Кленовый сироп из Пензенской области – пример успешного регионального продукта

Кленовый сироп из Пензенской области – пример успешного регионального продукта
Сергей Лесков: Не исключено, что многие проблемы Superjet связаны с тем, что не удалось построить правильную математическую модель этого самолёта
Что делать, если на первом этаже дома открыли магазин, бар или круглосуточный офис?
Александр Бражко: Роспотребнадзор практически самоустранился от контроля за содержимым и товарной этикеткой
Мать-одиночку из-за частых больничных перевели на работу за 130 км от дома. По её мнению, это принуждение к увольнению
«Собственность - это не только право, но и обязанности по ее содержанию». За сорняки будут отбирать землю
Безопасный загар - миф или реальность? Советы онколога. Что такое паспорт кожи и зачем он нужен
Онкология. Блокировка банковских счетов. Рынок подержанных авто. Бензин. Работа для подростков. Промышленная политика
Рак: каждый имеет право на бесплатное обследование, лечение и реабилитацию по ОМС в крупных центрах
Алексей Рощин: Ранний детский труд поможет. Потому что хорошее образование приобрести трудно, а вот навыки пойдут на пользу
Как производят вентиляционное оборудование и системы отопления на заводе в Бронницах
Гости
Иван Меркулов
Президент Национальной ассоциации производителей и поставщиков региональных производителей

Рубрика «Аграрная политика». Кто в России производит фермерские продукты? И есть ли на них спрос? Об этом Игорь Абакумов и вице-президент федерации рестораторов и отельеров России Иван Меркулов.

Игорь Абакумов: В аграрной политике иногда появляются свои пульсары, вокруг которых все крутится. Вот фермеры часто жалуются, что их продукцию очень трудно продать в городах, торговые сети их не берут, – может быть, они просто иногда не то производят и не учитывают то, что нужно потребителю сейчас? Это «Аграрная политика», с вами Игорь Абакумов.

А говорить мы будем с Иваном Меркуловым, президентом Национальной ассоциации производителей и поставщиков регионов, – так, Иван, правильно?

Иван Меркулов: Ну скорее региональных продуктов.

Игорь Абакумов: Здравствуй.

Так вот что такое региональный продукт?

Иван Меркулов: Если основываться на мировом опыте сегодня, то очевидно, что каждый регион в рамках глобального мирового пространства имеет возможность создать свои 2-3, может быть, даже 4 продукта, причем очень важно, что это могут быть и сырьевые, и гастрономические, кулинарные продукты, которые могут иметь сразу глобальные мировые рынки. То есть не только рынок внутренний, локальный, своей области, не только рынок Москвы или России, но могут быть сконструированы и придуманы с точки зрения того, чтобы продаваться по большому счету сразу на всей планете. На сегодняшний момент с учетом того, что Земля у нас действительно небольшая совсем, мы уже это совершенно четко осознаем, подобная работа с точки зрения вычисления такого продукта вполне себе реальна. Мы видим массу мировых примеров, массу мирового опыта, который уже это продемонстрировал.

Игорь Абакумов: Один пример мы сейчас посмотрим. Я попрошу наших режиссеров дать материал, который мы, наши корреспонденты сняли в Пензе.

СЮЖЕТ

Игорь Абакумов: И там Меркулов, и здесь Меркулов, – помнишь, как это, «вашу маму и здесь, и по телевизору показывают». Иван, это вот этот самый кленовый сироп?

Иван Меркулов: Да, это уже конечный продукт, собственно говоря.

Игорь Абакумов: Почему такой тяжелый?

Иван Меркулов: У него плотность где-то 1.3…

Игорь Абакумов: Больше, чем у меда?

Иван Меркулов: Больше, чем у меда.

Игорь Абакумов: Очень тяжелый. И он без сахара? То есть это то, что нужно?

Иван Меркулов: Да, здесь нет сахара, потому что сахар, как известно, дисахарид, это молекула фруктозы и глюкозы, а здесь чистая глюкоза.

Игорь Абакумов: Это ведь новый для российского рынка продукт? Он у нас используется, по-моему, только в ресторанах высокого очень уровня, да?

Иван Меркулов: Скажем так, новый относительно, потому что все-таки завозится достаточное количество кленового сиропа, как я уже говорил, здесь это в районе 100 тонн завозится, то есть есть своя аудитория. Безусловно, в прошлом году мы продавали это исключительно в рынок HoReCa, то есть наш любимый, известный нам рынок ресторанный, а уже сегодня, с этого года мы начинаем активную экспансию с точки зрения розницы, сетевой розницы. Не могу говорить сразу, куда и что, но уже в ближайшее время на полках Москвы продукт будет представлен очень широко.

Игорь Абакумов: То есть во всех кинотеатрах, я понял.

Иван Меркулов: Да, очень широко.

Игорь Абакумов: Да, во всех кинотеатрах страны.

Иван, я не спрашиваю, как возникла идея, я хочу спросить, каким образом удалось убедить местных жителей, местные власти, а главное местные клены, что это выгодно?

Иван Меркулов: Какой хороший вопрос. На самом деле действительно местные жители, власти где-то с год вообще не понимали, что происходит. Но поскольку это не мешало, то отношение было ровное и спокойное. Прошло где-то года полтора, на сегодняшний момент можно с уверенностью сказать о том, что местные власти и на региональном совсем уровне нашего района, и на уровне области уже очень хорошо поняли, что это за инновационная история, что это за интересный продукт, насколько он перспективен и интересен с точки зрения своего масштабирования. И поэтому, конечно, сейчас мы чувствуем просто и пристальное внимание, и поддержку настоящую уже на серьезном региональном уровне.

То, что касается кленов, – для них это не вредно, в Канаде есть клены, с которых добывается сок на протяжении 100 лет. То есть это такая щадящая технология…

Игорь Абакумов: Здесь как раз вопрос, как на это смотрят «зеленые».

Иван Меркулов: Это щадящая технология. Ну как человек может сдать какое-то количество крови безвредно для себя, так и дерево может отдать определенное количество сока. Мало того, есть четкие ограничения, выработанные канадцами, с точки зрения размера дерева, с которого в принципе можно начинать брать кленовый сок. Абсолютно самовоспроизводящаяся история таким образом возникает в природе. Плюс ко всему мы как люди, которые арендуют 18 квадратных километров леса, в котором где-то около 120 тысяч кленов, мы еще в соответствии с условиями федерального договора обязаны следить за лесом, обязаны держать его в соответствующем состоянии, отвечать за пожарную безопасность и так далее, то есть мы на самом деле еще облагораживаем со своей стороны лес.

Игорь Абакумов: Я хочу сказать нашим зрителям, что лет 8 назад Иван рассказывал здесь, не в этой студии, но мне рассказывал, что он собирается делать региональные продукты, он тогда был вице-президентом Федерации отельеров и рестораторов России…

Иван Меркулов: Я остался, я никуда не делся.

Игорь Абакумов: И остался, и для ресторанов нужны были региональные продукты, чтобы как-то разнообразить меню, так ведь, да? Я, честно говоря, не очень верил в эту историю, но с тех пор появились несколько продуктов, насколько я понял?

Иван Меркулов: Да, за эти 6 лет с гордостью можно сказать, во-первых, о том, что в 2015 году мы начали такую историю, как хакасская баранина, сегодня уже построен завод в Хакасии, очень серьезного, международного уровня предприятие, которое может перерабатывать, я думаю, более 300 тысяч голов в год, завод уровня Rolls-Rayce настоящий. Может быть, уже в этом году…

Игорь Абакумов: С серьезными инвестициями?

Иван Меркулов: С серьезными инвестициями.

Игорь Абакумов: Не будете говорить, чьи инвестиции?

Иван Меркулов: Нет, пусть это останется тем, кто, собственно говоря, управляет этим предприятием. Уже есть надежда на то, что в этом году рынок может увидеть такую историю, как хакасская баранина. Это абсолютно премиальный продукт, и тогдашний губернатор Хакасии согласился на этот проект, просто это была очевидность, связанная с тем, что тысячелетняя история Хакасии, хакасская баранина – это тот самый пример, когда не нужно выбирать и думать свое место в мире, когда нужно просто сделать, и вот наконец-то он сделал…

Игорь Абакумов: Эта продукция сразу на экспорт?

Иван Меркулов: Посмотрим, что решат владельцы этого предприятия. Уверен, что и московский рынок тоже узнает этот продукт, я на это очень надеюсь. А так, конечно, это может быть сразу история и Китая, и Японии, потому что это уровень исландской баранины, исландской ягнятины, то есть это такой премиум-премиум настоящий.

Игорь Абакумов: У нас Сергей из Орла рвется в эфир. Здравствуйте, Сергей, добрый день, вы в прямом эфире «Аграрной политики», слушаем вас.

Зритель: Добрый день. Мы вот хотим в Орловской области тоже открыть производство по поводу кленового сиропа. Хотим узнать, как бы нам это все организовать.

Игорь Абакумов: Это вы только сейчас захотели, скажите честно?

Зритель: Нет, это у нас было уже полгода назад, но вот так как сегодня мы видим, что вы в эфире показываете это, можно в принципе этим и заняться.

Игорь Абакумов: Вот Иван Меркулов живой, я могу его ущипнуть, если хотите, он живой, нормальный человек.

Зритель: Я понимаю, что он живой, но надо просто, наверное… Я оставлю номер своего телефона для связи…

Игорь Абакумов: Хорошо, у режиссеров оставьте, пожалуйста.

Зритель: В ближайшее время пусть он свяжется, мы переговорим.

Игорь Абакумов: Хорошо.

Иван Меркулов: Да, центральный офис у нас находится на самом деле в Москве, понятно, что производство находится в Бековском районе Пензенской области, а так мы в принципе открыты к тому, чтобы разговаривать…

Игорь Абакумов: Как называется сайт, кленоварня?

Иван Меркулов: Кленоварни. Особенно много интересного…

Игорь Абакумов: Пензенские кленоварни, да?

Иван Меркулов: Да, кленоварни. В Instagram у нас очень много информации…

Игорь Абакумов: Так что через этот сайт вы можете найти совершенно спокойно.

Иван, какие еще проекты есть? Алтайское…

Иван Меркулов: Нет, просто следующим проектом была история в Калужской области, связанная с производством малины…

Игорь Абакумов: Так.

Иван Меркулов: Это было начало, где-то 2016-2017-е гг. И тоже очень хотелось сделать…

Игорь Абакумов: Иван, малины как ягоды или малины как что?

Иван Меркулов: Ну не бывает продукта без сырья, потому что изначально это, конечно же, вопрос хорошего качественного сырья, из которого хотелось сделать тоже очень серьезный продукт, сделать историю…

Игорь Абакумов: А какой продукт из малины можно сделать? – варенье, конфитюр? Вот что? Замороженную малину? Расскажите?

Иван Меркулов: Прямо самую фишку вам рассказать?

Игорь Абакумов: Да.

Иван Меркулов: Я понял. Вообще в мире сегодня очень популярная история, конечно, ягодное пюре без косточки малиновое, но которое пропущено через специальную машину. Получаются такие замороженные макароны, в конце стоят ножи, которые делают фактически гранулы малинового пюре. Это уже идет в килограммовой упаковке. Почему это так интересно?

Игорь Абакумов: Замороженные, да?

Иван Меркулов: Да. Почему это так важно и интересно? Потому что вот это количество усилий, которые прикладываются и в ресторане, и конечным потребителем с точки зрения того, чтобы расколотить малиновое пюре или любое другое ягодное пюре и нужную порционность себе организовать, это очень неудобно. Поэтому сегодняшняя современная технология рекомендует вот такой гранульный подход к пюре и собственно говоря совочек мерный, где можно и бармену, и в ресторане, и дома в том числе сделать для себя тот самый размер порции, и нет никаких потерь, это все очень удобно, с полным сохранением качества.

Рынок вообще ягод… Понятно, что и в мире он развивается практически хочется сказать экспоненциально, он увеличивается в разы. Вопрос стоимости, вопрос донесения информации конечному потребителю относительно того, что ягода доступна и очень качественна может быть в течение всего года. Потому что вопрос свежей ягоды, понятно, что в сезон это, конечно, интересно, но не самый интересный, скажем так, продукт. Гораздо интереснее, наверное, свежая ягода в декабре в Москве. А так вообще мир продвинулся дальше с точки зрения разного рода форматов использования ягодного пюре как такового. И вообще во всем мире три… Я думаю, все профессионалы это знают: манго, маракуйя и малина – это три самых ходовых вообще продукта.

Игорь Абакумов: У нас Светлана из Москвы с вопросом. Здравствуйте, Светлана.

Зритель: Да, здравствуйте.

Игорь Абакумов: Здравствуйте. Вы в прямом эфире, слушаем.

Зритель: Я хочу у вас спросить: а по такому же принципу можно варить березовый сок? Сироп?

Игорь Абакумов: Хороший вопрос.

Иван Меркулов: Да, можно таким же образом собирать березовый сок и делать из него…

Игорь Абакумов: Про березовый сок песня есть: «Березовым соком, березовым соком…» А про клен нет, по-моему.

Иван Меркулов: Я договорю. Мы делали тоже сироп из березового сока. Но, во-первых, количество… У него меньше сахаристость, у березового сока, поэтому необходимо большее количество литров на производство одного литра сиропа. И скажем так, с гастрономической точки зрения березовый сироп очень такой темный, тяжеловатый он такой с точки зрения вкусового восприятия, это очень такой получается специфический продукт, скажем так. Если говорить о мировых рынках, он не набрал того формата популярности, хотя берез тоже везде очень много, именно по причине своего, скажем так, специфического вкуса, это не всем. Кленовый сироп очень благородный, он прямо сбалансированный, скажем так.

Игорь Абакумов: Что люди пишут? «Кленоварни только в иностранных мультиках показывают», – вот вам мультик настоящий.

Иван Меркулов: Вообще что самое удивительное, один из моих партнеров Александр Анашин придумал это слово в русском языке – кленовар и кленоварня. Мы зарегистрировали это слово, подчеркиваю, в Роспатентне, получили на это слово свидетельство. И очень важно что для нас, что продукт, который мы создали, мы назвали не просто… Это не просто кленовый сироп, это именно пензенский кленовый сироп, то есть это продукт как пример продукта с происхождением. То есть условно говоря, все, что может быть произведено в Пензенской области с точки зрения кленового сиропа, может быть единообразным образом структурировано и организовано в виде единой товарной массы и все находиться под единым зонтичным брендом пензенского кленового сиропа. В этом большая, серьезная стратегическая идея, потому что, насколько мы знаем, сегодня совершенно точно в Пензенской области речь идет о десятках миллионов кленов, поэтому потенциал к производству кленового сиропа, конечно, очень серьезный, это 10 тысяч тонн, скажем так. Для примера, Квебек…

Игорь Абакумов: А сколько в мире производится кленового сиропа?

Иван Меркулов: Для примера, в Квебеке, вернее в Канаде производится в районе 57 тысяч тонн кленового сиропа, это, естественно, продукт не только внутреннего потребления американского…

Игорь Абакумов: То есть это сразу продукт для мирового рынка? Это как раз экспортный потенциал России?

Иван Меркулов: Однозначно, это сразу продукт, который здесь при правильной технологии и в правильном стандарте будучи производимый является продуктом не только для внутреннего потребления, является сразу продуктом на экспорт.

Игорь Абакумов: Иван, вокруг кленоварни сколько фермеров, сколько крестьян, сколько людей крутится?

Иван Меркулов: Наши планы с точки зрения освоения по крайней мере того леса, который существует у нас, – а у нас где-то, как я уже сказал, 18 квадратных километров леса, это около 120 тысяч кленов, – мы видим порядка 20 человек, которые в рамках формата создаваемой нами кооперации будут иметь достаточные участки леса…

Игорь Абакумов: Что вы имеете в виду под кооперацией? Это ради красного словца?

Иван Меркулов: Это настоящая кооперация, то есть у нас есть и зарегистрированные люди с КФХ, у нас есть кооператив, членами которого они являются.

Игорь Абакумов: То есть КФХ являются членами кооператива?

Иван Меркулов: Конечно-конечно. И задача, которая существует у нас как у людей, которые продвигают, создают и инвестируют, заключается в том, чтобы в первую очередь создать условия, для того чтобы члены кооператива получили весь тот технологический комплекс, который позволяет им на этом ареале леса, который существует у него, полностью установить свою технологию, полностью отвечать за весь тот сырьевой продукт, который он с него получает, условно говоря перекачивать из своего леса трубой сок в нашу систему и таким образом получать, формировать свой доход. Это настоящая кооперация, то есть это не на бумаге, все мои родственники или как это обычно у нас в стране, ближний круг, скажем так.

Игорь Абакумов: Да-да, ближний круг.

Иван Меркулов: Нет-нет.

Игорь Абакумов: А вот то, что происходит на Алтае с бараниной, – там тоже кооперация?

Иван Меркулов: В Хакасии.

Игорь Абакумов: В Хакасии.

Иван Меркулов: На сегодняшний момент, я так понимаю, идет как раз процесс создания, формирования схемы взаимодействия между всеми фермерами, у которых есть сырьевая база производства баранины, и заводом, и государством. Это такой сложный треугольник взаимоотношений, где нужно очень «вдлинную» договориться взаимовыгодно о том, как это должно жить, не просто существовать, а как это должно жить.

Игорь Абакумов: То есть существует перерабатывающее предприятие, которое не желает иметь собственное стадо, да?

Иван Меркулов: И не нужно это. Речь идет о том, чтобы очень корректно договориться со всеми производителями.

Игорь Абакумов: Со всеми, кто держит овец, так ведь, да?

Иван Меркулов: Безусловно, конечно.

Игорь Абакумов: Это очень гуманный путь. У нас ведь есть известный производитель говядины, который всех сметает и вводит тотальное управление над животными, над полями, над лугами и так далее.

Иван Меркулов: Вообще уже 8-летний опыт работы в этой сфере, то, что мы делаем в Пензенской области, как раз, с моей точки зрения, дало возможность с уверенностью говорить о том, что кооперация в таком современном понимании – это очень интересная и выгодная история. Вопрос только, как к этому подойти, потому что сегодня и государство, и люди воспринимают кооперацию очень я бы сказал…

Игорь Абакумов: …узко.

Иван Меркулов: …узко, да, в плане «смотрите чего». То есть кооперация, как мы-то думаем, – это должны быть КФХ или ЛПХ и кооператив, все, это самодостаточная история. Мировой опыт как раз показывает, что этого недостаточно, что должен еще третий компонент, нужен условно говоря мозг, нужен инвестор, нужно четкое понимание продукта, нужно довести историю до полки, нужно очень четко, серьезно заниматься экономикой всего этого процесса, нужно создавать условия для масштабирования. Это требует некоей другой компетенции, это является тем третьим моментом, который, будучи присоединенным к классическому восприятию кооперации в виде крестьянина, фермера и кооператива, может дать то новое качество, которого так не хватает сегодня, для того чтобы серьезнейшим образом заниматься кооперацией.

Игорь Абакумов: «Иван Меркулов такой на всю страну один».

Иван Меркулов: Ну я бы так, наверное, не сказал.

Игорь Абакумов: Вы можете сколько угодно скромничать, я просто знаю, что Иван Меркулов, который довел ситуацию от разговоров до конкретного продукта с 20 участниками из местных жителей, которые получают, кстати, какую зарплату? Доход у них вернее какой?

Иван Меркулов: На сегодняшний момент это где-то 23-28 тысяч чистыми.

Игорь Абакумов: Чистыми – после уплаты налогов?

Иван Меркулов: Да, но планируется…

Игорь Абакумов: В Пензенской области?

Иван Меркулов: В Пензенской области.

Игорь Абакумов: В Пензенской области 23-24 тысячи? Для Пензенской области это много, мало или нормально? Позвоните нам.

Иван Меркулов: Но основное то, что мы делаем с нашими членами кооператива, потому что у нас есть еще второй продукт, которым мы занимаемся, это ягода. Собственно говоря, бизнес-планы, на которые мы рассчитываем с точки зрения наших участников, это по большому счету доход в районе 1 миллиона рублей только по ягоде.

Игорь Абакумов: Ежегодный?

Иван Меркулов: Ежегодный. Когда мы говорим об участии в кленовой истории, то это еще несколько сотен тысяч в сезон. То есть наша задача заключается в том, чтобы КФХ, которое является частью системы, часть кооператива, это было очень высокодоходно, очень высокопроизводительно. И все это совершенно возможно, когда речь идет о создании изначально, сразу правильных продуктов. Потому что когда люди начинают даже в кооперации выращивать картошку, они сталкиваются с реальностью рынка, конкуренцией глобальных игроков, крупных агропромышленных комплексов, которые существуют во всей этой истории. И поэтому это выливается в очень тяжелый, катастрофический, такой рискованный труд; говорить о доходности, наверное, можно, есть однозначно успешные фермеры, которые этим занимаются. Но мы-то на самом деле предлагаем рынку модель мировую сразу, которая говорит о том, что, как я уже говорил с самого начала, в первую очередь нужно очень серьезно думать о том, какой продукт производить.

Игорь Абакумов: Иван, вы были ресторатором или остаетесь ресторатором?

Иван Меркулов: Я вице-президент действующий, мне так кажется.

Игорь Абакумов: Нет, имеется в виду у вас был ресторан когда-то?

Иван Меркулов: И ресторана в том числе, да.

Игорь Абакумов: И ресторан. То есть вы как ресторатор устали искать качественный продукт, который привлекает потребителей, да? Устали искать и решили создать его самостоятельно, я правильно думаю?

Иван Меркулов: Ну не так чтобы… Не это является первопричиной.

Игорь Абакумов: А что является первопричиной?

Иван Меркулов: Дело в том, что и Федерация рестораторов и отельеров, и проект «ПИР», совладельцем которого я являюсь вместе со своей супругой, мы 20 лет занимаемся индустрией гостеприимства. И беда как раз была в том, что можно смело сказать, что до 2014 года 75-80% закупаемых индустрией гостеприимства продуктов питания были импортные. А поскольку у нас выставка, мы всегда смотрели с этого, у нас были и испанские продукты, и итальянские, и французские, и какие угодно, а наших днем с огнем не было.

Игорь Абакумов: Татарский гусь, например.

Иван Меркулов: Татарский гусь уже… Татарская утка, скорее всего, на сегодняшний момент более известна.

Игорь Абакумов: Утка?

Иван Меркулов: Да, привет Фариду. Было желание вообще разобраться, потому что не может быть, чтобы у нас в такой чудесной, громадной стране не было тех самых документов, которые могут быть продуктами мирового уровня. Это был посыл такой, это возбудило очень серьезный интерес и желание исследовать этот вопрос, проехать массу регионов, посмотреть, что там бегает, прыгает, вообще что люди едят. И теория проста оказалась: на сегодняшний момент мы точно совершенно знаем, что в каждом регионе 3-4 продукта таких вычисляем. Причем я хочу сразу обратить внимание на том, что это 3-4 продукта, которые должны делаться в масштабе всей области сразу, потому что это не вопрос для нас 20, 50, 100 тонн кленового сиропа, это неинтересная история; интересная история – это 10 тысяч тонн сиропа, и это международный рынок.

Игорь Абакумов: Поставлять на экспорт сразу.

Иван Меркулов: Ну не сразу, скажем так, все равно нужно пройти и Москву, и Россию. Но стратегия должна быть настолько длинной и настолько внятной, понятной, сразу находиться в мировом пространстве…

Игорь Абакумов: Вы какую-то помощь от государства имеете?

Иван Меркулов: С этого года уже, в общем, еще чуть-чуть, и это случится, и в следующем году у нас тоже уже есть договоренность с точки зрения строительства переработки для кооператива с участием и федеральной поддержки, региональной поддержки. Спасибо нашему региону, то есть наши власти региональные уже очень хорошо поняли, что это за кейс, что это за история. У нас же есть еще третий продукт…

Игорь Абакумов: Но пока еще не афишируют это дело, насколько я понимаю.

Иван Меркулов: Ну мы тоже…

Игорь Абакумов: Боятся, пылинки пока с вас сдувают.

Иван Меркулов: Мы тоже не особо, так сказать… На самом деле в эксклюзиве вам я так рассказываю о том, что на самом деле…

Игорь Абакумов: Ну мы показали это 10-миллионной аудитории сразу.

Иван Меркулов: Вот. Речь идет о том, что да, есть… Я могу с уверенностью говорить о том, что да, есть четкий, внятный алгоритм, связанный с тем, каким образом можно создать правильный формат инновационной экспортной кооперации в каждом регионе РФ, это алгоритм, по которому совершенно четко можно стратегическим образом идти, и это обеспечит колоссальную часть сельского населения доходом, причем очень приличным…

Игорь Абакумов: Хорошо.

Иван Меркулов: …и это создаст все условия для развития сельхозтерриторий, потому что это экономическая основа.

Игорь Абакумов: Я хочу сказать, что в последнее время все чаще и чаще аграрную политику определяет человек, который сидит за столом с вилкой в ресторане, у себя на кухне, в гостях…

Иван Меркулов: Дома, да.

Игорь Абакумов: Человек заказывает себе продукт, пусть это будет малина, кленовый сироп. Лучше, конечно, если это будет российское производство.

У нас в гостях был Иван Меркулов, президент Национальной ассоциации производителей и поставщиков региональных продуктов питания. С вами был Игорь Абакумов, программа «Аграрная политика» будет с вами в следующий понедельник в любую погоду.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)

Выпуски программы

  • Полные выпуски
  • Все видео