Виталий Млечин: И сейчас, наконец, приятная новость. Россия опередила Швейцарию в мировом рейтинге экспортеров шоколада. За год наша страна продала его на 838 млн долларов. Это данные Ассоциации предприятий кондитерской промышленности. Ксения Сакурова: Оказывается, российские кондитерские изделия поставляются в 92 страны. Основными покупателями сладостей остаются Китай и страны Таможенного союза. На них приходится 57% экспортных поставок. Но экспорт растет и за счет продаж на относительно новых для российских кондитеров направлениях. Это Сербия, Бразилия, Нигерия и страны Ближнего Востока. Интересно, вот нигерийцы, которые впервые попробовали «Аленку», вот я бы хотела это увидеть. Виталий Млечин: Ну, возможно, увидишь скоро. Согласно прогнозу, поставки российских сладостей за рубеж в будущем только увеличатся. Ну, а как вам российский шоколад? Пожалуйста, расскажите нам об этом. А то все считают, что мы только нефть поставляем за рубеж. А вот нет, еще и шоколад. 8-800-222-00-14 бесплатный телефон прямого эфира. 5445 бесплатный номер для ваших смс-сообщений. С нами на прямой связи Ирина Эльдарханова, вице-президент Гильдии пекарей и кондитеров, председатель совета директоров группы компаний «Конфаэль». Ирина, здравствуйте! Ксения Сакурова: Здравствуйте! Ирина Эльдарханова: Здравствуйте! Виталий Млечин: Скажите, пожалуйста, как нам удалось завоевать вот эту долю рынка, даже Швейцарию опередить? За счет чего? Какое наше конкурентное преимущество? Это качество, цена или что-то другое еще? Ирина Эльдарханова: Ну, во-первых, в любом случае это событие. Потому что наши покупатели, люди Швейцарию считают, как бы, да, что все-таки это такая «шоколадная» держава. И поэтому это важно, что мы находимся теперь впереди по экспорту. Тем более, Швейцария именно славится не только качеством шоколада, а именно тем, что ее распространением и признанием шоколада. На самом деле, российский шоколад признан, можно сказать, это очень важный факт, в Китае. И китайцы любят российский шоколад. Это позволило Китаю быть на первом месте практически, да, среди импортеров. А за счет чего? Ну, хотелось бы, конечно, чтобы это было только не за счет каких-либо цен. На самом деле, цена играет важную роль, потому что в основном экспортируется в Китай шоколад по доступным ценам. И уже сложился сегодня тренд, когда китайские покупатели хотят покупать шоколад максимально дешевый. И второе, все-таки преимущество, которое очень важно, это ассортимент. На самом деле российские кондитеры являются просто замечательными создателями огромного ассортимента. И очень необычных вкусов. И это нравится и в странах ближнего зарубежья, и нравится это и в дальнем зарубежье, Китаю и в странах Юго-Восточной Азии, и в других странах, в Сербии, в Бразилии, в Нигерии. Нравится вкус, нравится разнообразие. Поэтому я считаю, что это можно считать достижением российских кондитеров. Я думаю, что, как только будут возможности и предложения более дорогого шоколада, тот, который изготавливается в основном не из заменителей, а из натурального сырья, оно будет расти. То есть, будет такая линейка выравниваться. Ксения Сакурова: То есть, подождите, мы здорово делаем что-то вкусное, но из чего-то не очень хорошего, если я вас правильно поняла? Ирина Эльдарханова: Ну, нужно сказать так, как оно есть, откровенно, в основном экспортируется много изделий, если взять кондитерские изделия, именно там с использованием шоколада, то изделия изготовлены из, либо с использованием, либо из заменителей шоколада. Именно для того, чтобы обеспечить низкую цену. Ксения Сакурова: Вот я сразу об этом задумалась, когда увидела список стран, куда мы поставляем шоколад. Ну, в общем-то, это достаточно непритязательная публика, будем честны. Все-таки китайцы, наверное, в шоколаде не очень разбираются, не так хорошо, как швейцарцы, например. Поэтому они, может быть, согласны на нашу продукцию. Ирина Эльдарханова: Ну, поэтому я сказала, что следующий наш шаг – это поставки более, на самом деле, продукции, которую будут ценить в Европейском союзе, в Соединенных Штатах, в той же Швейцарии или во Франции и так далее. Эти поставки, они на сегодняшний день невелики, но, я думаю, что мы будем изменять ситуацию постепенно. Виталий Млечин: А что с качеством? Вот очень много сообщений, и сразу: «Российский шоколад стал отвратительного качества. Практически не покупаем», «Шоколадные конфеты стали невкусные, непонятно, из чего делают», «Шоколада в шоколадных конфетах теперь нет совсем». Ну, понятно, что шоколад разный бывает, разных производителей. Но, все-таки, в целом, что с качеством происходит сейчас у нас? Ирина Эльдарханова: Ну я начала, как бы сказала о том, что одним из преимуществ наших является цена на экспорт. И ситуация, собственно говоря, на российском рынке, она диктуется одним. На самом деле, она диктуется не производителями. Она диктуется покупателем. А через покупателя, через торговые сети ее озвучивают производителям. Поэтому, если фабрика приходит и говорит: «Вот я вам сделала замечательные конфеты из натурального шоколада, коробка стоит вот столько», то начинается диктат по цене, потому что покупатель не в состоянии заплатить такую цену. Сделайте подешевле. А чтобы сделать подешевле, как вы понимаете, невозможно купить какао-масло за 8 долларов за килограмм, а продать шоколадные конфеты с его использованием за 2 доллара. Поэтому, на самом деле, большинство производителей ушли в эту нишу, где они, даже те, кто производили раньше из настоящего шоколада, они вынужденно начали делать из разных заменителей. И поэтому, если меня спросить, как производителя, да, элитной продукции из настоящего шоколада, мне это очень не нравится. Особенно не нравится, если есть, когда покупатели вот говорят о том, как изменился российский шоколад. Я считаю, раньше он славился именно качеством. Сегодня он славится дешевизной. И с это точки зрения поэтому я сказала: «Я надеюсь, что мы будем двигаться в другую сторону, особенно, если у нас будет расти благосостояние или доходы людей». Вот только сейчас я смотрела вопросы про зарплату, да, когда у тебя 12 тысяч зарплата, ты не будешь думать о своем здоровье и искать шоколад, который, кстати, горький шоколад из натурального какао-масла, он является реально лекарством. Его в Штатах, например, диетологи выписывают, как лекарство. И считают обязательным продуктом для здоровья. Ксения Сакурова: Да, но когда в магазине видишь… Ирина Эльдарханова: … Позволяют 100 г конфет купить. Ксения Сакурова: Конечно, конечно. Когда в магазине видишь, сколько это стоит, то, к сожалению, понимаешь, что не всегда можешь себе позволить. Давайте зрителей послушаем. Ольга из Ульяновской области с нами на связи. Ольга, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Ольга! Зритель: Добрый день! Ну, что мне хотелось бы сказать о шоколаде, о его качестве, российском? Я шоколадные конфеты не покупаю. Но очень люблю шоколад, особенно темный. Он полезен для здоровья. Вот, тем более, что я пенсионерка. Это одно. Я вот немного опоздала по поводу предыдущего, предыдущей темы «зарплата». Но знаете, мне бы хотелось извиниться, я уж… Виталий Млечин: Нет, это вы уж нас извините. Все-таки сейчас про шоколад, пожалуйста. Качество шоколада. Ирина, да, у нас следующая. Ирина, Краснодарский край. Ирина. Ксения Сакурова: Не дождалась Ирина. Виталий Млечин: К сожалению, не дождалась. Ирина, перезвоните, пожалуйста. По поводу все-таки качества. То есть российские производители могут делать качественный шоколад, шоколадные конфеты, но из-за вопроса цены сознательно выбирают вот это вот снижение цены, соответственно, снижение… Ирина Эльдарханова: Вынужденно выбирают, под диктовку покупателей и торговых сетей. Ксения Сакурова: Ирина, скажите, а есть какая-то разница между тем, что покупаем мы, и тем, что поставляется вот в другие страны? Потому что наши зрители сомневаются в том, что в России продается то же самое. Ирина Эльдарханова: Ну, вот я читаю комментарии, что в наших магазинах не шоколад, а заменитель. Нельзя так сказать о том, что. Я, например, могу сказать о том, что есть ряд компаний, которые выпускают только шоколадные конфеты. Используют только шоколад. Ну, я могу сказать, что мы, например, наша компания никогда не использовала вообще заменители. Мы не покупали даже ни одного грамма. Мы продаем эту продукцию в своих бутиках, корпоративным клиентам. И в торговых сетях, в основном, на праздники, ограниченный ассортимент. Поэтому, есть и другие производители, которые работают только на натуральном шоколаде. Но большинство, как я вам сказала, действительно работают на заменителях. Именно по той причине, что они пытаются угодить покупателю, предложить им дешевый продукт. Я думаю, что самая главная проблема сегодня, которая есть, это когда покупатель думает, что он покупает шоколад, и это на обертке написано, а на самом деле там есть заменители. Вот это глобальная проблема. Вот это не решаются делать на экспорт, потому что это очень быстро вычисляют лаборатории. Ксения Сакурова: То есть, получается, что разница все-таки есть., Ирина, есть разница между тем, что мы поставляем и тем, что на нашем рынке внутреннем. Ирина Эльдарханова: На нашем внутреннем рынке есть, нет контроля достаточного за качеством соответствия того, что написано на этикетке, и то, что должно быть. Я думаю, что в этом заинтересованы все покупатели. Чтобы они знали точно, что он покупают. Ксения Сакурова: А скажите, пожалуйста, насколько изменилось качество продукции вот за последние два года? Потому что мы слышали, мне кажется, это было летом, когда производители шоколада заявляли о том, что им приходится менять рецептуры для того, чтобы держать определенную ценовую планку. Вот на сколько именно за последний год, например, изменилось качество шоколада у нас, в России? На наших прилавках? Ирина Эльдарханова: Наверное, покупателям будет странно. Я сейчас быстренько, кратко отвечу. Покупателям будет странно, но, когда производитель сегодня получает предложение на упаковку, на ингредиенты, что в этом предложении написано: «Счет действителен в течение двух часов». Что это значит? Что через два часа цена поднимется. Цены за последние несколько месяцев выросли больше, чем в полтора раза. На все. На упаковку, на многие ингредиенты и так далее. Причем, это как-то, знаете, не связано с курсом доллара. Поэтому тренд этот начался по максимальному вообще удешевлению, еще в 2014-м году, когда изменился курс валюты. Но, за последний год, вот и за вообще, курс остался, а ингредиенты подорожали в полтора, действительно, до полутора, до двух, до трех раз. Я вам приведу пример. Лимонная кислота стоила 82 рубля 3 месяца назад. Сегодня ее за 360 рублей купить невозможно. Подорожание больше чем в 5 раз. Происходит просто сумасшествие. Фабрики снижают свою рентабельность до нуля и уходят в минус. Потому что цены они поднят не могут. Ксения Сакурова: И рецептуры меняют? Ирина Эльдарханова: Конечно, они вынуждены что-то делать, чтобы просто не обанкротиться. Очень многие фабрики так поступают. Виталий Млечин: Это движение в одну сторону? Или когда-нибудь, возможно, станет полегче? То есть, может быть, цены немножко откатятся? Или теперь уже всегда будет так дорого? Ирина Эльдарханова: Вы знаете, наверное, никто это точно предсказать не может. Потому что объяснения, кроме того, что дефицит, этому экономического никакого нет. Виталий Млечин: Понятно. Ксения Сакурова: Да, спасибо большое! Виталий Млечин: Спасибо! Ксения Сакурова: Спасибо! Ирина Эльдарханова была с нами на связи, вице-президент Гильдии пекарей и кондитеров, председатель совета директоров группы компаний «Конфаэль». Вот так получается, что начали мы вроде с хорошей новости, а заканчиваем, увы, не на самой позитивной ноте. Что еще пишут люди? Виталий Млечин: Да, но это правда, к сожалению. Ксения Сакурова: Нижегородская область: «Конфеты покупаем очень редко, и роскошь это для нас. Ах, какие были раньше вкусные конфеты! Не то, что сейчас». Волгоградская область: «В России шоколад продается другого качества, не тот, что мы поставляем за рубеж». Но об этом мы уже поговорили. И Ленинградская область: «Цена, как в Швейцарии, а качества никакого». Виталий Млечин: Ну, и тоже еще одно сообщение: «Перегнать бы Швейцарию не по шоколаду, а по уровню жизни людей, зарплатам и пенсиям». Вот это хороший лозунг.