Сколько лет вашей машине?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/skolko-let-vashey-mashine-54583.html
Оксана Галькевич: Автомобиль, уважаемые зрители, становится роскошью, увы, а не средством передвижения. Именно так. Машины за год подорожали у нас на 20% как минимум. Тут эксперты окинули взглядом этот рынок и оценили перспективы. И знаете, что они нам пообещали? Еще как минимум неприятные 4–5% роста до конца этого года.
Константин Чуриков: А народ еще до экспертов окинул рынок взглядом и понял, что придется ездить на старой колымаге. И куда уж больше-то, в принципе? Отдельные марки автомобилей подорожали на 40%. Средняя цена новой машины в нашей стране перешагнула уже за 2 миллиона рублей. Причем это, в общем-то, не такие и дорогие марки, это прямо самый такой эконом-эконом-класс. Росли в цене и подержанные автомобили, они за год прибавили 17,5%. Есть люди, которые сейчас продают свои машины за те же деньги, за которые они покупали сколько-то лет тому назад.
Оксана Галькевич: Потираешь ручки, да? Удачно продал? При этом, вы знаете, как ни странно, спрос-то не падает на приобретение автомобиля. А вот выбор у нас с вами заметно сократился с уходом с нашего рынка некоторых производителей. Смотрите, семь лет назад у нас в продаже было 214 моделей, а теперь только 299.
Друзья, на чем вы ездите? Расскажите нам, пожалуйста. Расскажите о своих предпочтениях и возможностях. Совпадают ли они, эти предпочтения и возможности? Мы сегодня запускаем новый опрос в рамках проекта «Реальные цифры».
Константин Чуриков: У меня только будет вопрос: семь лет назад в продаже было 214 моделей?
Оксана Галькевич: Да.
Константин Чуриков: А сейчас – только 299?
Оксана Галькевич: Ой, подожди! Это я оговорилась. Сейчас я посмотрю.
Константин Чуриков: Вот. Пока Оксана уточняет…
Оксана Галькевич: 442 модели, друзья.
Константин Чуриков: Вот! Молодец! Дело говоришь.
Итак, в проекте «Реальные цифры» опрос: сколько лет вашему автомобилю? Какой он? Какая модель? Сколько вы там уже на нем наездили? Часто ли его чините, не часто? В пятницу подведем итоги.
А пока приветствуем в нашей студии, пока вы нам отвечаете с помощью SMS-портала 5445, Владимира Владимировича Ларина, специалиста по подборку автомобилей. Владимир Владимирович, здравствуйте.
Владимир Ларин: Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Так приятно вас приветствовать!
Оксана Галькевич: А чем все-таки вы объясняете такой достаточно резкий рост? Смотрите. Мало того что, как Костя сказал, действительно, уже достаточно простые, так скажем, бренды перешагнули за миллион-два, это уже не так доступно, как раньше, так и все прочие тоже подскочили на 20%, а то и на 40%. Что же такое-то?
Владимир Ларин: Причин на самом деле несколько. Первая – это девальвация рубля. Второе – это, естественно, самая известная болезнь. Третье – вызванные с ней все остальные процессы, которые вызвали дефицит комплектующих, а также металлов, которые используются при производстве автомобиля.
Оксана Галькевич: Подождите, Владимир Владимирович, девальвация рубля… Напомните, у нас год назад что было с курсом рубля/доллара? Что у нас там девальвировалось? Я помню, времена были, когда с 36 оно до 50 подскочило.
Константин Чуриков: Бомбануло.
Оксана Галькевич: Вот это да. Бывало, знаете, с 60 до 80. В прошлом году, по-моему, такого не было. Или он как-то так скакнул, а потом откатился?
Константин Чуриков: Или мы уже ничего не замечаем?
Владимир Ларин: Нет, в процентном соотношении к доллару не откатился, но рубль девальвируется по отношению к автомобилю. То есть автомобили становится самой твердой валютой на сегодняшний день, они сильнее всего растут в цене, поэтому за счет этого рубль и обесценивается.
Константин Чуриков: Да, но с точки зрения… Смотрите. Ну как у нас учили? Рынок все, так сказать, расставляет по своим местам и так далее, да? Вопрос первый: откуда у людей деньги, чтобы за такие какие-то безумные совершенно цены покупать эти машины? Понимаете, не Rolls-Royce, не Bentley, а просто какая-то обычная, очень простая машина… Не буду оскорблять.
Оксана Галькевич: Не надо никого обижать!
Константин Чуриков: Да. Понимаете, и два ляма будь добр, а то и больше. А еще встань в очередь. А еще замотивируй менеджера, чтобы он тобой занимался.
Владимир Ларин: На самом деле менеджера не надо мотивировать. Значит, есть у людей деньги. И люди сами несут эти деньги в автосалоны, сами соглашаются на их условия. Если бы люди этого не делали, немножко бы забойкотировали это дело, то тогда, может быть, автосалоны бы немножко свою спесь поубавили.
Константин Чуриков: Я на полном серьезе. Друзья рассказывали. Значит, менеджер при продаже автомобиля в последний момент сказал: «И чтобы все состоялось, будьте добры, положите вот там несколько десятков тысяч рублей».
Владимир Ларин: Вот такое может быть, да.
Константин Чуриков: Это нормально?
Владимир Ларин: Нет.
Константин Чуриков: Это только у нас, да?
Владимир Ларин: Я думаю, что проблема в законодательстве есть определенная, связанная с регулированием авторынка. Поэтому и возникают такие «серые» схемы от дилеров, от менеджеров, от персонала.
Оксана Галькевич: Скажите, вот то подорожание ожидаемое, которое нам эксперты обещают, еще 4–5% до конца этого года – это так называемые рекомендуемые цены производителей?
Владимир Ларин: Да.
Оксана Галькевич: Соответственно, к этим 4–5% нам нужно сколько еще прибавить к стоимости, чтобы мы поняли, какая будет цена у дилеров?
Владимир Ларин: 4% – это прибавят заводы-производители в связи с подорожанием металла.
Оксана Галькевич: Так?
Владимир Ларин: Титан, железо и так далее, и другие металлы, которые используются при производстве, они подорожали. Соответственно, завод перекладывает это на наши плечи как потребителей, все эти затраты. Соответственно, дилер, может быть, тоже что-то прибавит. Поэтому…
Оксана Галькевич: Ну, обычно на сколько у нас любят на наши плечи переложить? Сколько процентов накидывают дилеры?
Владимир Ларин: Ну, если люди тянут, как говорится… Вот вы говорите, что два миллиона. То есть они смотрят реакцию обратную. Пришел человек покупать машину эконом-класса, В-класса: Rio, Solaris, Polo. И тянет два миллиона. «Ну давайте еще попробуем, накинем. Может быть, еще найдутся такие же люди». И вот это…
Константин Чуриков: «Ну кисонька, ну капельку!» Да?
Владимир Ларин: Да. Они пользуются этим, и все. Может, некоторые люди строят свою логику из того, что: «Завтра будет еще дороже. Берем сегодня по этой цене, которая есть». Типа «надо брать сегодня, завтра будет дороже». Вот такая логика.
Константин Чуриков: И пипл покупает?
Владимир Ларин: Да.
Оксана Галькевич: Скажите, а по логике? Вот мы знаем, что с мясом, с колбасой, с подсолнечным маслом иногда бывает, что где-то что-то правительство заморозит, где-то что-то подешевеет. С автомобилями обычно так не бывает, они не дешевеют. Они действительно…
Константин Чуриков: Вывозные пошлины на «Ладу», Оксана.
Владимир Ларин: Они не дешевеют, только дорожают.
Оксана Галькевич: Только дорожают?
Константин Чуриков: Вывозные пошлины надо на «Ладу».
Оксана Галькевич: То есть люди-то правильно понимают.
Константин Чуриков: Сейчас давайте послушаем звонок…
Оксана Галькевич: А ты «Ладу» себе летом купил?
Константин Чуриков: Сейчас послушаем звонок, у нас Елена из Саратовской области.
Оксана Галькевич: Ну почему? Молодец! Поддержал отечественного производителя.
Константин Чуриков: Здравствуйте, Елена.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Елена.
Зритель: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Автомобиль сделан в России.
Зритель: Я покупала в этом году, меняла свой автомобиль. Одно автомобилю было пять лет, я поменяла автомобиль на новый. Помимо тех цен, которые указаны у официальных дилеров на сайтах, есть расхождения, когда ты приезжаешь в автосалон. То есть те дополнительные опции, которые ты даже не хочешь покупать, тебе их придется покупать, потому что иначе ты автомобиль, который хочется тебе по техническим параметрам, по визуальности, ну как угодно можно это называть, ты его просто не приобретаешь. Учитывая еще определенный маркетинговый ход… То есть сейчас делается и рассрочка определенная, которая предлагается различными автоконцернами, платежи в течение полутора лет, двух лет. Это очень выгодно.
Но при всем при этом цены на техническое обслуживание автомобилей… Я вам честно могу сказать, что у меня автомобиль Toyota. И последнее ТО, которое я проходила, обошлось мне в 25 тысяч. Это ТО – 20 тысяч. То есть кроме замены масла, воздушного фильтра и проверки основных параметров автомобиля, я не поняла, если честно, за что я отдала такие деньги.
Константин Чуриков: И то если заменили, а не обдурили, как это часто бывает. Да, спасибо.
Зритель: Да. Поэтому я вам честно могу сказать, что я не понимаю. Мне очень жалко было отдавать за приобретенный автомобиль ту же самую стоимость, когда можно приобрести однокомнатную квартиру.
Константин Чуриков: Да, спасибо.
Владимир Владимирович, а какой выбор у Елены? Понимаете, у нее есть выбор – не сделать, не пройти ТО. Но это же тоже, наверное, не дело, да? Вот нас как бы доят со всех сторон, все дальше и глубже.
Владимир Ларин: Выбор? Можно ей посоветовать сделать ТО, допустим, в клубном сервисе. Ну, если наступит гарантийный случай с этой Toyota, что очень маловероятно, просто Елена не сможет обратиться по гарантии.
Константин Чуриков: Просто дело происходит в Саратовской области.
Оксана Галькевич: А почему, простите, маловероятно? Потому что к «японцам» прежнее такое доверие, да? Или почему?
Владимир Ларин: Нет, ей просто дилер может отказать в гарантийном случае, если она не проходила ТО согласно регламента.
Оксана Галькевич: Давайте зачитаем сообщения с нашего портала, потому что люди очень много пишут, рассказывают, кто на чем ездит.
Смоленск, Смоленская область: «Granta, 9 лет». Иркутск: «Toyota RAV4, 17 лет. Хорошая, но морально устарела. А на новую денег нет».
Константин Чуриков: Красноярск, Алла нам пишет, 62 года (Алле). А машине Mazda Demio – всего 20 лет, бегает. И Алла зовет ее «букашечка».
Оксана Галькевич: Брянская область: «Volvo, 24 года», – между прочим. У Аллы не рекорд. Свердловская область: «66-й регион, ВАЗ-2106, 21 год». Слушайте, какие вообще…
Константин Чуриков: Мы сейчас подключаем к нашей беседе Яна Хайцеэра – это вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, здравствуйте.
Ян Хайцеэр: Добрый вечер.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Константин Чуриков: Вы знаете, как-то прямо страшно на самом деле ездить после того, что ты понимаешь, что у нас в стране у людей 20-летние, 30-летние машины.
Оксана Галькевич: 17-летние. Но в основном «Жигули», кстати.
Константин Чуриков: На уровне государства опасность, так сказать, понимается?
Да, действительно, средний возраст российского автомобиля – 15 лет. И это преимущественно «Жигули». Машины крепче не становятся, металл у них потоньше, ржавчины побольше. В общем, это глобально потенциальная опасность для окружающих. Тем более учитывая постановление, последнее постановление Правительства, которое подтвердило отмену технического осмотра для частного транспорта, мы можем получить, в общем, не самую лучшую ситуацию на дорогах общего пользования. Это будет опасно как для автомобилистов, так и для пешеходов.
Но тем не менее деваться некуда, автомобили дорожают. Большинство из людей все-таки не могут их приобрести. Но сегодня мы живем во времена, знаете, примерно года 80-го, когда царствовало «АвтоВАЗтехобслуживание», когда продавец был главным человеком, а покупатель – ничто. И надо было платить взятки, приобретать заветные открыточки, покупать очередь и так далее. В общем, все, что с этим связано. И сегодня фактически продавец диктует условия: «Не хочешь – собственно говоря, и не покупай. Не хочешь дополнительные опции – не бери».
На самом деле мы посмотрели в Национальном автомобильном союзе, изучили вообще, какова стоимость автомобилей в мире. Действительно, на мировом рынке произошло подорожание, собственно говоря, по тем же причинам, что и у нас, только оно не произошло более чем на 7–12%. У нас же автомобили подорожали значительно, особенно если сравнивать их с курсом доллара. На самом деле курс припал…
Оксана Галькевич: А отката ценового назад не произошло, да?
Ян Хайцеэр: Да, не произошло, потому что это производителям не выгодно. Собственно говоря, из-за небольшой квоты по продаже автомобилей, которая дается дилерам, задача дилера – максимально компенсировать дополнительными доходами, как и всякие опции, так и, собственно говоря, на самом автомобиле, компенсировать как бы недостающие продажи, недостающую прибыль.
Константин Чуриков: Ян, а что нам сделать, чтобы…
Ян Хайцеэр: Поэтому я и говорю о тех самых…
Константин Чуриков: А что нам сделать, чтобы не превратиться в Кубу? Понимаете, вот на Кубе, все знают, там совсем ретромобили. Вот чтобы у нас до этого не дошло.
Ян Хайцеэр: Вы знаете, я очень надеюсь, что в Кубу мы не превратимся и Северной Кореей мы не станем. Тем не менее у нас все-таки есть возможность качественно обслуживать свои автомобили, если мы их не можем заменить. В общем и целом доступность запчастей и доступность хорошего сервиса остается по-прежнему. Кстати, вы правильно упоминали о клубном сервисе. Собственно говоря их достаточно много. И, как правило, это хорошее обслуживание, если особенно учесть, что…
Я здесь не соглашусь с тем, что нельзя сохранить гарантию. Конечно, можно. Потому что дилеры заявляют о своих правах и о своих возможностях снять вас с гарантии, но это совершенно незаконно. Если вы обслуживаете свой автомобиль по регламенту и что-то случилось, то: «Пожалуйста, мы встретимся с вами в суде». И боюсь, что официальный дилер в этом суде проиграет. Ну, главное, чтобы у вас были правильные документы.
Оксана Галькевич: Ян, вот скажите… Вы упомянули те стародавние какие-то времена. Но ведь тогда, если не было возможности купить это, скажем так, у дилера, в официальном магазине, то люди шли на вторичный рынок. Вот сейчас, на фоне того, что эти цены растут и растут, куда-то рвутся вперед, произошел переток аудитории, так скажем, ну я не знаю, хотя бы в какой-то части на вторичный рынок?
Ян Хайцеэр: Ну конечно, произошел. И мы видим это, во-первых, по подорожанию вторичного рынка. То есть цены значительно поднялись, они двигаются наверх вместе с новыми автомобилями. Иногда, учитывая этот дефицит, меня даже удивляет сама стоимость автомобилей подержанных, которые практически не сильно различаются с ценой нового. Ну, правда, не спекулятивная стоимость, а такая объявленная.
Константин Чуриков: Ну да.
Ян Хайцеэр: Поэтому на вторичном рынке тоже достаточно высокий спрос. И большинство моделей хороших и качественных, если они появляются, вот такие качественные экземпляры автомобилей быстро сметаются. Учитывая в общем и целом тот дефицит, люди даже иногда и не смотрят на цены, а покупают за столько, за сколько им объявляют. Это и новые, и подержанные машины.
Константин Чуриков: Спасибо большое вам, спасибо, Ян. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза.
Ну, при том, что все-таки на вторичном рынке (назовем это так) автомобили тоже не молодеют. В общем, ты понимаешь.
Оксана Галькевич: Ты как-то подозрительно со знанием дела говоришь про вторичный рынок.
Константин Чуриков: Автомобили там тоже уже, так сказать, свое нагоняли.
Оксана Галькевич: Владимир Владимирович, а вот этот гаражный ремонт, знаете, который в свое время тоже был распространен, он вообще сейчас как социальное некое явление насколько велик в нашей стране? Или все мы уже привыкли к хорошему сервису, как и вы сказали, как только что наш другой эксперт сказал?
Владимир Ларин: Нет, гаражный ремонт отошел на второй план. На первый план выходят клубные сервисы по маркам. Есть у каждого автомобиля свои марки, модели и так далее. Как правило, сайт в Интернете, где есть проверенные партнеры.
Это те же самые ребята, которые работали раньше у официального дилера. Допустим, они работают «два на два»: они два дня работают в Toyota, как говорится, на официала, а два дня работают у себя в своем сервисе с таким же брендом. Они знают. Ну, знание дела у них, соответственно, на уровне остается. Материалы. Они знают, как отличить подделку от оригинала. Соответственно, используют оригинальные фильтры, масла и так далее. У них уже очень настроено хорошо «сарафанное радио». И, как правило, я знаю, что в Москве очень много людей пользуются такими сервисами клубными, то есть по маркам. Ну и на форумах их все рекомендуют.
Константин Чуриков: Так, давайте сейчас еще послушаем звонок. Муса, Ульяновская область. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Муса.
Зритель: Добрый вечер. У меня машина ВАЗ-2111 2000 года выпуска. Ласково я ее называю «старушка дряхлая моя». Ездила, отслужила, три-четыре круга я на ней наездил. Но всему приходит предел, как говорится, конец. У машины кузов сгнил просто-напросто. Возможности с моей пенсией в 12,5 тысяч купить, конечно, нет. Так что без машины останусь, это сто процентов.
Константин Чуриков: Муса, к вечному разговору. Значит, получается, что наши машины-то хорошие? Все-таки 20 лет она каталась с вами.
Оксана Галькевич: И катается еще.
Зритель: Ну, за неимением возможности… Я инвалид второй группы. За неимением возможности купить другую, конечно, я ездил на ней до конца, до предела. Дальше этот предел кончается.
Константин Чуриков: Да, к сожалению, так бывает. Спасибо, спасибо, Муса. Хорошо.
Оксана Галькевич: На вторичном рынке тоже, слушайте, выросли-то цены. Это исключительно потому, что не все могут позволить себе? Как говорится, лучший автомобиль – это новый. Не все себе это могут позволить.
Владимир Ларин: Да. Есть часть клиентов, и они у нас заказывают именно автомобили с пробегом. Ну, близкие по состоянию к новым, допустим, одно- и двухгодовалые. Они говорят: «Мы не будем, не хотим переплачивать за новую». Потому что за новую еще иногда на эконом-марках, как мы обсуждали, требуют допоборудование купить, сдать свою старую машину задешево, хотя ее можно по рынку продать…
Оксана Галькевич: Trade-in так называемый.
Владимир Ларин: Trade-in, да. Естественно, оценивают ее дешевле, чем она стоит по рынку, соответственно, на несколько десятков процентов. И предлагают еще страхование жизни, кредиты. Соответственно, если вы откроете калькулятор и посчитаете все эти затраты, то там прямо реально может быть двойная переплата за автомобиль новый.
Оксана Галькевич: История эта с перегонами автомобилей из регионов куда-нибудь в Москву, из Москвы в регионы – она снова ожила буйным цветом опять, да?
Владимир Ларин: Это все есть, это все есть. В регионах премиум-марки очень плохо продаются. Ну что там? Audi, BMW, Mercedes, Range Rover.
Оксана Галькевич: Понял?
Константин Чуриков: Все сюда.
Владимир Ларин: То есть в регионах, допустим, в Оренбурге, условно, в Перми какой-нибудь, в Архангельске есть люди, которые обеспеченные, бизнесмены, но у них нет клиента на этот автомобиль. Соответственно, этим занимаются люди, которые занимаются выкупом автомобилей. Они ездят по городам, выкупают эти автомобили и продают здесь, в Москве.
Константин Чуриков: «Куплю Bentley в Торжке», – например, да?
Владимир Ларин: Такое распространено, да.
Оксана Галькевич: Ничего себе!
Константин Чуриков: Хорошо. Владимир Владимирович, Оксана меня сбила с мысли… Ладно, эсэмэску прочту. Пишут: «Надо не Aurus делать, а ЗАЗ 968М возрождать». Видимо, «Запорожец», да? Вот! Вспомнил вопрос…
Оксана Галькевич: Подождите, это уже какой-то политический намек. Запорожье – это другая страна, Костя.
Константин Чуриков: По поводу дефицита этих чипов, этих микросхем.
Владимир Ларин: Да, есть такое.
Константин Чуриков: Ну а что нам – шашечки или ехать? Ну, может быть, тогда и без микросхем, без этой электроники навороченной обойдемся? Я думаю, что многие люди в нашей стране были бы готовы просто купить машину, которая ездит. Не надо, знаете, заряда для айфона последней серии. Кому это надо?
Оксана Галькевич: Как первые автомобили – без зеркал, вот это все. Уберем все лишнее. Посадим за руль Константина…
Владимир Ларин: Нет, зеркала, естественно, будут. Вот буквально неделю назад мы искали Nissan Qashqai в максимальной комплектации, новый надо было найти. Я разговаривал с дилерами. Они говорят: «На максимальных комплектациях, естественно, есть дефицит комплектующих». То есть там требуются и видеокамеры, и, соответственно, какие-то другие устройства, и гаджеты в автомобиле. С ними дефицит. А если простые комплектации, условно говоря, на тканевом салоне с регулировками ручными, то этих машин предостаточно.
Константин Чуриков: Магнитола простая, просто радио, просто кассеты.
Владимир Ларин: Дешевые есть в наличии. Приходите и выбирайте.
Оксана Галькевич: Подождите. Дешевая комплектация, так называемая базовая?
Владимир Ларин: Базовая. Тканевый салон, да.
Оксана Галькевич: Это в достатке, все есть? А дорогих нет? То есть скупают, получается, в первую очередь, стоят в очереди за такими дорогими комплектациями?
Владимир Ларин: Вот той информацией не владею.
Оксана Галькевич: Ну, получается так.
Владимир Ларин: Но дефицит максимальных комплектаций. Да, наверное, все-таки… Ну, может быть, не каждый может себе позволить максимальную комплектацию. Но несмотря на то, что мало людей, кто их может купить, все равно их дефицит.
Константин Чуриков: Так, давайте сейчас послушаем еще звонок. Александр из Томска, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Александр.
Зритель: Здравствуйте. Я вот что хочу сказать… Добрый вечер. Звоню вам из Томска.
Константин Чуриков: Добрый.
Зритель: я хочу сказать про наши машины, которые ВАЗы, УАЗы, «рафики». Именно на этих машинах я проездил 45 лет. Представляете, 45 лет – безаварийно! На «Волгах», кстати. Мне 65 лет. И я сейчас работаю, езжу, «Газель» у меня 96-го года. Представляете, «Газель» 96-го года. И до сих пор каждый день я на ней выезжаю. Ни аварий у меня… Раньше давали значки, помните, за безаварийную работу на транспорте.
Константин Чуриков: Да.
Зритель: Вот безаварийно до сих пор. И 45 лет за рулем. А самому сейчас 65 лет. Вот я это и хотел сказать. Именно машинки-старушки до сих пор, до сих пор.
Константин Чуриков: Да, спасибо за ваш звонок.
Оксана Галькевич: Ну, это зависит от того, как ухаживать за автомобилем.
Владимир Ларин: В таких руках, как у нашего слушателя, эти машины действительно ходят. Просто кто с незнанием дела подходит к эксплуатации автомобиля, естественно, у него будет сыпаться, соответственно, какие-то проблемы возникать будут. А кто ухаживает, вовремя делает профилактику, обслуживание – соответственно, он так и ездит, как наш слушатель.
Оксана Галькевич: Слушайте, внезапно у меня такой женский вопрос. Вы знаете, заметила. Вот почему мужчины, когда про автомобиль говорят, они пылиночки сдувают, там коврики, все помыто, а дома носки разбрасываете, а? Извините.
Владимир Ларин: Сугубо индивидуально.
Константин Чуриков: Это Оксана просто… Понимаете, риторический вопрос. Владимир Владимирович, не поддавайтесь и не отвечайте на него на всякий случай.
Я сейчас посчитал. С учетом минимальной зарплаты в стране, если не пить и не есть, то на новую машину в сегодняшних ценах можно накопить только за 10 лет, никак не раньше. Если годовая зарплата… Ну, если МРОТ пересчитать, то в год 140 тысяч. Оксана, правильно, да? Подсказывай. Соответственно, умножаем – получается как раз 10 лет. Это нормально? Вообще мы тут среди каких стран по накоплениям?
Владимир Ларин: Это ненормально. На самом деле это как бы один из таких основополагающих рейтингов, по которому можно отслеживать рейтинг стран, рейтинг уровня жизни. Это на самом деле очень плохо и печально – то, что люди всю жизнь копят на автомобиль. Некоторые копят, условно, в Торжке, как вы выразились, едут в Москву, а их тут еще могут обмануть в каком-нибудь «сером» дилере, либо какой-то частник-негодяй, ну, перекупщик может продать «ведро» под видом автомобиля, как говорится. Такие случаи есть. Ну, для этого мы и работаем, специалисты по подборку, чтобы люди из регионов, кто к нам обращается, чтобы уехали нормально на автомобиле. У меня люди своим ходом и до Кемерова доезжали, до Новосибирска, до Владивостока и писали оттуда: «Владимир, спасибо за машину».
Оксана Галькевич: Подождите!
Константин Чуриков: Подождите! Нет, себя рекламировать не надо.
Оксана Галькевич: Себя рекламировать не надо. Я не про себя, а вообще. Ну, это сервис, эта услуга тоже стоит денег. Это дополнительно к цене. Это какой-то процент? Или это какая-то четкая стоимость? Не о вас, а вообще в принципе о рынке этих услуг.
Владимир Ларин: Кто-то взимает процент, у кого-то четкая стоимость. Ну, один из недавних отзывов: человек доехал до Кемерова на машине, купил он ее здесь с помощью меня за миллион сто. Туда приехал, просто друзья подошли и говорят: «Мы даем тебе миллион триста». Он говорит: «Чуть не согласился». Я ему говорю: «Ну, так и перекупщиком легко стать». Ну, посмеялись. А потому, что здесь он купил по выгодной цене машину и там ездит на ней. На несколько лет ему хватит.
Константин Чуриков: А можно на этих зарубежных дилеров, куда-нибудь в Японию настучать, чтобы они пропесочили, не знаю, московский автосалон, что он взятки берет, я не знаю?
Оксана Галькевич: Дилер, обычный салон, да?
Владимир Ларин: Уже были такие случаи, люди писали. Соответственно, они делают так называемые отписки: «Все разбирательства проводите в рамках законодательства своей страны». Ну а с этим у нас, как известно, тяжело. Ну, кто-то юристов приглашает, как говорится.
Константин Чуриков: Как у нас, так и них там.
Владимир Ларин: Качают дилеров на возврат этих «допов», допстраховок и так далее. То есть у кого-то это получается, а у кого-то не получается.
Константин Чуриков: Сколько лет вашему автомобилю? Всю неделю проводим опрос в проекте «Реальные цифры».
А мы благодарим за комментарий Владимира Ларина – это специалист по подборку автомобилей, все более и более дорогих автомобилей.
Оксана Галькевич: Ну что, друзья, впереди большой выпуск новостей, после мы вернемся. И еще у нас три интересные получасовки с разными темами.
Константин Чуриков: И одна из них – это «Темы дня с Сергеем Лесковым» в 19:30. Не пропустите!