

Послушаем наших телезрителей, их мнения, что думают, что говорят.

Марина Калинина: Да, Константин из Москвы нам дозвонился. Константин, добрый день.

Зритель: Добрый день. Вы знаете, не получится пока ничего, или все будет идти с очень большими проблемами.

Марина Калинина: Почему?

Зритель: Пусть ваш собеседник… Потому что ваш собеседник сугубый теоретик. Вот ваш вопрос был очень хороший, я его продолжу. Представьте, сколько школ по России, не по Москве даже, а по России – они что, автобусами, самолетами, все будут частично, по графику ездить в Высшую школу экономики, и на единственной этой базе математиков будут обучать экономическим вот этим новым программам? Во-первых, математика и экономика – это не одно и то же. Почему математики будут преподавать этот предмет? Почему математики?

Марина Калинина: Ну, о том, что математики будут преподавать этот предмет, ничего, собственно говоря, не было сказано.

Зритель: Да везде только и требуются одни математики, дефицит кадров именно по этой специальности. Откройте любой сайт по поиску вакансий, и вы увидите, что везде требуются математики, их не переизбыток, а их недостаток.

Марина Калинина: Ага.

Зритель: Дай бог закрыть математические дисциплины, не говоря о том, чтобы их уже переобучать или дообучать по экономике.

А во-вторых, представьте, какое количество учителей будет на какой-то единственной базе. Почему Высшая школа экономики? Она что, выиграла тендер? Что произошло такого, почему именно на этой базе будут готовить специалистов и именно вот по этой новой дисциплине? Это же нереально. Школ миллионы, учителей еще больше, а уже программа внедрена в госстандарт. Значит, появится отчетность, значит, департаменты будут требовать цифры, цифр не будет…

Иван Князев: Ну да… Константин, частично-то мы уже ответили на этот вопрос, наш эксперт сказал, что ресурсов-то хватит, для того чтобы подготовить педагогов. Ну а остальные нюансы, я думаю, тоже были учтены теми людьми, которые разрабатывали эти стандарты. Но тем не менее, да, спасибо вам за ваше мнение.

Марина Калинина: Посмотрим, как это пойдет, только ведь с этого года…

Зритель: Я не уверен, что ресурсов хватит, не уверен. Не уверен, что хватит ресурсов.

Иван Князев: Хорошо.

Марина Калинина: Спасибо за ваше мнение.

Иван Князев: Спасибо.

Еще один эксперт на связи у нас – Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты». Здравствуйте, Арслан Дагирович. Ну вот все-таки высказывают, высказывают опасения наши телезрители, что не хватит возможностей, для того чтобы действительно всех педагогов подготовить, чтобы преподавать именно эту дисциплину качественно. Давайте еще раз тогда либо подтвердим, либо опровергнем это мнение.

Арслан Хасавов: Коллеги, давайте, если позволите, прежде, так как мы сегодня в День знаний с вами встречаемся, я бы хотел использовать эту возможность и поздравить всех учителей, учащихся, их родителей, ветеранов педагогического труда с этим замечательным праздником, с Днем знаний. Я желаю вам здоровья, сил, бодрости духа, для того чтобы достигать поставленных целей.

Что касается вопроса…

Марина Калинина: Я бы еще терпения пожелала, ха-ха, с детьми не так просто.

Арслан Хасавов: Терпения, да. Ну и, конечно, можно продолжать этот ряд.

Марина Калинина: Да-да-да.

Арслан Хасавов: Хотелось бы, чтобы этот год был чуть более прогнозируемым, скажем так, в том числе в формах получения образования, нежели чем предыдущие. Особенно это важно, конечно, для выпускных классов сегодня. Пожеланий может быть много, но самое главное, пожалуй, это здоровье сегодня.

Иван Князев: Мы к вам присоединяемся. А теперь по поводу финграмотности.

Арслан Хасавов: Да. Смотрите, что касается финансовой грамотности и некоторых других предложений, связанных со школьной программой, здесь надо иметь в виду, что что бы ни происходило в российском обществе, постоянно возникают идеи о том, что тот или иной предмет, тот или иной вопрос надо обязательно изучать в рамках школьной программы. Но школьная программа и без того перегружена, и дополнительные какие-то вводить предметы, тем более в контексте в том числе начинающейся на новом уровне воспитательной работы в образовательных организациях, это уже с 1 сентября текущего года, с сегодняшнего дня вводится, еще и добавлять новые предметы в обязательном порядке, на мой взгляд, несколько некорректно, скажем так.

Иван Князев: Либо преждевременно. А вот знаете, у меня такой вопрос. Все-таки, Арслан Дагирович, вот нашим детям в образовании что нужно, мозги развивать или все-таки жизни как-то учить, каким-то прикладным предметам, больше их вводить, таких вот прикладных дисциплин?

Арслан Хасавов: Вы знаете, мониторинги и исследования, в том числе сравнительные качественные исследования образования, показывают, что в России очень хорошие так называемые hard skills, то есть знания предметных областей, но очень слабое, к сожалению, применение их на практике. Иначе говоря, ребята владеют отдельными предметами, но как эти знания соединить, для того чтобы решить ту или иную практико-ориентированную задачу, пока, к сожалению, результаты показывают, что не очень хороши они в этом.

Поэтому сейчас российская школа в том числе должна обращать внимание, как и любая другая образовательная организация в мире, на развитие так называемых мягких навыков: это умение работать в команде, это умение, значит, решать те или иные задачи, это умение убедительно доказывать свою точку зрения. Кстати, вот именно с последним пунктом, о котором я сказал, отчасти связаны те изменения, которые вводятся с 2022 года в Единый государственный экзамен, где будет необходимо развернуто отвечать на те или иные вопросы, связанные с экзаменом. То есть именно существует потребность, значит, предлагать ребятам мотивировать свои решения, объяснять их, защищать их.

Марина Калинина: Еще один короткий вопрос, Арслан Дагирович. Если вы считаете, что действительно школьная программа перегружена, что бы вы, может быть, убрали из этой школьной программы? Что не так, может быть, важно?

Иван Князев: Много ли там вообще лишнего?

Марина Калинина: Уделять этому столько внимания, столько времени…

Арслан Хасавов: Коллеги, мы работаем в рамках федерального государственного образовательного стандарта, поэтому я бы не стал сейчас говорить, голословные делать заявления относительно, допустим, школьной программы по литературе, которая часто вызывает вопросы, или некоторым другим предметам. Поэтому мне кажется, что та школьная программа, которая сегодня существует в качестве обязательной для изучения в образовательных организациях, она выстрадана, она имеет под собой довольно твердую, методологическую в том числе, почву. В этой связи я бы, конечно, воздержался от того, чтобы что-то исключать прямо сегодня. Но…

Иван Князев: Ну подождите, ну бог с ним, с этим стандартом, по вашему личному мнению хотя бы.

Марина Калинина: Просто вас как человека спрашиваем.

Иван Князев: Да, по опыту. Сами же вы учились, наверное, считали, что вот этот предмет вам совсем не нужен.

Арслан Хасавов: Вы знаете, вот эта вот субъективная оценка, если говорить о своем личном опыте, опыте своих одноклассников, детей, друзей и так далее, и так далее, то да, в какой-то момент возникает ощущение, что если я, условно, гуманитарий, я собираюсь заниматься журналистикой, искусством или чем-то еще, зачем мне химия, биология и так далее. Но жизненная траектория меняется порой так стремительно, что то, что еще вчера казалось совершенно ненужным и излишним, на самом деле оказывается в центре развития карьеры, и если вы… Как вы прекрасно знаете, мир приходит к тому, что людям придется неоднократно менять траекторию своего развития, в том числе профессионального, за жизнь, ненужных предметов, в общем-то, нет. Важно научить в школе в том числе и научиться самим быстро адаптироваться, быстро вникать в том числе в новые какие-то проблемы, темы и так далее и в них осваиваться, становиться в них экспертными.

Марина Калинина: Научить учиться, в общем.

Арслан Хасавов: Конечно, безусловно, учеба на протяжении всей жизни – да, это та тенденция, к которой, собственно, мы уже пришли.

Марина Калинина: Спасибо.

Иван Князев: Спасибо. Благодарим Арслана Хасавова, главного редактора «Учительской газеты», он был с нами на связи.

Мы идем дальше.