Леонид Ольшанский: Если за рулем был другой водитель, это не основание для отказа в выплатах по ОСАГО. В законе сказан «регресс», а не «отказ»

Гости
Леонид Ольшанский
почетный адвокат РФ, лауреат премии «За права человека»

Тамара Шорникова: Ну а прямо сейчас – наша рубрика «Реальные цифры». На этой неделе мы спрашивали у вас: сколько денег выплатила вам страховая компания по ОСАГО, и хватило ли этой суммы на то, чтобы отремонтировать машину? Давайте поводить итоги.

Виталий Млечин: Ну, надо сказать, что они неутешительные, хотя и ожидаемые, скажем честно. Исходя из тех цифр, которыми вы с нами поделились, средняя сумма выплат по ОСАГО составила 58 тысяч 131 рубль. Ремонт в среднем обошелся более чем в 103 тысячи рублей. Таким образом, страховка покрывает только половину расходов на автосервис. Вот характерное сообщение из Москвы: «Возмещение – 9 900, фактические затраты – 35 700. Сплошные нервы».

Тамара Шорникова: Жалуются наши телезрители и на то, что страховые вообще отказывают в выплате ущерба, в оплате его. Сообщение от Геннадия из Карачаево-Черкессии: «Пять лет не могу получить страховку после аварии, хотя выиграл все суды».

Виталий Млечин: Вот характерно, что нередко страховые компании законно отказывают в выплате, так как полисы ОСАГО оказываются липовыми. Такие сообщения пришли, например, из Волгограда и с Камчатки, вот мы сейчас их и зачитаем. «Совершил аварию. Ущерб мой – 140 тысяч. Ущерб потерпевшего – 150 тысяч. А полис мой оказался липовым. Ремонт машин – за мой счет». И второе сообщение: «Ремонт обошелся в 190 тысяч. Выплата по ОСАГО – ноль, по причине фальшивого ОСАГО у виновника».

Тамара Шорникова: О полном возмещении ущерба сообщений пришло немного, и связано это с тем, что страховая сама проводила ремонт. Вот несколько SMS из Татарстана и Калининграда. «Мы произвели ремонт за счет страховой компании, денежных выплат не было». Калининградская область: «Страховая «СОГАЗ» полностью оплатила ремонт в автосервисе, ремонтом довольны».

Виталий Млечин: Ну, к счастью, есть и такие, кто доволен, но они, к сожалению, в меньшинстве.

Автостраховщики тем временем доказывают, что возмещение ущерба ремонтом выгоднее для автомобилистов, причем судебная практика сейчас на их стороне. Сумма претензий от автовладельцев к страховщикам в этом году снизилась. К тому же с 1 декабря Российский союз автостраховщиков обновил справочник с ценами на запчасти для ремонта по ОСАГО, рост в среднем составил 6,5%.

Давайте представим нашего гостя – это Леонид Ольшанский, вице-президент «Движения автомобилистов России», почетный адвокат России. Леонид Дмитриевич, здравствуйте.

Леонид Ольшанский: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Здравствуйте.

Виталий Млечин: Давайте перед тем, как собственно результаты все эти обсудим и вообще систему ОСАГО (это тоже нам обязательно надо сегодня обсудить), давайте посмотрим небольшой сюжет, две истории из Челябинска и Камчатки, а потом уже продолжим нашу беседу.

СЮЖЕТ

Виталий Млечин: Вот такие две истории. Леонид Дмитриевич, в абсолютном большинстве случаев по ОСАГО отремонтировать машину, по крайней мере полностью, не получается. О чем это говорит? Не работает эта система?

Леонид Ольшанский: Это говорит о том, что я уже несколько лет твержу: во-первых, ОСАГО – антиконституционная норма, а во-вторых, или вообще отказывают в выплатах, причем незаконно (сейчас наш пример продолжим), или платят в пять раз меньше, половину, 20%.

Значит, вот когда был за рулем другой водитель – это не есть основание для отказа. Это есть основание для регресса (там долгий разговор), но это не есть основание для отказа. Вот те эксперты, которые были, они сказали короткую часть вопроса: «Ну, в суд на виновника – кто был за рулем той машины, которая виновата, которая ударила». Не-не-не! Сначала надо в суд подавать на страховую компанию – мол, незаконно отказывает. И там можно очень много с них содрать: и пени, и штраф, и моральный вред. Там можно, можно, можно.

Виталий Млечин: Так а как же, если не вписан действительно в полис?

Леонид Ольшанский: Минуточку! Мы берем закон. В законе, если не вписан, что сказано? Отказ или регресс? В законе сказано – регресс. В законе не сказано – отказ.

А вот второй аспект давайте рассмотрим. Две машины «поцеловались», и потерпевший говорит: «Мне денежки». А ему говорят: «Полис того, кто виноват, липовый». То ли он купил липовый, то ли… В этом случае, ну, если компания полис не продавала, она действительно платить не должна.

Растет в большом количестве (извините, я нелитературно выражусь), растет количество липовых или, так скажем, недействительных полисов. Почему? Все уголовники? Люди не хотят платить. Люди протестуют против сегмента определенного в области автомобильной жизни: эвакуатор, платная парковка, платный проезд, шлагбаум, ОСАГО. И всячески ищут лазейки, понимая, что мораль на их стороне: заклеивают номер на платной стоянке, покупают полис «от фонаря». Поэтому эту социологическую часть, такой тихий закулисный протест граждан против поборов в автомобильной сфере надо учитывать нам всем.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок, Владимир из Самарской области к нам дозвонился. Владимир, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Владимир.

Зритель: Здравствуйте. Как вы говорили, я не хочу уже деньги. Мне 68 лет, я из Самарской области, Кинельский район. Уже два с половиной года как решение суда вступило в силу, и никак не могу получить. Я и в Генеральную прокуратуру, и президенту, и Жириновскому звонил, куда я только ни писал – везде отписки. Мне просто сказали… Сначала был «Уралсиб», потом он лопнул. Сейчас «Опора» – там тоже какой-то момент, ищут, не найдут. Раз государство нас заставляет, пинает в этот их хлев, то в хлеву должны быть все равно какие-то правила. Говорят: «Ты не получишь деньги». Я до сих пор… Государство обязало, а не может найти.

Виталий Млечин: Владимир, подождите! А вы не можете деньги получить от страховой компании?

Леонид Ольшанский: Я понял сразу, в чем дело. Значит, не имеет значения – идет дело о торговле мебелью, строительстве домов или ОСАГО. Жулики всегда действуют традиционным способом. Сначала они называют ООО «Ромашка. Потом копятся долги, ее закрывают и пишут – ООО «Алмаз» или ООО «Рога и копыта». И те люди говорят: «Это не мы. Мало ли, что офис. Вот офис – я его снял. Я тех не знаю, я новый. Я вам ничего не должен». Это традиционный способ в наше время уходить от долгов. Что попишешь? Куда он ни писал – и Генпрокуратура бессильна. Но это говорит уже о мошенничестве страховых компаний. То есть все жулят – страховые компании, водители, собственники. Никто не хочет платить. И, как за рубежом, у нас не будет.

Виталий Млечин: Вот смотрите. Какая альтернатива обязательной страховке? Ее вводили, потому что были большие проблемы. Если кто-то в тебя въехал, врезался, то, соответственно, истребовать деньги бывало порой невозможно. Ввели обязательную страховку, чтобы вот эту проблему как-то обойти. Понятно, что не получается сейчас полностью, но хоть какие-то деньги все-таки по страховке обычно получить можно. Какая альтернатива этому?

Леонид Ольшанский: Отвечаю. Сейчас стало хуже, и я вам объясню почему. Раньше все было ясно. Ступенька первая – ГАИ, чтобы она определила: Иванов виноват или Петров, тот, кто ехал слева, или тот, кто ехал справа, белая машина или черная. Все! Как только ГАИ определяла, кто виноват, следующий шаг – или плати добровольно, или суд. А суд уже в полном объеме взыскивал. Вот что эксперт нарисовал (крыло, фара), то он и взыскивал. Сейчас…

Виталий Млечин: Я прошу прощения. Ну, суд-то взыскивал, но получить была большая проблема, потому что оказывалось, что ничего нет у этого человека, и взять с него нечего.

Леонид Ольшанский: Стоп! Сейчас судов больше, и еще хуже. Значит, сейчас опять первый суд с ГАИ, если ты не согласен, что тебя сделали виноватым – раз. Второе – вот они дают на каждые 100 тысяч 20 тысяч. Значит, второй суд… А это же деньги, адвокаты, эксперты. Гражданский процесс в нашей стране – за деньги гражданина. Уголовный – за деньги государства, экспертиза и прочее. Значит, я должен нанять эксперта, я должен нанять адвоката, если я не юрист.

Что, мало дали? Хорошо, судья тебе добавить чуть-чуть. Но ведь и сумма даже в законе об ОСАГО – она конкретная. Было где-то 100, где-то 400 тысяч. А если больше ущерб? Наша любимая метафора какая? Горбатый «Запорожец» въехал в «Мерседес». Значит, разницу опять надо брать у этого инвалида с этого «Запорожца». Поэтому людям…

Да, плюс у нас появилась еще ответственность за непокупку полиса, за езду без полиса. Сейчас уже хотят камеры сделать, чтобы они автоматически страховали. Это необоснованные поборы. По мнению правозащитников, в ОСАГО минусов больше, чем плюсов.

Виталий Млечин: А какая альтернатива? Извини, пожалуйста.

Леонид Ольшанский: Нет, каждый вправе иметь свою точку зрения. Альтернатива? Альтернативы две.

Первая – вернуться в эпоху застоя и встать на точку зрения, что страхование – это такая же гражданско-правовая сделка, как купля, продажа, мена, дарение, аренда. Убеждайте. «Пейте соки», «Летайте Аэрофлотом». Убеждайте.

И второй вариант. Я вам скажу сразу, что нам оппоненты ответят. Хоть на рубль, хоть на миллион – удар. «Вот все, что я вам представил из центра – будьте любезны, оплатите». На это они ответят: «Это тогда будет убыточно. Тогда полис будет стоить еще в десять раз дороже». Мы скажем «нет». И это все пойдет по кругу. Но пока что наживаются на этом деле страховые компании, а миллионы писем текут в Государственную Думу, в Генеральную прокуратуру и в тысячи других инстанций.

Тамара Шорникова: Вот разговор по существу хочется разбавлять конкретными примерами, чтобы помогать людям и отвечать на их вопросы в нашем прямом эфире. Поэтому кратко, по возможности. Новосибирская область: «Сегодня хотел застраховать автомобиль ГАЗ-3110, 2001 года. Отказали. Причина – авто более десяти лет».

Леонид Ольшанский: Вот вам пример. У нас в законе нет запрета на регистрацию автомобиля хоть столетней давности. Даже если сейчас откопать автомобиль, на котором при царе-батюшке ездили, «Антилопу Гну» какую-нибудь, то обязаны страховать.

Тамара Шорникова: То есть как минимум – искать другую страховую компанию? Или разбираться?

Леонид Ольшанский: Искать. Или не покупать полис, или покупать липовый полис.

Тамара Шорникова: И звонок – Николай из Свердловской области. Давайте попробуем ответить на его вопрос.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Николай.

Тамара Шорникова: Если, конечно, вопрос, а не пожелание или мнение. Николай, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. У меня такой вопрос. Попал в ДТП, дал извещение, копию извещения… То есть я виноват, вину признал. Но ничего не взял либо потерял, то есть ни письмо с уведомлением не отправлял, ничего. Через два года страховая компания подает на меня в суд из-за того, что есть регресс у них, если я не дал копию извещения. Получается, что у них в электронном виде копия извещена о ДТП, по правилам РСА, она появляется в течение пяти дней от виновника… ой, от пострадавшего, то есть они ее видят. Получается, зачем нам сдавать, виновнику, эту копию извещения, если она не является тем, что наносит ущерб компании? Это уже смахивает на форму какого-то мошенничества, потому что данная бумага у них и так, и так будет.

Виталий Млечин: Да, понятно, вопрос понятен. Можем что-то ответить?

Леонид Ольшанский: Не в копии дело. Это еще один вопрос, ну по-простому, мошеннической, человеконенавистнической части ОСАГО. Даже если люди все сдают, документы, все правильно, к документам претензий нет, по таким словам, по таким категориям, как регресс, и научное такое слово «суброгация», страховая компания все равно предъявляет иск «виновнику торжества». То есть у вас в кармане законный полис, вы его законно купили, но все деньги, что она выплатит потерпевшему, она возьмет с вас. Поэтому еще один аспект бессмысленности ОСАГО – с виновника все равно возьмут. Не думайте, что полис даст вам возможность не платить.

Виталий Млечин: Вот это как-то печально, конечно. Давайте посмотрим небольшой сюжет. Наши корреспонденты спрашивали у людей на улицах, приходилось ли им когда-то получать выплаты по ОСАГО.

ОПРОС

Тамара Шорникова: Успеем еще один звонок принять – Олег из Приморья. А может быть, даже и не один. Олег из Приморья нам дозвонился. Олег, здравствуйте.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Олег.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Слушаем вас.

Виталий Млечин: Говорите, пожалуйста.

Зритель: Здравствуйте. Я попал в ДТП недавно, получил постановление из ГИБДД о том, что я пострадавший. Выяснилось, что страховая виновника обанкротилась, и на себя обязательств взял Российский страховой… РСА, Российский страховой союз…

Виталий Млечин: Союз автостраховщиков.

Зритель: Да-да-да. Мне как поступить в данный момент – мне обратиться в свою страховую компанию или все-таки к ним туда? Вот этот момент не понятен.

Тамара Шорникова: Спасибо…

Леонид Ольшанский: Минуточку, минуточку! Давайте мы его спросим. Кто обанкротился – его компания или компания…

Виталий Млечин: Компания виновника.

Зритель: Да-да-да, компания виновника.

Леонид Ольшанский: Минуточку! Но сейчас-то вы обращаетесь в свою компанию. Вам должна выплачивать ваша компания, независимо от того, кто виноват. У нас же правила сейчас поменялись. В свою компанию почему не обращаетесь?

Виталий Млечин: Да, обращайтесь в свою компанию – вот вам ответ на ваш вопрос. Все просто.

Вот тоже пишут нам предложение такое: «Нужно, чтобы платила деньги та страховая, в которой застрахован ты, а не та, в которой застрахован виновник ДТП». Ну, так же, в общем-то, и происходит сейчас?

Леонид Ольшанский: Да уже все сделали.

Виталий Млечин: Важный вопрос. Что лучше – когда тебе деньги страховая платит или когда тебе восстанавливают машину? Многие считают и говорят, по крайней мере, что это натуральное возмещение должно решить проблему.

Леонид Ольшанский: Нет, оно не решит проблему. Я вам скажу, как будет.

Вы говорите и эксперты говорят: «Фару на замену». – «Нет, дорогой друг! Стекло на замену, фара цела». – «Да вот провод порван». – «Хорошо, подавись! Стекло и провод, ведущий к нему. А весь кожух и лампочка остаются». «Крыло на замену». – «Нет, молотком выбить, подрихтовать, два ведра краски». И так далее, и так далее.

Плюс… А вы думаете, вот эта станция с ремонтом будет рядом с вашим домом? Там гнать по бескрайним просторам Сибири и Дальнего Востока можно 200–300 километров! Поэтому всегда лучше – деньги.

Тамара Шорникова: Коротко. Когда начнут страховать гражданина, а не машину?

Леонид Ольшанский: Таких нет предложений. У нас страхуется гражданская… Вдумайтесь! Закон плохой, но как он называется? Владельцы транспортного средства.

Тамара Шорникова: Ну, зрители как минимум предлагают, видят в этом выход.

Леонид Ольшанский: Единственное, с чем мы боремся – это с тем, что хитрые и коварные представители страховых компаний хотят стоимость полиса поставить в зависимость от штрафов и иных наказаний водителя за истекший год. А мы говорим: «Нет, номер не пойдет! У нас страхуется собственник, владелец, но не водитель. И не надо мешать нормы административного и гражданского права». Они таким закулисным ходом пытаются зайти к балльной системе, которую мы уничтожили в Государственной Думе в 97-м году.

Виталий Млечин: Ну и давайте… У нас минутка осталась. Может быть, мы можем сейчас предсказать, что будет с ценами? Потому что там же новые вводятся коэффициенты.

Леонид Ольшанский: Уже, к сожалению, не через Государственную Думу, а через волю чиновников Центробанка принято решение под таким коварным названием «коридор», то есть страховая компания может примерно на 20% уменьшить или увеличить. Но мой прогноз – мало уменьшат, а много увеличат. Готовьтесь, господа, что цены на полисы будут расти.

Виталий Млечин: Сильно? Для всех?

Леонид Ольшанский: Для большинства. Нечестно сказать – для всех. Для большинства под разным предлогом: старая машина, молодой, горячий… Они найдут сто причин.

Виталий Млечин: То есть, в общем…

Тамара Шорникова: Готовиться.

Виталий Млечин: Да, готовиться, мы поняли. Спасибо вам большое. У нас в гостях был вице-президент «Движения автомобилистов России», почетный адвокат Российской Федерации Леонид Ольшанский. Мы беседовали об обязательном автостраховании. В рамках нашей рубрики «Реальные цифры» мы выяснили, что в среднем страховая компания по ОСАГО выплачивает в два раза меньше денег, чем нужно на ремонт. Печально, к сожалению.

Тамара Шорникова: Это наша дневная последняя тема, завершающая наш дневной эфир. А теперь давай расскажем, о чем поговорят наши коллеги в вечернем выпуске программы «Отражение».

Виталий Млечин: Именно так и сделаем.

Реальные цифры: ОСАГО