Оксана Галькевич: Понедельник, 16:30 – это практически уже постоянное время нашей постоянной рубрики, которая называется "Все о ЖКХ". Друзья, я представляю постоянную ведущую этой рубрику Светлану Разворотневу – Светлана, здравствуйте. Светлана Разворотнева: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Мы традиционно по всем темам, по всем фронтам так или иначе подводим итоги. Вы тоже подведете итоги? Светлана Разворотнева: Да, совершенно верно. Необходимо посмотреть, чем все-таки запомнился этот год в сфере ЖКХ, что произошло важного. Ну и самое главное, почувствовали ли мы эти изменения, мы – потребители, те, для кого изменения, собственно говоря, и происходят. Оксана Галькевич: И, я надеюсь, вы расскажете о том, чего нам ждать, может быть, в следующем году? К чему готовиться? Как говорится, "кто предупрежден, тот вооружен". Светлана Разворотнева: Конечно. Я думаю, что эту тему мы обязательно затронем. И поможет нам сегодня и вспомнить все, что произошло в 2016 году, и то, что предстоит в 2017 году заместитель руководителя Департамента ЖКХ Министерства строительства Российской Федерации Ольга Олейникова. Она сегодня наш эксперт. Здравствуйте. Ольга Олейникова: Здравствуйте. Светлана Разворотнева: Ольга, Минстрой работает под лозунгом "ЖКХ меняется". И, собственно, вот как раз те перемены, которые должны улучшить качество ЖКХ – это та задача, которую ставит себе министерство. Мы, конечно, тут хотели бы пригласить к разговору наших зрителей и задать вам вопрос: почувствовали ли вы какие-либо перемены в ЖКХ в минувшем году? Если почувствовали, то что это за перемены? Пожалуйста, пишите нам СМС, звоните, телефоны и номера вы видите на экранах, все звонки бесплатные. Мы попробуем сравнить, может быть, какие-то ваши впечатления от уходящего года и те замыслы, которые, собственно говоря, реализовало министерство. Все-таки первый вопрос вам, Ольга Анатольевна: какие самые важные изменения в 2016 году именно в сфере ЖКХ вы бы отметили? Что произошло в уходящем году? Ольга Олейникова: Ну, в первую очередь я считаю необходимым сказать, что в 2016 году у нас в полную меру заработал механизм лицензирования. Речь идет о том, что у нас впервые – это уже в трех субъектах – появились прецеденты, когда лицензию управляющей компании стали аннулировать. Это несомненно говорит об эффективной работе органа государственного жилищного надзора в сфере защиты прав наших потребителей жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, мы подготовили серьезные изменения в Жилищный кодекс, направленные на совершенствование системы управления многоквартирными домами – в частности, ввели понятие грубых нарушений лицензионных требований. Это означает, что в случае, если управляющая компания будет совершать подобные, скажем так, вопиющие нарушения прав граждан, то в случае двух таких нарушений лицензия у таких компаний будет аннулироваться. Иными словами, дом будет исключаться из реестра лицензии. Светлана Разворотнева: Да, вот это давно ожидаемые изменения. Многие говорили о том, что, к сожалению, очень часто лицензии напугали компании в начале, когда только вводились, но теперь понимают, что лицензию отобрать не так-то просто. Компании как-то стали относиться спокойнее к такой возможности. Ольга Олейникова: Собственно, мы опровергаем данные доводы, говоря о том, что вот у нас есть уже прецеденты. Поэтому мы изначально, вводя лицензирование, говорили о том, что наша задача – выдать лицензию максимальному количеству игроков этого рынка, чтобы они зашли и начали действовать в данной сфере. Однако удержать лицензию будет крайне сложно, потому что действительно нужно будет соблюдать ряд определенных требований, которые мы предъявляем к такой деятельности. Светлана Разворотнева: А сколько лицензий все-таки было отобрано в минувшем году? Тоже ведь итог года определенный. Ольга Олейникова: Мы можем исходить из следующих цифр. Если говорить о прекращении лицензии, то это порядка 200 лицензий, а аннулировано в уходящем году 3 лицензии. Светлана Разворотнева: Понятно. Будем надеяться, что в будущем году этот инструмент будет все-таки более активно работать благодаря вашим поправкам. Ольга Олейникова: Несомненно, я думаю. Светлана Разворотнева: Ольга Анатольевна, как-то многим запомнился этот год обещаниями, что у нас заработает ГИС ЖКХ. Здесь у нас был замминистр связи и массовых коммуникаций, который говорил о том, что ГИС заработает и всем будет счастье, потому что все будет видно, прозрачно, кто сколько начислил, сколько стоит ресурс, как работает управляющая компания. Но как-то не состоялось в предыдущем году. Ольга Олейникова: Нельзя сказать, что оно не состоялось в полной мере. У нас уже есть поставщики информации, которые полностью размещают информацию о своей деятельности. В частности, те же самые управляющие компании, которые нам говорят о том, какие дома находятся у них в управлении, какие они имеют лицензии и так далее. Это те же самые органы жилнадзора. У остальных других поставщиков информации нами было принято решение соответственно вводить это поэтапно, для того чтобы, поскольку огромный объем информации, огромное число поставщиков такой информации, для того чтобы поэтапно это все вводить. Соответствующие поправки на прошлой неделе были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федераций. Светлана Разворотнева: Еще одна тема, которую мы в том числе обсуждали и в этой студии, что с 2017 года у нас все регионы перейдут на новую систему обращения с отходами, что у нас в платежках появится новая строка – поставка коммунальных ресурсов (уборка мусора). Видимо, тоже отложили, так? Ольга Олейникова: В данной сфере, в частности, было принято решение о том, что мы, во-первых, должны внедрять также это поэтапно, то есть, действительно, срок мы перенесли. Вместе с тем у нас уже сегодня есть ряд регионов, которые готовы запускать в ближайшее время данную систему. Более того, принято решение о том, что те регионы, которые идут "передовиками производства", скажем так, будут поощрены на государственном уровне. Светлана Разворотнева: То есть если регион ввел у себя эту новую систему, то там все по-новому, в том числе мусор у нас уходит из первой строки (из графы "плата за содержание") и становится коммунальным ресурсом? А в других регионах все остается по-старому, правильно я понимаю? Ольга Олейникова: Да, конечно. Светлана Разворотнева: Хорошо. Какие-то еще очень важные были поправки приняты в сфере капремонта. То есть эта система тоже совершенствовалась в уходящем году? Ольга Олейникова: Да, несомненно. Система капитального ремонта у нас продолжает совершенствоваться, в частности, в уходящем году мы приняли изменения, в соответствии с которым руководители региональных операторов должны давать квалификационные экзамены. Потому что человек, который руководит региональным оператором, должен быть грамотным в вопросах капитального ремонта и в принципе в вопросах коммунального хозяйства. Кроме того, была в начале года замечена негативная тенденция, когда деньги гражданами собираются, однако они не тратятся. В этой части мы также поправили: у нас теперь в течение года деньги со счета на капитальный ремонт должны максимально тратиться на работы капитального характера. Светлана Разворотнева: Я знаю, что регионы активно актуализировали программы капитального ремонта; многие, конечно, в сторону увеличения. То есть все взяли на себя повышенные обязательства начать ремонтировать дома. Будем надеяться, что все-таки граждане это почувствуют. Ольга Олейникова: Да. Я думаю, что многие почувствовали, когда теперь заезжаешь в различные города нашей страны – прекрасно видно вот эти вот красивые фасады, красивые благоустроенные придомовые территории. Таким образом, в полной мере система капитального ремонта у нас сегодня работает. Светлана Разворотнева: Да. И насколько я знаю, в минувшем году также был запущен новый приоритетный национальный проект, то есть теперь еще активно будут дворы делать? Ольга Олейникова: Да, это один из самых приоритетных. Он, собственно, так и называется: "Городская среда и жилищно-коммунальное хозяйство". В рамках жилищно-коммунального хозяйства мы, соответственно, будем повышать качество предоставляемых услуг, а в рамках городской среды действительно благоустраивать территории, в том числе дворовые территории. Поэтому достаточно у нас серьезные, амбициозные планы. Светлана Разворотнева: Ольга, на самом деле те изменения, которые происходят в первую очередь в сфере регулирования ЖКХ, нормативного регулирования – они, конечно, не всегда ощущаются гражданами на местах. У нас тут довольно много СМСок, многие из них, скажем так, достаточно сердитые. "Все изменения в ЖКХ только в худшую сторону", – Иркутская область, поселок Мишелевка. "Энгельс почувствовал только пустоту в карманах, услуги не стали лучше, и правды не добиться. Комиссия по ЖКХ не реагирует – у них позиция "не помогайте нам". Ну вот, кстати говоря, не очень понятно, что это за комиссия по ЖКХ, потому что все-таки у нас есть орган, главный орган, который обязан следить за соблюдением законности в сфере ЖКХ. Ольга Олейникова: Да, это органы государственного жилищного надзора, поэтому если у вас действительно возникают какие-то проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставления таких услуг, необходимо обращаться в уполномоченные органы, которые оперативно и своевременно помогут вам в решении любых ваших вопросов и проблем. Светлана Разворотнева: "Вот у нас в поселке качество ЖКХ ухудшилось, зато повысилась оплата за ЖКХ", – пишет Андрей из Свердловской области. "Стали брать на почте комиссионные 100% при оплате квитков на ЖКХ – это как?" Все-таки вопрос комиссионных: есть ли какие-то ограничения на них и планируется ли что-то в этом плане сделать? Ольга Олейникова: Вопрос ограничения вот этой вот комиссионной платы, которую берут в том числе "Почта России", различные банки, которые проводят такие платежи, неоднократно поднимался Минстроем, обсуждался. Вместе с тем какого-то однозначного решения данного вопроса пока у нас нет. Поскольку мы все понимаем, что банки здесь в данном случае оказывают услугу, и ограничивать каким-то образом оказание этой услуги, наверное, не совсем соотносится с реалиями нашей жизни. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что ограничить и защитить права граждан в этой сфере каким-то образом необходимо. Поэтому идем на пути к решению данного вопроса, но у нас уже и сегодня есть организации, которые без комиссии принимают платежи за жилищно-коммунальные услуги. Светлана Разворотнева: Ольга, я знаю, что в минувшем году Минстроем также был подготовлен проект договора, который многие называют для краткости "переход на прямые платежи". И вот там, насколько я понимаю, появилось условие, что в ближайшее время будут выставлять платежки только специализированные расчетно-кассовые центры и будет правительство жестко описывать, как они должны работать. Может быть, два слова об этом договоре еще скажете? Ольга Олейникова: Да, действительно, это изменения, над которыми мы работаем очень тщательно и скрупулезно. Изменения направлены на то, чтобы потребители непосредственно заключали договоры с поставщиками коммунальных услуг, в данном случае ресурс-снабжающими организациями. И в сфере того, что многие говорят, что удобнее, когда у нас есть единый платежный документ (хотя есть люди, которые говорят, что это и не самый лучший подход); вместе с тем, для того чтобы навести порядок в данной сфере, у нас действительно рассматривается возможность установления на правовой основе деятельности расчетных, информационно-расчетных центров. В данном случае данные изменения у нас еще готовятся, в ближайшее время мы их внесем в Правительство Российской Федерации. Светлана Разворотнева: У нас есть звонок – Леонид из Свердловской области. Пожалуйста, Леонид, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. Светлана Разворотнева: Здравствуйте. Ольга Олейникова: Здравствуйте. Зритель: Это из… Город Карпинск – помните, вы в феврале были у нас? Светлана Разворотнева: Да-да. Зритель: Вот. Вам тогда министр Свердловской области Смирнов наобещал золотые горы на комиссии, которая в Екатеринбурге стояла. И один из вопросов был, что будет включен ваш представитель при приемке новых домов в эксплуатацию. Но это оказалось все только на бумаге. Никто меня в комиссию не приглашает, а если приглашают, когда дома наполовину построены. Липа это все. И все недоделки по тем домам, которые вам слезно обещал нынешний депутат Думы… Как вы знаете, он пробился в Думу. Сейчас бывший мэр, который взывал эти дома… не устранены. Как говорится, "а воз и ныне там". Светлана Разворотнева: Понятно, Леонид. То есть речь идет о домах, построенных по программам переселения – там по-прежнему не устранены недоделки. Зритель: Да-да. Светлана Разворотнева: Мы услышали. Давайте мы тогда вернемся к ситуации в Свердловской области, а сейчас все-таки попробуем ответить на вопросы, которые нам приходят по СМС. Вопрос стоит: "Относится ли плата за домофон к общедомовому имуществу или правомерно, что она берется отдельной строкой?" – задают нам зрители вопросы. Ольга Олейникова: Смотрите. У нас постановление №491, которое регулирует вопросы предоставления услуг по содержанию общего имущества, нам четко говорит о том, что запирающее устройство может относиться к общему имуществу. Если собственники решили установить домофон, то, соответственно, такое запирающее устройство в виде домофона поступает в их общее имущество, и плата за него должна браться в составе платы за жилищную услугу. Бывают и другие ситуации, когда, например, те лица, которые оказывают услуги по домофону – например, инвестируют, за счет своих средств устанавливают на дверь домофон – но впоследствии, например, собственники оплачивают такие услуги. Но опять же это должно быть только по решению общего собрания собственников. Светлана Разворотнева: Из Республики Марий Эл нам задают следующий вопрос: "Каким образом будет решаться вопрос о передаче данных о потреблении ресурсов? Часто управляющие компании начисляют не по счетчику, а по нормативу. Говорят, что данные не передавались, хотя я по телефону все время звоню и данные передаю". Такой вопрос. Ольга Олейникова: Я так понимаю, это касается индивидуальных приборов учета. Светлана Разворотнева: Да, индивидуальных, судя по всему. Ольга Олейникова: У нас да, действительно, собственники передают такие данные. Если у вас установлен прибор учета, если он в установленном порядке введен в эксплуатацию, то управляющая компания не может не принимать к сведению и к расчетам те показания приборов учета, которые вы им представляете. Если происходит иначе, то есть она игнорирует те данные, которые вы представляете управляющей компании, собственно, необходимо в первую очередь обратиться в управляющую компанию с требованием учитывать показания прибора учета. Если это не происходит, следует обратиться в орган государственного жилищного надзора, потому что в данном случае видится нарушение прав граждан в этой части. Светлана Разворотнева: На самом деле приборы учета, как мы и подозревали, также вызывают достаточно много вопросов и проблем. "Пытаемся поставить счетчик на свет, живем в бывшем общежитии. Глухая стена, одни отписки. Санкт-Петербург, улица Наличная, 44/2. Квартплата очень высокая. Справки, что ты проживал на даче, управляющая компания не принимает. За свет и воду оплачиваем очень много, хотя и не пользуемся". Какие-то есть проблемы с установкой приборов учета. Может быть, это связано как раз с неурегулированностью статуса дома, как вы думаете? Ольга Олейникова: Да, я думаю, что в этом и заключается вся проблема. Общежитие – это специализированный жилищный фонд, там несколько специальные нормы существуют в действующем законодательстве. Вместе с тем, если на сегодняшний день оно используется как многоквартирный дом, то здесь нужно разбираться в нюансах, а почему невозможно установить прибор учета. Вполне может быть, что это так, если, например, на то отсутствует техническая возможность. У нас такие случаи прописаны в действующем законодательстве. И, соответственно, если она действительно отсутствует, то тут действительно по нормативам и никак иначе. Но нужно разбираться в каждой конкретной ситуации. Исходя из этих данных, очень сложно сказать, в чем причина. Светлана Разворотнева: Да. Ну вот не очень тоже понимают наши зрители все-таки суть этих изменений, связанных в том числе с переносом вывоза мусора в другую строку. Во-первых, просят все-таки сказать, что будет включено в графу "содержание и текущий ремонт дома", и спрашивают: "Мы и так платим за вывоз мусора много лет – какая еще новая строка?" Давайте поясним все-таки, что будет происходить. Ольга Олейникова: Я поняла вопрос. Смотрите. В первую очередь с 1 января 2017 года эти изменения уже действительно вступают в силу. Мы переносим плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды в размер платы за жилищную услугу. Что это значит? Это значит, что если раньше граждане у нас оплачивали количество воды, которое управляющая компания использует на уборку подъезда, оплачивали количество электроэнергии, потребленное на работу лифта, лампочек в подъезде, то теперь совершенно справедливо эти услуги будут оплачиваться в рамках жилищной услуги, поскольку данные коммунальные ресурсы необходимы в первую очередь управляющей компании, для того чтобы надлежаще оказывать предоставляемые ею услуги. Для граждан это означает, что размер платы, совокупный платеж никоим образом не изменится. Просто отдельной строки больше не будет, она будет включена в жилищную услугу. При этом очень важно, что такого необоснованного роста платы не произойдет, поскольку плата за такие коммунальные ресурсы мы ограничили нормативом потребления. Светлана Разворотнева: Да. Ну вот на самом деле мы обсуждаем новости, какие-то нюансы, последние изменения в уходящем году, а нам приходят СМСки, которые говорят о том, что люди в общем-то довольно-таки уже таких давних вещей не заметили. Например, наш зритель из Камчатского края спрашивает: "Приходит квитанция на оплату коммунального ремонта, получатель – фонд капремонта. Что это такое? Я за все плачу ЖКХ". Даже не знаю, как вот на это реагировать. Ольга Олейникова: Здесь нужно сказать, что… Странно, у нас была очень такая информационная кампания целая по капитальному ремонту. Мне кажется, сегодня многие уже знают об этом. Но для данного жителя может сказать, что это региональный оператор капитального ремонта, который, собственно, аккумулирует средства граждан на проведение впоследствии капитального ремонта в ваших многоквартирных домах. Светлана Разворотнева: Также мы обсуждаем какие-то, может быть, уточнения, связанные с обязанностями управляющих компаний, а нам приходят, например, СМС следующего содержания: "Скажите, пожалуйста, кто обязан мыть пол в подъезде? Соседи дерутся между собой, говорят, мол, так было всегда. Правда ли это?" Понимаете, как бывает иногда. Ольга Олейникова: В первую очередь если у вас выбран способ управления – управляющая компания, ТСЖ или ЖСК – то, конечно, такие услуги вам должны предоставлять данные лица. Если же в вашем доме не более 30 квартир и вы выбрали непосредственный способ управления многоквартирным домом, то такие услуги выполняются теми организациями, которых вы привлечете в качестве подрядных организаций. Вместе с тем действующее законодательство не запрещает собственникам самим выполнять такие услуги. Светлана Разворотнева: Жалуются также люди на то, что плата за коммунальные ресурсы дорожает очень большими темпами. Например, в Рязани нам говорят, что отопление подорожало на 36%. Насколько это возможно, при каких условиях, ведь у нас плата за коммунальные ресурсы ограничивается государством? Ольга Олейникова: Да, у нас введены предельные индексы роста платы. И, собственно, каждый год мы тщательно мониторим эту ситуацию. Вполне может быть, что не рост платы произошел, а некорректно выставляют платежный документ, например, управляющая компания. Поэтому это для отдельного разбирательства этой ситуации. Светлана Разворотнева: И вот тем, кто прислал это сообщение, я, конечно же, порекомендовала бы написать письмо в ЖКХ контроль рязанский или центральный. Давайте мы разберемся, откуда взялись 36%. Вот вопрос тоже важный: "Будут ли с 1 января 2017 года применяться повышающие коэффициенты 1.5 за коммунальную услугу по поставке тепла, если не установлен общедомовой прибор учета?" Кстати, с этими повышающими коэффициентами тоже была интересная история в уходящем году: сначала их обещали повысить очень сильно, потом вернулись к первоначальным планам, но тем не менее они повышаются. Ольга Олейникова: Да. У нас, собственно, такие повышающие коэффициенты в проекте постановления правительства фиксируются. В ближайшее время, как только оно будет принято, действительно, повышающие коэффициенты заработают. Светлана Разворотнева: Ну и давайте мы все-таки, завершая нашу передачу, скажем о том, какие изменения в 2017 году стоит ожидать нашим зрителям? Вы уже сказали о том, что та самая плата за общедомовые нужды, которая очень многих раздражала и была действительно во многих регионах чрезмерной, будет фиксированной по типу дома, она уйдет в графу содержания и ремонта. Какие-то еще, может быть, важные вещи, которые стоит ждать в 2017 году? Ольга Олейникова: На мой взгляд, в продолжение этой темы крайне важная вещь заключается в том, что на прошлой неделе был принят проект федерального закона, которым органы государственного жилищного надзора наделяются полномочиями по контролю за обоснованностью установленных нормативов. Это впрямую зависит от того размера платы, который будет выставлен гражданам. Светлана Разворотнева: Так что уважаемые друзья, если у вас есть подозрения, что насчитали вам неправильно, что берут слишком много, а делают слишком мало, обращайтесь в первую очередь в государственную жилищную инспекцию. Мы благодарим Ольгу Анатольевну Олейнику, заместителя руководителя Департамента ЖКХ и Минстроя за важные разъяснения и интересную беседу. С вами была, как обычно, Светлана Разворотнева. Я желаю вам удачного Нового года. Всего вам хорошего.